Авторский блог Владимир Бондаренко 00:00 9 июля 2015

Заметки Зоила

Хватит нашим идеологам подсовывать русскому читателю навозные шары дешевой беллетристики. В свое время русский купец Сытин издавал массовыми тиражами самых лучших русских писателей, а не Пинкертонов. Где в правительстве наши Сытины? Наши Мамонтовы? Наши Дягилевы? Наступает новое ответственное время, когда читателю требуется и новый герой, и новая высокая жертвенность.

В современной русской литературе сейчас наступает период зрелости. Уже можно выдавать на гора как русскую классику начала двадцать первого века книги Александра Проханова и Владимира Личутина, Сергея Есина и Станислава Куняева, Эдуарда Лимонова и Владимира Крупина. Уже вошли в период высшей зрелости Вера Галактионова и Татьяна Набатникова, Юрий Поляков и Александр Сегень, Павел Крусанов и Сергей Носов, Игорь Тюленев и Евгений Семичев.

И самое главное, набрали полную силу, взматерели писатели нового века, пусть уже и возраставшие в период распада Державы, но отказавшиеся от роли певцов этого распада. Великолепные русские писатели Дмитрий Новиков и Андрей Антипин, Захар Прилепин и Сергей Шаргунов, Роман Сенчин и Михаил Елизаров, Алексей Иванов и Александр Терехов…

Есть еще сила в пороховнице, не оскудела земля русская…

Но что же мешает читателям разглядеть хорошо и внимательно новую литературную смену, почему не рвутся к книжным полкам? Какая-то безнадежная пелена быковщины, какой-то едкий налет шендеровщины, приправленный сладким соусом динорубиновской беллетристики окружает все наше книжное литературное пространство. Мало того, что вся эта рвущаяся на первые полки магазинов дешевая беллетристика еще и отвращает от России , как таковой, заявляет о ее безнадежности, дремучести, невежественности, но эта псевдолитература стремится занять место самой литературы. И государственные хозяева книжного рынка во многом ей потворствуют. Если они не хотят иметь ничего общего с русским государством, пусть и стоят где-нибудь на обочине, не суются на главную трассу словесности. Они сейчас дают самые грязные интервью западным газетам: и Людмила Улицкая, и Марат Гельман, и Дмитрий Быков. Так пусть и живут в том привлекательном мире. Но там они никому не нужны. Продаются они только здесь, у нас, вот так и стоят в раскоряку, одной ногой на западе, другой — в ненавистной, но все еще необходимой им России. Мне они неинтересны, мне непонятно до каких пор будут их подкармливать из бюджетного, народного кармана. Не пора ли нашим культурным властям менять свои пристрастия? Не пора ли давать государственные премии, гранты другим людям, менять издательскую политику? Вот посмотрим на Дмитрия Быкова.

Дмитрий Быков — это и на самом деле, как его кто-то уже сравнил, похож на толстого навозного жука. Как и положено жуку, он катит перед собой шар навозной шелухи, выдавая за высокую литературу. Он может выдать вам левый сюжет, правый сюжет, одеться в попа, в раввина, даже в мусульманина, и все будет красовито, но фальшиво, и рано или поздно оборачиваться полной бессмыслицей. Сидит в нем и самая махровая зависть. Не в силах скрыть ее, сам Быков оправдывается, применительно к Иосифу Бродскому, грязно обруганному им, мол, кто не позавидует Нобелевской премии. Да не Нобелевской премии Быков завидует, а таланту, любому большому таланту. Видит, что это ему не по карману. А большому таланту всегда приличествует и величие замысла, которого у Быкова и не водится. Казалось бы, что мешает, не нравится русская идея, возьми еврейскую, иудейскую идею, или же еще какую-нибудь, стань певцом какого-то большого смысла. Но у таких ремесленников, также и у Шендеровича, у Веллера, у Шишкина, Ерофеева, больших идей не водится. Вот и остаются они в самом болоте, и не способны разжечь своих читателей. Разве что отпугивают от всей литературы.

Их блестящие навозные шары издали притягивают, но обман быстро открывается. А искать что-то другое читатель уже не хочет. Отсюда и возникает исчезновение интереса к чтению.

Хватит нашим идеологам подсовывать русскому читателю навозные шары дешевой беллетристики. В свое время русский купец Сытин издавал массовыми тиражами самых лучших русских писателей, а не Пинкертонов. Где в правительстве наши Сытины? Наши Мамонтовы? Наши Дягилевы? Наступает новое ответственное время, когда читателю требуется и новый герой, и новая высокая жертвенность.

Прилепин вместо Быкова, Антипин вместо Шендеровича, Тюленев вместе Гельмана, Проханов вместо Ерофеева.

Наступает время высокой национальной литературы!

1.0x