Авторский блог Валентин Катасонов 11:29 28 декабря 2020

Как преодолеть отставание в электронике

здание «цифровой России» возводят из иностранных «кирпичей»
11

В 2014 году Минпром совместно с Минсвязи на волне экономических санкций против России разработали планы импортозамещения по электронной промышленности, средствам связи, вычислительной технике и программному обеспечению. Была утверждена «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года». Сегодня, когда 2020 год на излете, цифровизация в России по-прежнему осуществляется преимущественно с помощью импортных технологий.

Отставание России от лидеров электронной промышленности (прежде всего, США и Китая) — колоссальное и очень давнее. Много раз с самых высоких трибун звучали лозунги о необходимости преодолеть отставание. Но оно с каждым годом лишь увеличивалось. Во многих случаях 90 %, а иногда и 100 % внутренних потребностей в электронике в начале текущего десятилетия покрывалось за счет импорта.

Некоторой встряской для российского руководства стали события 2014 года. Тогда сначала США, а затем и их союзники стали вводить экономические санкции против России (после вхождения Крыма в состав Российской Федерации). А от импортной продукции электронной промышленности зависели все сферы российской жизни: быт, государственное управление, функционирование почти всех отраслей реальной экономики и инфраструктуры, социальная сфера, оборона. Была поставлена задача срочного импортозамещения продукции электронной промышленности.

Разработанная и принятая тогда «Стратегия» предусматривает, что к 2020 году мы «эмансипируемся» от иностранной микроэлектроники и ПО «в основном», а в 2025 году — «полностью» и «окончательно».

В дополнение и развитие «Стратегии» в апреле 2015 года глава Минпрома Денис Мантуров утвердил план мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности до 2020 года. Он включал 534 позиции. Производство некоторых видов конечной продукции и комплектующих предстояло начать с нуля, других — наращивать. Импорт некоторых видов оборудования к 2020 году должен был снизиться в разы, а каких-то видов — на десятки процентов. Например, к 2020 году объем зарубежного ввоза планшетов и смартфонов должен был снизиться со 100 % до 75 %. А доля зарубежных ПК на потребительском рынке не должна была в 2020 году превышать 90 %, а в закупках госсектора — 25 %.

После 2014-2015 годов в мире произошли события, которые сделали задачу импортозамещения еще более актуальной. В частности, в 2018 году Вашингтон официально заявил, что отныне начинает кибервойну против России (и до этого он проводил кибератаки против нашей страны, но теперь он будет делать регулярно и систематически; мол, это «ответ на кибератаки со стороны Москвы»). Использование американских технологий для цифровизации России стало смертельно опасным.

Особенно актуальной стала задача вытеснения импорта из закупок электронного оборудования и ПО органами государственного управления, а также государственными корпорациями и компаниями с участием в капитале государства.

Сегодня 2020 год уже на излёте.

Никаких официальных отчетов о выполнении вышеупомянутых «Стратегии» и плана 2015 года Минпром не делал. На сайте Росстата в разделе «Импортозамещение» (он был создан еще в 2014 году) никаких цифр, отражающих успехи отечественной промышленности в деле наполнения внутреннего рынка отечественной электроникой, нет.

По той, вероятно, причине, что особых успехов нет. Судя по косвенным данным, за истекшие неполные шесть лет наблюдалось в лучшем случае топтание на месте. Об этом отчасти свидетельствуют некоторые откровения чиновников Минпрома, руководителей ряда отечественных компаний отрасли, а также оценки независимых экспертов.

Особо стоит упомянуть такое событие, как конференция (форум) «Микроэлектроника 2020», проходившая в Ялте с 28 сентября по 3 октября нынешнего года. Освещение российскими СМИ этого мероприятия было более чем скромным. Хотя в форуме участвовало 1200 человек, представлявших 463 организации. На форуме выступали заместители председателя правительства Российской Федерации Ю. И. Борисов и Д. Н. Чернышенко; также заместители министров промышленности и торговли, энергетики, науки и высшего образования Российской Федерации, а также цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Одной из ключевых фигур на форуме был директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпрома В. В. Шпак. Чиновники Минпрома, отвечающего за развитие отрасли, назвали ряд цифр, некоторые из них просто шокирующие.

