Авторский блог Алексей Анпилогов 13:20 19 октября 2017

Зарница перед бурей

XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов и противоречия глобализма

15 октября в российском Сочи открылся XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, собравший на своих площадках более 30 тысяч делегатов из 118 стран мира.

Этот фестиваль можно считать по-своему юбилейным: 2017-й год совпал со столетием Великой Октябрьской революции и семидесятилетием фестивального движения. Первый Всемирный фестиваль молодёжи и студентов прошёл в 1947 году в Праге, всего лишь через два года после освобождения столицы Чехословакии от немецкого фашизма.

Наша страна впервые принимала Всемирный фестиваль в июле 1957 года — тогда Москву посетили более 34 тысяч делегатов, и он стал самым массовым по числу участников. Тогда, в июле 1957 года, ещё никто не знал, что чуть позже Советский Союз выведет на орбиту первый искусственный спутник Земли, и человечество станет космической цивилизацией.

Нынешний, XIX фестиваль пытается пробросить исторический и смысловой мостик именно к этим событиям — к великой русской революции, которая драматически и фундаментально изменила всю мировую динамику XX века, к столь же великому подвигу в Великой Отечественной войне и важнейшей победе СССР и "красного" проекта над мировым фашизмом, к послевоенным успехам Советского Союза в деле построения нового, справедливого общества и международного мироустройства, к идеологии безусловного стремления к светлому будущему и к новым сияющим высотам прогресса.

Этот посыл открыто прозвучал в торжественной речи президента России Владимира Путина, которую он произнёс на открытии фестиваля: "Молодое поколение всегда привносит в мир новаторские идеи, вам свойственны эксперименты, споры. Создавайте своё будущее, стремитесь изменить, сделать его лучше. Всё в ваших силах, главное — идти только вперёд", — сказал глава России.

Речь с таким содержанием вполне была бы уместна и в 1917-м, и в 1947-м, и в 1957-м году. Пожалуй, лишь в 1985-м году, на втором Московском фестивале молодёжи и студентов, такие слова звучали бы в диссонанс с происходящим в реальной жизни — тогда СССР уже потерял внутреннюю динамику, а социалистический проект уже откровенно топтался на месте. В силу чего "шаг вперёд" стартовавшей именно тогда горбачёвской Perestoyka оказался одновременно и шагом в пропасть.

Этот простой вопрос "Камо грядеши?" ("Куда идёшь?") впору сегодня задавать и фестивальному движению, и самой России. С одной стороны — идеологическая повестка фестивального движения формально претерпела минимальные изменения. "За мир, солидарность, социальную справедливость, против империализма, уважая наше прошлое, строим наше будущее". Это, кстати, девиз не 1957 года, а самого что ни на есть 2017-го!

С другой стороны — а не об "энергетической" ли империи говорили в России всего лишь около пяти лет тому назад? И не о возрождении или забвении имперского сознания, как российского и советского, так и западного, постоянно идёт дискуссия в России и во всём мире? Чем сегодня является Россия: новой реинкарнацией "красного" проекта всемирной справедливости — или же просто молодым, хотя уже достаточно "зубастым" империалистическим хищником, вступившим в гонку с Западом? Да и кто, если не секрет, сегодня поддерживает фестивальное движение против мировых империалистов, коль они по-прежнему существуют? Делает ли это "ось зла", которую переназначают каждый год в Вашингтоне? Или, не дай бог, антиимпериалистов поддерживают имперские, по сути, структуры США и Евросоюза? Или это делает власть возрождающейся имперской России?

Что сказать: на все эти прямые вопросы нет простых ответов. Пожалуй, не обижая никого лично, ведь в фестивальном движении и в левой политике есть масса искренних людей, можно сказать, что пока "красный" проект, чьим знаменем всегда были Всемирные фестивали, находится на историческом перепутье, а то и в трагическом безвременье, практически выпадая из хода истории. Кстати, такое состояние ему переживать не впервой: всего лишь чуть больше века тому назад, в начале 1900-х годов казалось, что мировое рабочее движение тихо скончалось. Капиталисты тогда смогли разрешить основное противоречие XIX века, цикличность национальных рынков, перейдя к тому самому империализму, о котором писал Ленин. Но уже через каких-то десять лет весь мир погрузился в пучину Первой мировой войны.

Нынешние противоречия глобализма, новой реинкарнации классического империализма, столь же фундаментальны, как и существовавшие век тому назад. Пожалуй, сегодня мы уже живём в последнее спокойное десятилетие: мировая динамика всё отчётливее сползает от глобального мира к столь же глобальной войне. В такой ситуации, конечно, важно уважать и изучать прошлое — в нём есть уроки для грядущего. Но в прошлом нет готовых рецептов и методик построения будущего, которое почему-то в России подразумевается как поддержание некоей выдуманной "стабильности" настоящего. Стабильности в сегодняшнем мире нет. Мы все идём в неспокойное будущее, где фестиваль 2017 года, наверное, станет одной из последних ярких вспышек перед грядущей бурей.

1.0x