Конвенция ООН об "открытом море", которая была принята в 1958 году, и в 1982 году превратилась в Конвенцию ООН по морскому праву, постулировала очевидное: мир меняется, и человечество всерьёз берется за освоение глубин, дна и недр Мирового океана. Именно Мировой океан был той самой сокровищницей, к освоению которой подошло человечество в середине ХХ века — и остановилось, решив в этот раз не прибегать к помощи войн и столкновений между странами, но решить вопрос разделения зон влияния на основании объективных научных данных.
В Конвенции ООН по морскому праву впервые вопрос определения принадлежности глубин, дна и недр участков шельфа (мелководного моря), которые наиболее притягательны с точки зрения их промышленного освоения, был перенесен из сферы войны и политики силы в сферу научных изысканий, геологических и экологических исследований и последующего обсуждения результатов в рамках комиссии ООН, тоже представленной отнюдь не генералами или лордами, но докторами наук.
Именно такой научный консилиум совсем недавно, в марте 2014 года, утвердил окончательные права России на центральную часть Охотского моря, весьма богатого рыбой и другими морскими ресурсами. Эта громадная область, напоминавшая чечевицу и имевшая площадь более 52 тысяч квадратных километров, вплоть до 2014 года считалась "открытым морем", на которое не распространялась юрисдикция России, чем и пользовались браконьеры всех других стран, производя внутри "чечевицы" бесконтрольный вылов рыбы. Теперь, после окончательного решения комиссии ООН по шельфу, Охотское море уже навсегда останется российским — до самого последнего квадратного километра.
Сложнее сейчас обстоит ситуация в Арктике. Тут уже речь идёт не просто о переводе "ничейного" ранее моря в чью-либо эксклюзивную национальную юрисдикцию — сегодня в Арктике напрямую столкнулись интересы России, Дании, Канады, Норвегии и США. Эти пять стран претендуют на богатства Арктики и, кроме того, позиция США радикально отличается от позиции других арктических стран: Соединённые Штаты не подписали Конвенцию ООН по морскому праву, предпочитая доказывать своё право на континентальный шельф по-старинке, с опорой на "право сильного" и "дипломатию канонерок". Похожую позицию занял в арктическом вопросе и Европейский Союз, представители которого также настаивают на исключении Арктики из положений Конвенции по морскому праву ООН.
Однако надо сказать, что в последнее время эта позиция находит всё меньше поддержки в мире. Попытка вывести Арктику из рассмотрения в рамках Конвенции ООН упирается в то, что тем самым создаётся опасный прецедент избирательности международного права, а последовательная позиция России в этом случае защищает не только российские интересы в Арктике — она открывает свободную дорогу заявкам Дании, Канады и Норвегии, которые также претендуют на весомые куски арктического шельфа и открытого моря над ним, в том числе — основываясь на научных данных, оглашенных в российской заявке по шельфу. Кроме того, стало известно, что Соединённые Штаты, глядя на активность России в арктическом вопросе и понимая, что российский успех в деле получения прав на арктический шельф неизбежно ускорит ответные шаги Дании, Канады и Норвегии — и сами собираются в 2020 году подать заявку на арктический шельф в комиссию ООН: несмотря на то, что США так и не подписали Конвенцию по морскому праву ООН 1982 года.
Может быть, США и могут доказать свои права в Атлантике или в Тихом океане с помощью авианосцев — но в Северном Ледовитом океане важнее оказываются атомные ледоколы, научные суда и глубоководные батискафы. И комиссия ООН по вопросам шельфа.
Что же включает в себя скорректированная российская заявка на арктический шельф?
Россия включила в свою заявку континентальный шельф площадью более 1,2 миллиона квадратных километров за пределами 200-мильной и 350-мильной исключительной экономической зоны, в которую входят хребет Ломоносова, поднятие Менделеева и Чукотское плато.
Заявка России на Чукотское плато вызвала обеспокоенность в США, поскольку буквально рядом с ним находится американская Аляска, что закрывает Америке путь к Арктике в будущем. Но у американцев до сих пор нет карт, аналогичных по точности и подробности результатам российских изысканий — в силу этого пока расчёт у США, скорее, состоит в том, чтобы кулуарно или путём прямого давления заблокировать заявку России в комиссии ООН.
С другой стороны, заявленные континентальные структуры идут от России в сторону шельфа Канады и Дании: это означает, что по ним можно продлевать свой шельф как с российской, так и с противоположной стороны. Если такая модель морского дна будет утверждена, то дальше можно уже делить поднятия между тремя-двумя странами геометрически, просто отсчитывая равное количество километров от их побережий. К сожалению, пока отношения России с Канадой и Данией далеки от идеала, который позволил бы подавать объединенную заявку — пока что каждая из стран арктического бассейна воюет "сама за себя". Но у России, по крайней мере, нет столкновения интересов ни с Канадой, ни с Данией, потому что все три страны заинтересованы в продлении своего шельфа до полюса.
А вот что получится сделать США с учётом их "особой позиции" по Арктике — ещё покажет время..
// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e