В закупках электронного оборудования органами государственного управления и государственными компаниями по-прежнему сохраняется иностранная составляющая.

По данным Василия Шпака, наибольший уровень импортозамещения достигнут в космической отрасли: более 80 % электронной компонентой базы (ЭКБ) занимают российские разработки. В оборонно-промышленном комплексе (ОПК) он ниже и оценивается лишь в 60 %.

Тревогу по поводу столь высокой импортной зависимости при закупках электроники для ОПК на Ялтинском форуме выразили и вице-премьеры Ю. И. Борисов и Д. Н. Чернышенко. На других направлениях (помимо космоса и обороны) доля российской продукции в государственных закупках оценивается примерно в 20 %.

Государственные закупки электроники в прошлом году составили без малого 5 % бюджетных расходов РФ. По трем направлениям высокотехнологического оборудования — медицинская техника, телекоммуникации, вычислительная техника — было разыграно в общей сложности около 300 тыс. лотов на сумму 850 млрд руб. В валютном эквиваленте при прошлогоднем курсе рубля получается сумма в 12-13 млрд долларов. Большую часть лотов выиграли иностранные поставщики.

Государственные заказчики до последнего времени предпочитали импортное электронное оборудование и импортные комплектующие (прежде всего, микросхемы). Действительно, импорт дешевле отечественных аналогов, а также имеет более высокие характеристики, чем отечественная продукция. Но потери от экономических санкций и блокировки гражданских и военных технических систем могут быть колоссальными, даже несовместимыми с жизнью российского государства. Это экономия типа экономии на оружии в условиях готовящейся или ведущейся войны.

О смертельно опасных «перекосах» в закупочной деятельности государства говорят многие факты и цифры. Так, в сентябре вице-премьер Юрий Борисов сообщил, что предприятия «Ростеха» смогли в 2019 году выиграть меньше половины запланированных госконтрактов на поставку радиоэлектронной высокотехнологичной продукции по нацпроектам из-за препятствий, созданных заказчиками торгов: из общей суммы в 100 млрд руб., на которые рассчитывала госкорпорация, она смогла получить заказов лишь на 45 млрд руб., остальные 55 млрд ушли иностранным поставщикам.

Степень реальной зависимости России от импортных цифровых технологий даже больше, чем это следует из тех цифр, которые время от времени оглашают наши чиновники. По той причине, что они производят подмену: вместо реального импортозамещения они дают показатели «локализации» отечественного производства конечной продукции. Минпром разработал специальный реестр отечественной продукции электронной промышленности. И государственным покупателям (заказчикам) рекомендовано приобретать ту продукцию, которая значится в указанном реестре. Увы, в этом списке немало таких видов продукции, которые имеют статус «локализованной», но российской, по сути, не являются. На такой продукции может стоять штамп (лейбл): «Сделано в России». Но на самом деле по многим позициям правильнее сказать: «Собрано в России» или «Доделано в России». На 80 или 90 % такая продукция может иметь иностранное происхождение (комплектующие, детали, интеллектуальная собственность и др.). В России происходит лишь «доводка» или «переупаковка» товара. Многие изделия, имеющие статус «локализованной продукции» и включенные в государственный реестр, могут иметь лишь 5–10 % стоимости, добавленной в России. Остальные 90–95 % — иностранного происхождения, эта часть уходит за рубеж в виде валюты. Специалисты говорят, что по многим позициям основная часть валютных платежей — в виде роялти, за использование иностранной интеллектуальной собственности (защищенной патентами и лицензиями).

В общем, ситуация катастрофическая. С приходом на пост премьера Михаила Мишустина, который, как говорят, хорошо разбирается в цифровой тематике, наметились некоторые шаги по исправлению такой ситуации. Ещё летом Минпром начал готовить проекты постановлений правительства в области импортозамещения электроники. Планируется введение в течение нескольких лет полного запрета на закупки иностранной электроники государством (органами государственного управления и государственными компаниями). Плюс к этому готовятся предложения по повышению импортных пошлин на многие виды продукции электронной промышленности. Такая мера призвана ускорить импортозамещение в иных (кроме государственного) секторах экономики.

