Признание т.н. «Святейшей церкви Украины» («СЦУ») со стороны какой-либо из пятнадцати поместных церквей грозит мировому Православию (земной части Церкви) полным исчезновением. А человечеству в целом, следовательно – тем, что «уже нынешнее поколение людей будет жить при Апокалипсисе». Ведь пришествие антихриста только и удерживает Церковь Православная.
Дело в том, что по канонам – то есть, положениям, установленным самими апостолами и их прямыми преемниками на Вселенских соборах I тысячелетия (которыми «Дух Святой водил»), – любой священник или мирянин, только помолившийся с еретиком или раскольником, подлежит анафеме. К еретикам и раскольникам относится абсолютно всё «духовенство СЦУ». Следовательно, молившиеся с ними или поминавшие их в общецерковной молитве Варфоломей, а также предстоятели Элладской и Александрийской церквей, подпадают под анафему. Но и помолившиеся с вошедшими в общение с еретиком подлежит отлучению. Таким образом, всё духовенство т.н. Константинопольской, Элладской и Александрийской церквей, которое «смиренно» молится со своими предстоятелями, де-факто становится еретиками.
А это уже значит, что уже представитель любой другой поместной церкви, пусть не признающий «СЦУ» и даже осуждающей самозванцев (как Антиохийская, Русская, Сербская, Польская, Чехословацкая, Американская церкви) помолившийся с представителями Элладской и Александрийской церквей, становится носителем вируса для своей (да и любой другой) церкви. Если его самого сразу после этого не извергнуть из сана. Ну, или не подвергнуть «очищению» через церковный суд.
Беда пришла – закрывай притвор
«Все это очень неприятные богословские вопросы, но оставаясь последовательными в каноническом Православии, мы не можем от них просто отмахнуться, – признаёт член синодальной богословской комиссии РПЦ протоиерей Андрей Новиков. – Беда, страшная беда!».
Ворота нашей церковной территории перед этой бедой следовало закрыть ещё год назад, после того, как синод РПЦ констатировал: «Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими "епископами" и "клириками", посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и… делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами».
Тогда же и патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил отдельно: «Если одна из Церквей поддерживает раскольников, если одна из Церквей нарушает каноны, то она перестает быть Православной Церковью». Но в подтверждение этих слов ничего на протяжении года сделано не было. Никто не созвал всеправославного обличения деяний Фанара; никто не созвал архиерейского собора для осуждения канонических преступлений Варфоломея. Отсутствие чёткого предупреждения РПЦ о последствиях евхаристического общения с впавшим в ереси Экуменическим патриархатом и позволило вечно запуганным вассалам Госдепа решиться на признание «СЦУ».
С этим соглашается и экс-глава ОВЦС УПЦ (МП), экс-замглавы Учебного комитета РПЦ, клирик Московской епархии архимандрит Кирилл Говорун: «После создания прецедента признания ПЦУ Православной церковью Эллады и половинчатой реакции Москвы и другие Церкви подтянулись. Процесс признания ПЦУ происходит с турбо-скоростью. Ритм с лагом в месяце - это турбо-режим по сравнению с десятилетними лагами – как это было когда-то с другими церквами».
Наконец, и многолетний наставник о. Кирилла патриарх Московский Кирилл предельно ясно артикулировал в начале месяца: «Мы не можем допустить, чтобы в Православии возникло некое подобие папизма, "квазипапизм"… И папа, и патриарх, который хочет стать папой, становятся очень притягательной целью для сильных мира сего, а влияние извне на одного человека может погубить Церковь».
Значит, чтобы не «погубить Церковь» (земную, очевидно), папизм Стамбула должен быть предан анафеме так же, как тысячу лет назад – папизм римский. Более того, тогда случай был не таким запущенным. Сейчас же восточный папизм расцвёл целым букетом сопутствующих и переплетающихся ересей. Основные из них:
– подмена первенства чести некогда столичной кафедры, претензией на первенство власти над всей Церковью;
– лжеучение о праве стамбульского епископа на отмену и пересмотр анафем и прещений Поместных Церквей;
– искажение смысла исторического титула «Вселенский» и понятия «Церковь Мать»;
– вторжение на канонические территории других поместных церквей;
И, вот, когда уже писалась данная статья, Экуменический патриархат начал вторжение на каноническую территорию Православной церкви Чешских земель и Словакии (ПЦЧС). В данном случае было нарушено сразу несколько канонов. Но к чехословацкой ситуации лучше всего подходит 8-е правило III Вселенского собора.
двойной клик - редактировать изображение
Василий Суриков. Третий Вселенский собор. Эскиз росписи для храма Христа Спасителя
Данное правило запрещает епископу распространять власть на епархию, которая никогда не подчинялась ни ему, ни его предшественникам. А Великая Моравия вообще никогда не пребывала в юрисдикции Константинополя, не говоря о Стамбуле.
Это, пожалуй, предмет первоочередного рассмотрения архиерейским собором ПЦЧС, ведь только Варфоломей (не говоря о его предшественниках в XX в.) пытался дважды распространять свою власть на территорию ПЦЧЗ (в 1998–2016 гг. и в 2019 г.).
Но означает ли это, что Стамбул имеет некие права на епархии, сотни лет тому подчинявшиеся Константинополю?
Ни один из Вселенских соборов не даёт оснований для подобных толкований.
«Да низвержен будет!»
Для удобства, каноны, обличающие преступное вторжение Варфоломея на чужие канонические территории, даём по возможности на современным языком (церковнославянский исходник – по ссылкам).
Правило 35 Святых Апостолов: «Епископ да не смеет за пределами своей епархии (в городах и селениях, ему не подчиненных) возводить кого-либо в сан. И если обличен будет, что сотворил таковое без согласия тех, кому подчинены (духовно) эти города или селения, да низвержен будет как он, так и поставленные от него». Считать ли «возведением в сан» признание со стороны епископа Стамбула Варфоломеем священниками всех ряженных из т.н. «Киевского патриархата» и «Украинской православной автокефальной церкви» («УАПЦ»), которое он совершил в октябре прошлого года без согласия епископов канонической УПЦ (МП)? Это должен решить Архиерейский собор РПЦ.
двойной клик - редактировать изображение
2-е правило II Вселенского Собора: «Епископы… да не распространяют свою власть на церкви за пределами своей области… Без приглашения епископы да не выходят за пределы своей области для рукоположения, или какого-либо другого церковного распоряжения». Таким образом, церковному суду за преступление вышеуказанного канона подлежит митр. Эммануэль Галльский – ближайший помощник Варфоломея, который по поручению последнего руководил т.н. «Объединительным собором СЦУ». Его соучастники – экзархи Экуменического патриархата на Украине, также прибыли в Киев без приглашения митрополита Киевского Онуфрия. Равным образом попрал каноны сам Варфоломей, назначивший своих экзархов на канонической территории РПЦ. 13 правило поместного Антиохийского собора уточняет, что за подобные деяния полагается немедленное извержение из своего чина святым собором».
Эти правила с различными уточнениями с десяток раз повторяются в постановлениях нескольких поместных соборов, вошедших в общий для всего Православия свод церковного права.
И с десяток раз только Варфоломей (оставим на Суд Божий его предшественников) преступил эти каноны, сохраняющие единство и святость Церкви. Её соборный (да и апостольский) строй.
Самые вопиющие преступления нынешнего стамбульского понтифика (или «президента тела православия», каковым он сам себя провозгласил) мы рассмотрим в следующих статьях.