Кто и зачем обрек на смерть сотни молодых русских женщин в самом конце Первой мировой войны? И во имя чего эту смерть нынче воспели на экране? Куда ни пойди — везде тебя преследует реклама фильма "Батальонъ" (именно так, "дореволюционно", с "ером" в конце и с претензией на полную историческую достоверность), с полем красных маков и одинокой фигуркой стриженной "под ноль" женщины в военной форме с винтовкой Мосина за правым плечом. Что это за символизм?
Ладно, красные маки — признанный символ Первой мировой в Великобритании, но за её пределами они сегодня воспринимаются как что-то типа пресловутого "опиума для народа".
Которого создатели "Батальона" то ли объелись сами, то ли хотят этой "наркотой" накормить зрителей, то ли то и другое вместе.
Вообще, исторический факт, положенный в основу фильма, на героическую сагу, мягко говоря, "не тянет".
Женский "батальон смерти" был создан уже тогда, когда война унесла жизни миллионов солдат и гражданского населения, когда всем стала видна бессмысленность этой всемирной бойни. 21 июня 1917 года на площади у Исаакиевского собора состоялась торжественная церемония вручения личному составу белого знамени с надписью "Первая женская военная команда смерти Марии Бочкаревой". Создание женского "батальона смерти" — идея Керенского и его клевретов, когда уже вся российская армия отказывалась воевать за Временное правительство.
Тут-то и пригодилась воинственная сибирячка Мария Леонтьевна Бочкарёва, унтер-офицер и кавалер Георгиевского креста, которую глава Временного правительства попросил возглавить первое в истории женское военное подразделение.
Особой славы в боях оно не снискало, и до сих пор его известность определялась больше "защитой" Зимнего дворца от большевистских отрядов вечером 25 октября 1917 года.
Кстати, сама Бочкарёва после Октября помчалась в родную Сибирь, потом через Дальний Восток ездила выпрашивать у президента США Вудро Вильсона и короля Великобритании Георга V вооружение и деньги для Белой армии, естественно, на унизительных для России условиях. То есть выступала не столько в роли русской Жанны д`Арк, сколько в роли нынешнего Саакашвили, который точно так же выпрашивает сегодня у Барака Обамы оружие для украинской хунты. Как итог, в 1920 году по решению особого отдела ВЧК Марию Бочкареву расстреляли в Красноярске.
Так что задачей создателей фильма было не воссоздание исторической правды, а её "художественное осмысление", которое на поверку обернулось примитивной фальсификацией.
Фальшь фильма "Батальонъ" чувствуется за версту. И чем этот фильм приглянулся нашей "властной вертикали"?
Лично мне хотелось отдать под суд и эту командиршу Бочкареву, и ее начальников. Ладно бы они устроили всё это в начале Первой мировой, где-нибудь в августе четырнадцатого, когда псевдопатриотизмом переболели почти все: от Маяковского до Есенина, и даже Игорь Северянин писал: "Тогда ваш нежный, ваш единственный, / Я поведу вас на Берлин!", — уже через полгода поэт утверждал противоположное и призывал к миру.
Нет, понятно, что Временное правительство было союзником Антанты и Соединенных Штатов Америки (которые вступили в войну в апреле 1917 года). И не просто союзником, а пришло к власти в результате заговора держав Антанты, целью которого было лишить Россию её доли в плодах победы, поскольку все обязательства Лондона и Парижа после свержения Николая II "утратили силу" — точно так же, как "утратили силу" все обязательства Запада перед Советским Союзом после Беловежских соглашений.
Получается, что "Батальонъ" прославляет союз демократической России с демократическим Западом, скрепленный кровью женского "батальона смерти".
Ну, и большая ложь неизбежно порождает множество мелких.
Вся эта суррогатная женская армия выглядит в фильме нелепо и фальшиво — особенно когда хрупкие молодые женщины, почти девочки, лихо врукопашную справляются с бывалыми немецкими фронтовиками. Нелепо выглядят и княгиня Тенишева, вдруг оказавшаяся беременной на фронте, и хрупкая тонюсенькая евреечка Ривка, бросающаяся на гранату. Что ей-то было делать в женском "батальоне смерти"?
Конечно, сюжетные параллели с прославленными "А зори здесь тихие" 1972 года налицо. Но вот исполнение, как сейчас говорят, "ниже плинтуса". В фильме Станислава Ростоцкого были и величие замысла, и добротная литературная основа, повесть Бориса Васильева, и яркие характеры, и осмысленный героизм. А здесь?
— Мы, конечно, волновались, как он воспримет нашу работу, но Путин сказал, что фильм очень хороший, — рассказал "Комсомольской правде" режиссер фильма "Батальонъ" Дмитрий Месхиев. — Это большая честь для нас, что он посмотрел наше кино.
Якобы президент России назвал фильм вдохновляющим. Но как это соотносится с реальными событиями времен Первой мировой? Знаете, каким был гимн женского "батальона смерти"?
"Со всех сторон России пришли мы воевать,
Поднялись мы стихийно за право умирать.
Нам нет домой возврата, отвергла нас семья.
Мы женщины-солдаты, пусть примет нас земля".
Значит, не за победу, не за родной дом, не за родных и близких воевали эти "женщины-солдаты", а за "право умирать" и быть принятыми землёй? Эдакий феминизм наизнанку с мотивами суицида… Ради чего? Тогда, повторюсь, женский "батальон смерти" создавал сам Керенский, впоследствии покинувший Россию и благополучно доживавший свои дни в Америке. Кто же сейчас пролоббировал создание такого фильма, и какие параллели тут можно провести?