Запрет в части, касающейся государственных закупок, распространяется не только на прямое приобретение иностранной электроники. Он действует и в том случае, если государственный заказ является более широким. Скажем, заказ на проектирование и строительство какого-то инфраструктурного объекта. В составе такого проекта и объекта иностранной электроники также быть не должно. Примечательно, что электронная продукция, производимая в зарубежных странах — членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), приравнивается к отечественной, включенной в единый реестр российской электронной продукции (параллельно с российским реестром электронной продукции создается реестр такой продукции в рамках ЕАЭС).

Одним из новшеств, содержащихся в проектах правительственных документов, является введение ответственности руководителей органов государственной власти и государственных компаний за нарушение квот по закупке отечественной электронной продукции.

Думаю, что упомянутый выше осенний форум в Ялте был подготовкой к принятию серии правительственных решений по импортозамещению на российском рынке электроники. Во вторник, 7 декабря, был обнародован один из правительственных документов на эту тему. Правительственное постановление, подписанное Мишустиным, устанавливает квоты — минимальные размеры государственных закупок отечественной продукции электроники на ближайшие два-три года.

Наиболее значимым для обеспечения национальной цифровой безопасности видом продукции считаются запоминающие устройства и устройства хранения. Квоты на такую продукцию российского происхождения определены по годам (%): 2021-й — 30, 2022-й — 40, 2023-й — 50. Квоты на бытовую электронную технику для госзакупок установлены в размере 50 % в следующем году, 75 % в 2022 году и 90 % с 2023 года. По радиоэлектронным средствам связи уже в 2022 году не менее 50 % закупок должно приходиться на отечественную продукцию, а в 2023 году — аж 90 %.

Цифры красивые, и им хочется верить. Но чтобы они стали реальностью, наверное, следует вспомнить важнейший принцип управления: отчётность о проделанной работе и ответственность за её выполнение (или невыполнение). Хотелось бы, чтобы правительство Мишустина в дополнение к новым постановлениям о развитии отечественной электроники провело полноценный «разбор полётов» по поводу того, как проходило импортозамещение на российском рынке электроники в 2014–2020 годах.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
28 декабря 2020 в 13:06

Уважаемый автор! Преодолеть отставание? Нет ничего проще! Нужно просто объявить 2021 годом науки и технологий, а в очереди на лидерство объявить первыми тех, кто в конце. Будем лидерами, но с другого конца.

28 декабря 2020 в 18:41

А. Коробейник угадывает президентские указивки:
Указ о проведении Года науки и технологий
Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий».

25 декабря 2020 года15:45
Текст Указа:

В целях дальнейшего развития науки и технологий в Российской Федерации постановляю:

1. Провести в 2021 году в Российской Федерации Год науки и технологий.

2. Администрации Президента Российской Федерации до 25 декабря 2020 г. образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года науки и технологий и утвердить его состав.

Только я уверен, что этой цидулей вова прикрывает какую-нибудь очередную пакость в отношении ученых. Не зря же научное сообщество обратилось за помощью к Мишустину в войне против пут . другана м. ковальчука.

29 декабря 2020 в 06:23

Любопытно узнать, а кто же это такие, кто опередил Россию в микроэлектронике?

28 декабря 2020 в 13:07

За такие "успехи" в импортозамещении Сталин отправил бы Мантурова в тюрьму - в лучшем случае...

Тотальный госзаказ на собственное производство элементной базы и готовых приборов должен быть основным способом решения этой проблемы. Выполнение конкретных показателей импортозамещения необходимо сделать частью контрактов с чиновниками Кабмина, руководителями проектных организаций и предприятий-изготовителей готовой продукции. Такие контракты должны быть обязательными и открытыми для граждан России, контролер их исполнения - президент. Только отечественная микроэлектроника может гарантировать обороноспособность России.

28 декабря 2020 в 18:07

Еще о Мантурове. "Бедняжка" уже усох от трудов непосильных и голос потерял. Не удивительно: заботиться одному о ВСЕЙ промышленности с торговлей впридачу. Современное производство очень сложное, одному человеку невозможно курировать всю промышленность. Необходимо иметь отдельное министерство торговли и несколько отраслевых министерств в промышленности включая электронное приборостроение.

