Авторский блог Игорь Корябин 18:50 13 декабря 2014

Заветные птицы Алёны Резник

Безусловно, можно спорить о том, что певице дается лучше: страстный цветаевский надрыв или «надромантическая экзистенциальность» Лорки, русская душа есенинского стиха или проникновение в душу и стиль старинного романса, огненная аффектация танго или жанр философской музыкальной баллады. Можно спорить и том, насколько сочетаемы в программе образцы разных музыкальных жанров. Наконец, можно спорить о самих интерпретациях тех или иных произведений как таковых. Бесспорно лишь одно: развитая природная музыкальность певицы и ее рафинированный актерский талант в наше сухое, прагматичное время незыблемо поднимают жанр камерного эстрадного исполнительства на одну из эталонных творческих высот.

«Потерянные птицы» – новая программа Алёны Резник, которая представлена на сцене Дома Высоцкого. В ней творчество этой певицы и актрисы как всегда предстает на стыке жанров поэтического слова, музыки и минималистского театра. И всё же замечание «как всегда» слишком уж просто и явно далеко от истинной сути происходящего, ибо музыкально-поэтический театр Алёны Резник – это всегда поиск, всегда не успокоенность большого чувства, всегда импровизация большой актёрской души.

Художественный «стык» трех названных составляющих творчества исполнительницы и на сей раз рождает ту мощную синкретику слушательского восприятия, благодаря которой за два часа программы совершенно непостижимым образом можно не только обжечься о холод жизненных невзгод, но и всецело растопить лёд человеческого недоверия и непонимания. Любовь и страсть, разлука и ревность, ликование и печаль, романтика чувства и мятежный полёт души, – всё это слилось в новой программе певицы, затрагивающей, в первую очередь, трагические струны человеческой души. И это неудивительно: ведь задуманный цикл посвящен поэтам Серебряного века, которым всегда было свойственно преломление чувства через метафоры трагических символов.

Метафора рождает поэтический образ, образ - поэтическое чувство. Чувство переходит в стихию слова, музыки и театра одной актрисы. Кажется, всё так просто, но за кажущейся простотой пульсирует яркая актёрская индивидуальность. Опорный стержень первой части вечера – старинные и современные романсы на стихи С.Есенина, И.Северянина, М.Цветаевой, но поэзия звучит и как самостоятельный жанр (цветаевские «После стольких роз, городов и тостов…» и «Любви старинные туманы», а также мандельштамовское «Я вздрагиваю от холода»). Во второй части, благодаря изысканному сплетению и взаимопроникновению родственных музыкальных жанров, полёт в глубины чувства происходит уже более пронзительно и более динамично: звучат философские, бравурные и сентиментальные миниатюры в стиле баллад, танго и босанова.

Особую изюминку новой программе придает её финал-сюрприз – три темпераментных латиноамериканских танго. Два из них – на музыку А. Пьяццоллы («Потерянные птицы» на слова М.Трехо и «Мария» на слова О.Феррер). Еще одно танго – на музыку Х.Карлоса и слова Э.Кадикамо. Эти три номера звучат на испанском, но язык страсти, отчаяния, горьких утрат и призрачных иллюзий перевода не требует. Тем более что философско-символическая квинтэссенция всего обсуждаемого цикла, название которому и дало танго «Потерянные птицы», изложена на страницах слушательской программки. «Потерянные птицы». Это мы с вами, это души каждого из нас, которые или возвращаются издалека, или которым не суждено возвратиться. Это души, которые еще можно вернуть и которые ушли от нас навсегда. Это те «потерянные птицы», потерять которых нам никак нельзя.

Именно об этом свой сакральный диалог с публикой – чрезвычайно искренний и доверительный – ведёт актриса и певица Алёна Резник. И именно поэтому после трагико-лирических и экспрессивно-чувственных музыкальных полётов программы неизбежно наступает умиротворение. Венчает цикл один из коронных хитов певицы «Я обещаю вам сады» (на стихи К.Бальмонта и музыку В.Багрова), который воспринимается как гимн прекрасной мечте, возможно – недостижимой, а возможно – и вполне реальной. Безусловно, каждый воспримет это по-своему. Единодушие будет достигнуто лишь в одном: с таким трепетным отношением к поэтическому слову, с такой безупречно выверенной расстановкой драматических акцентов и интонационных нюансов, с такой ясностью и цельностью собственного художественного мироощущения сегодня к музыкально-песенному материалу подходят далеко не многие исполнители.

Безусловно, можно спорить о том, что певице дается лучше: страстный цветаевский надрыв или «надромантическая экзистенциальность» Лорки, русская душа есенинского стиха или проникновение в душу и стиль старинного романса, огненная аффектация танго или жанр философской музыкальной баллады. Можно спорить и том, насколько сочетаемы в программе образцы разных музыкальных жанров. Наконец, можно спорить о самих интерпретациях тех или иных произведений как таковых. Бесспорно лишь одно: развитая природная музыкальность певицы и ее рафинированный актерский талант в наше сухое, прагматичное время незыблемо поднимают жанр камерного эстрадного исполнительства на одну из эталонных творческих высот.

Певческий голос – инструмент всегда особый и уникальный. Так и кристально чистый, наделённый душой и внутренним трепетом голос Алёны Резник невозможно спутать ни с каким другим. Его идеальную адекватность задачам актёрского камерного театра уверенно подтверждает и новая программа исполнительницы – программа, которая в музыкальной жизни столицы уже успела занять весьма значимую творческую нишу. «Потерянные птицы» – это программа-судьба, программа-озарение, программа-преодоление, прежде всего, преодоление нового рубежа в творчестве исполнительницы, ведь «потерянное», если иметь в виду художественную метафору, вовсе не кажется таковым, а предстает обретенным заново на очередном витке профессионального мастерства и накопленного певицей жизненного опыта.

Закономерно, что, подойдя к финалу нового песенного цикла, хочется поменять его название на противоположное. Хочется оттого, что формула «Непотерянные птицы» – это уже явная квинтэссенция того, что скрывает в своих подсознательных глубинах актёрская интерпретация программы Алёны Резник с символичным и очень емким названием «Потерянные птицы».

18 декабря в 19.00 в Доме Высоцкого (м.«Таганская», Нижний Таганский тупик,3) – моноспектакль Алёны Резник

1.0x