Авторский блог Андрис Сергеев 10:59 16 сентября 2013

Затерявшаяся почва

Немецкий язык мне преподавал человек, который в свои шестьдесят лет был довольно желчным русофобом. И его русофобия была для меня своеобразной прививкой от этой духовной болезни, которая во мне обычно присутствует на уровне редкого недоумения. Так, на одном из уроков преподаватель сказал, что в ГДР было грязно только рядом с советскими военными базами и, проходя мимо одной, он испачкал туфли и брюки, словно в России.

Немецкий язык мне преподавал человек, который в свои шестьдесят лет был довольно желчным русофобом. И его русофобия была для меня своеобразной прививкой от этой духовной болезни, которая во мне обычно присутствует на уровне редкого недоумения. Так, на одном из уроков преподаватель сказал, что в ГДР было грязно только рядом с советскими военными базами и, проходя мимо одной, он испачкал туфли и брюки, словно в России.

Конечно, можно понять, что танки, выезжая из поля на асфальт, несут в гусеницах десятки килограммов почвы, и что это вынужденная неизбежность. Но в то же время проблема грязи решается хотя бы обычными дворниками и уборочными машинами. Но она не решалась, как не решается и теперь в съежившейся метрополии.

Почва является источником возникновения грязи во многих русских городах. Почва всегда готова растрачивать себя, вымываться, рассеиваться, исчезать под натиском индустрии. Самое печальное – это видеть, как почва появляется в виде грязи на улицах, хотя почва более редкий феномен, чем вода и за ней надо бережно следить.

Я могу на примере города Саратова сказать, откуда берется на его улицах грязь. Город расположен в лощине, как большинство поволжских городов, и выжженная азиатским солнцем земля на возвышениях становится «лысой», она не может удержать саму себя и ветром разносится по городу. В самом городе автолюбители ставят свои машины на газон во дворах, который превращается в грязное месиво и размазывается шинами по улицам, не хуже чем танковыми гусеницами. С самих газонов во время дождя почва словно вытекает, потому что находится по уровню выше асфальтового покрытия. Можно добавить сюда пыльные бури, против которых усиленно боролись в последние годы правления И.Сталина, создав бесчисленное количество лесопосадок, – они стали зеленой «Китайской стеной», которая пересекает все Поволжье, но охраняет от дыхания восточных пустынь только Северо-запад России.

Проблемы уличной грязи давно бы не было, но апокрифическое «дураки и дороги», заваливает Россию тем, что должно быть в полях и в газонах. И не знаешь, куда девать «программные» рассказы преподавателя, когда гуляешь по русскому городу и понимаешь, что доля правды разбросана по всюду.

Медлить с этой проблемой нельзя. В России новое поколение не должно привыкать к уличной грязи, как поневоле привыкли многие из нас. Решение здесь самое простое. Нормой для каждого двора должен стать крепкий густой газон и покрытие из булыжника или плитки, которое находится выше, а не ниже газона; особая культура автолюбителей, которая должна формироваться благодаря системе неминуемых штрафов.

Русский ландшафт в отличие от ландшафта Западной Европы до сих пор не окультурен. Он живет сам по себе. В Англии уже в XIX веке трудно было найти пространство, которое не было подвергнуто вмешательству человека. В России постсоветская дикость и заброшенность окологородских территорий зачастую входит в само пространство города и начинает диктовать свои правила, – разрушаются тротуары, зарастают борщевиком парки. Картина унылости и Божьей покинутости есть печальная оппозиция к Английскому саду – образу рая на земле. Цель, к которой нужно стремиться – это превратить Россию в единый цветущий сад, где каждый клочок земли находится под контролем государства, где проявлена забота и любовь к почве, которую в свое время отступающие немцы вывозили вагонами. Тогда не будут гореть леса, трескаться в ширину с ладонь плодородный грунт, не будут бунтовать народы и ввозиться ядерные отходы со всего мира, превращая Россию в химическую свалку.

Возделывание огромного русского сада начнется со двора и улицы рядового провинциального города, с города перейдет на деревни и далее выборочно на леса и поля. Россия станет удобной для жизни и привлекательной для туризма. Дело начинается с малого. Процветающая страна вырастает из окультуренной почвы.

1.0x