28 декабря 2020 в 15:52

Международные корпорации не отдадут свою долю на микроэлектронном рынке, и не дадут развитию в какой-либо банановой республике. Тем более правительство действует под добровольным "гнетом" международного рынка, оно даже не использует рычаги в газовой сфере на европейские санкции...
Одна цель власти - пока не проснулся народ, набить карманы на сырье и его продажах.

28 декабря 2020 в 18:41

Видимо именно для реализации этих задач в области высоких технологий руководством страны дана установка на привлечение рабочей силы из Средней Азии. (...со своим инструментом ? )

28 декабря 2020 в 20:05

Пройдут годы и историки напишут, Президент Путин в силу низкого образовательного уровня не смог оценить развития мировых технологий в сторону децентрализации управления и перехода технологий в микромир.
Администрирование и контроль всего и вся из центра, не позволили России выйти на передовые рубежи науки и техники и окончательно обрекли ее на отставание и к добычным технологиям...

Увы, не будет у нас микроэлектроники на базе 4 мкм, пока "технологи" сидят в Бункере... Что же нам делать?

Нужно срочно убрать от производства ЧИПов тьму контролеров и разрешителей. Закрыть для них бюджетную кормушку и отдать деньги прямым производителям на местах!

Примитивизм в виде локальных успехов по пошиву тапочек и спортивных достижений вместо распределенных технологий приводит нас к бредовым идеям отдельных локальных достижений в виде сколко-силиконовых долин и бизнес-инкубаторов.

Нам нужен просто нулевой налог на производство и минимальный - на потребление.
Все это давно известно и не раз предложено в СЕТИ.
Жаль, что в Бункере нет Интернета...

28 декабря 2020 в 23:04

Подавляющая часть всей мировой электроники сейчас производится в Китае, в том числе и той её части, которая поступает на американские истребители F-35, корабли и подводные лодки, по крайней мере в части микропроцессоров и микросхем. Опасна ли такая зависимость для США - более чем, на эту тему даже фильмов апокалиптических достаточно снято, где показано как в момент вторжения Китая в США полностью отказывает вся американская электроника.
Очевидно, что наибольшую опасность представляют не простые полупроводниковые микросхемы или дискретные компоненты, типа транзисторов, резисторов и конденсаторов с индуктивностями, даже не десятки тысяч разных простых аналоговых и цифровых микросхем, а сверхбольшие микросхемы с собственной программой внутри, иначе говоря, однокристальные и прочие процессоры, которые ставятся ныне в пластиковые банковские карты оплаты, в сетевое оборудование, в телефоны, компьютеры. Современный автомобиль, а тем более танк, БПЛА, истребитель или подводная лодка, баллистическая ракета и боеголовка, установка ПВО, просто крылатая ракета - немыслимы без множества таких микропроцессоров. Есть ли такие процессоры у России и стоят ли они на наших вертолетах, истребителях, в С-400, в Су-57, Калибрах, во фрегатах, в Ангаре и Союзах - да, там стоят Эльбрусы и прочие микропроцессоры поменьше, которые давно и успешно производятся для нужд ВПК. В вертолете может быть миллион мелких электронных деталей (в вертолете Ми-28НМ не менее 3 основных бортовых ЭВМ, не менее 6 вспомогательных и около нескольких сот программируемых контроллеров и все это работает в единой сети передачи данных, в том числе и ракеты) и лишь менее 1% из этого миллиона электронных компонентов относятся к категории, которая требует особого внимания с точки зрения безопасности. В сборку резисторов или транзисторов с конденсаторами, в простые микросхемы попросту невозможно внедрить вредоносные схемы - такие схемы на порядок сложнее самих таких микросхем.

29 декабря 2020 в 00:29

- "Как преодолеть отставание в электронике".............

И, - КАК???

29 декабря 2020 в 06:36

Ввести войска, лучше сразу повсюду, включая Польшу. Либеральные паразиты на всех уровнях ощутят вселенский ужас осознав верный симптом выздоровления и возрождения подлинной имперской России, а потому побегут, поскачут, поползут стремглав прочь, опережая собственный визг, не осознавая даже, что бегут прямо на пулеметы.

1.0x