Авторский блог Татьяна Воеводина 00:00 2 июня 2016

Белый кот на воеводстве

Сегодня важные государственные мероприятия всё больше смахивают на тусовку сетевого маркетинга. Или на самодеятельность в заштатном клубе. Важные лица пляшут, поют, рыбачат, физкультурятся – подлинно ДК. Не слишком умело, зато прикольно. А умело и не надо: зрителям приятно, что вот именно так лично они проделали бы аналогичные экзерсисы. В результате государственные фигуры становятся им ближе, имидж наших начальников утепляется, они становятся чем-то вроде твоих соседей по лестничной клетке или дачным шести соткам. Их начинают любить, за них голосуют – за таких простых и весёлых и не вызывающих подозрения, что они что-то умеют или понимают такое, чего не понимает или не умеет рядовой телезритель. Они всего лишь актёры, играющие спектакль? Ну да, актёры. А так нынче и полагается.

Мария Захарова, любимая народом "наша Маша", простая, с непрокрашенной по-модному шевелюрой, актуальным причесоном "только с постели", напоминающая одновременно тысячи Маш: из магазинов, бухгалтерий, бесчисленных офисов, — так вот, эта главная Маша нашей международной политики стала нам ещё роднее и ближе.

Что же она совершила? Прочирикала что-нибудь свеженькое в Твиттере? Это само собой: в Твиттере она постоянно чирикает; и то сказать — не утруждать же поклонников крупными формами, тем более что американские мудрецы точно установили: средний обыватель не способен отслеживать развёртывание какой-то мысли дольше трёх минут — отвлекается и теряет интерес. А потому Твиттер и только Твиттер. Но надо идти дальше, не останавливаясь на достигнутом, и, отвечая на современные вызовы, находить, в духе времени, инновационные, креативные решения.

И наша Маша нашла! Она пустилась в пляс. На саммите Россия—АСЕАН в Сочи наша Маша зажигательно исполнила "Калинку". Судя по отзывам в интернете, зрителям понравилось. Даже гламурная балерина Волочкова откликнулась: похвалила элемент "верёвочка". А меня впечатлили каблуки: они у плясуньи были сантиметров в пятнадцать. Я на таких и ходить не могу, а она — пляшет! Так что респект и уважуха, наша Маша! Без шуток, пипл доволен: одна моя продавщица, в прошлом учительница литературы, даже сравнила Машино выступление с пляской Наташи Ростовой. Помните? "Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приёмы?.. Но дух и приёмы эти были те самые... русские, которых и ждал от неё дядюшка". Вот и мои тётушки-продавщицы тоже порадовались.

По правде сказать, Маша не изобрела жанр политической пляски, а шла по пути старших товарищей: Обама танцевал танго в Аргентине, а Ельцин — так и вовсе дирижировал оркестром; сдаётся мне, что там тоже звучала "Калинка". Но таким образцам и подражать не грех.

Сегодня важные государственные мероприятия всё больше смахивают на тусовку сетевого маркетинга. Или на самодеятельность в заштатном клубе. Важные лица пляшут, поют, рыбачат, физкультурят — подлинно ДК.

Не слишком умело, зато прикольно. А умело и не надо: зрителям приятно, что вот именно так лично они проделали бы аналогичные экзерсисы. В результате государственные фигуры становятся им ближе, имидж наших начальников утепляется, они становятся чем-то вроде твоих соседей по лестничной клетке или дачным шести соткам. Их начинают любить, за них голосуют — за таких простых и весёлых и не вызывающих подозрения, что они что-то умеют или понимают такое, чего не понимает или не умеет рядовой телезритель.

Они всего лишь актёры, играющие спектакль? Ну да, актёры. А так нынче и полагается. Это в позапрошлом веке стародавний коллега нашей Маши припечатал Николая I, обозвав именно актёром: "Ты, — говорит, — был не царь, а лицедей". Тогда лицедеем быть считалось стыдно — на царском месте, во всяком случае. А сегодня — самое милое дело. Тогдашние лохи считали, что главное дело государственного человека — думать и писать. И писали. Сами — пером по бумаге, представляете?! Тогда ещё не был выдуман институт спичрайтерства. Это сегодня разделение труда достигло выдающихся высот (или глубин), а потому умственная деятельность государственных людей делегируется обслуживающему персоналу — как прежде работа конюхов или куафёров. Но что вы хотите: то был XIX век, отсталость. Ныне всё по-другому: сегодня — танцуют все! Кто со звёздами, кто как. Потому что главное — это создание образа, самое ценное нынче — узнаваемость, ведущая к рейтингам. А вы говорите — писать! Откуда время взять на пустяки?

И немудрено, что юмористы сегодня становятся государственными мужами, государственные мужи — юмористами, а спортсменки заседают в Думе. Многие американцы уверены, что Рейган стал одним из удачнейших президентов США вовсе не вопреки своей актёрской профессии, а благодаря: он талантливо сыграл роль президента.

Какой-то смешливый француз ещё сто лет назад заметил, что президентами демократических республик становятся адвокаты без практики. Сегодня государственные люди всё больше дрейфуют в сторону клоунов без ангажемента.

Когда-то руководители народов были величественны: вспомните знаменитую картину Левицкого "Екатерина II Законодательница в храме богини Правосудия". Потом они были просто серьёзны, как на знаменитой фотографии Сталина, Рузвельта и Черчилля на Ялтинской конференции. Сегодня они превратились в свойских прикольных парней и девчат. Хиллари в предвыборных речах лает, а развесёлый Берлускони на каком-то саммите по-детсадовски шутил с Меркель: подкрадывался сзади и прикрывал ей ладонями глаза.

Ничего не поделаешь: предельное развитие демократии — это общество спектакля. И, как на спектакле, хочется выкрикнуть в конце: "Автора-а-а!". Того самого, кто всё это сочиняет и режиссирует. Но ведь не выйдет он из своей закулисы, не раскланяется, не покажет личико...

1.0x