Дни 8 и 9 мая Севастополь встретил разом – торжественно и вдохновенно, с истинно русским размахом. Дата к тому располагала: 70 лет назад на плененный фашистами город снизошел долгожданный победоносный покой.
Вообще, севастопольское единство окончательно выкристаллизовалось 1–2 февраля 2014 года, во время устремленности «всем миром» к Дарам волхвов, принесенным менее чем на сутки в Херсонесский Свято-Владимирский собор с непорочной горы Афон. К Купели Русского Православия шли люди нескончаемым потоком, чтобы припасть к христианской первосвятыне. Ранее московский храм Христа Спасителя, где в течение недели верующие поклонялись реликвии, связанной с Рождеством Иисуса, гордо рапортовал о «высоких показателях посещаемости»: 500 тысяч человек. Это при 12-миллионном населении столицы. В Севастополе же за несколько часов к Дарам приложились 100 тысяч жителей при общей их численности 350 тысяч. А через две недели, словно с намоленного, очищенного от скверны духовного пространства города стартовало эпохальное событие – возвращение Севастополя домой, в Россию.
Для меня исход Севастополя из Украины был очевиден после посещения Пскова в мае 2008 года.
11 мая, в воскресный день третьей недели по Пасхе, когда прославляются жены-мироносицы, я поехала в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Наместник обители архимандрит Тихон (Секретарев) дал мне возможность вволю помолиться в Дальних, Богом зданных пещерах, где я смогла, протиснув руку в узкую щель в стенке, отделяющую пещерную «улицу» от склепа, приложиться к мощам митрополита Вениамина (Федченкова). В 1919–1920 годах он был епископом Севастопольским и настоятелем Херсонесского Свято-Владимирского монастыря, а, уйдя на покой, с 1958 по 1961 год подвизался в Псково-Печерской обители. Не помню, как долго держала я руку на нетленных останках боговдовховенного Владыки, молитвенно общаясь с ним. Все совершалось помимо моего своеволия.
Прощаясь с монастырем, я остановилась у Святого колодца. И тут произошло то, что мне до сих пор трудно уразуметь.
День был прекрасный. Природа ликовала Пасху. Северный холодный воздух, упоённый солнечным светом, звенел. Неожиданно я поймала себя на странном ощущении: всегда переполненная и шумная монастырская Успенская площадь в мгновение оказалась совершенно пустой. Пели птицы, шумел ветер, а люди куда-то пропали, словно оказались за скобками бытия. И тут изнутри той заповедной территории, где обитает братия, вышли три монаха-схимника. Двое из них свернули в сторону, а один направился прямо ко мне. Я буквально окаменела.
Преподобный старец приблизился. Я испросила его благословения. Он как-то по-особенному, истово дотронулся до моей головы перстами и неожиданно спросил:
– Ты откуда приехала?
У меня было ощущение, что ответ он уже знает, тем не менее, пролепетала:
– Из Севастополя.
Тут старец открыл мне свой светлый лик и тоном, одновременно строгим, властным, радостным сказал:
– Хватит Севастополю быть в гостях! Пора домой возвращаться!
И быстро удалился.
После этого хлопотливые паломники опять возникли на площади – словно из другого пространства и времени.
Когда я возвратилась в Севастополь и рассказала об этой чудесной встрече благочинному отцу Сергию Халюте, тот рассудил, что ко мне вышел сам владыка Вениамин. Слова великого подвижника Православия, произнесенные одиннадцатым майским днем 2008 года под величальное пение женам-мироносицам, оказались пророческими, и я истово верила: вернется, обязательно вернется Севастополь домой, в Россию. Да и как могло быть иначе, если еще в июле 1854 года при закладке над могилой адмирала Лазарева Свято-Владимирского собора на Центральном холме, святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, сказал:
««Поелику же страна сия вставлена в состав России – в лице Святого Владимира – рукою самого провидения, то нет врага, могущего ее отторгнуть: яже Бог сочета, человек не разлучает (Мф 19, 6). В таком случае, если бы для отражения врагов не достало земных защитников, явятся небесные: восстанет из гроба, или паче сойдет с неба сам Витязь Равноапостольный; сойдет и приведет с собою противу врагов весь сонм священномучеников херсонских, кои купили сию землю у самого Владыки вселенныя, не златом и сребром, а слезами и кровию своею».
Кажется, весь сонм святых, в земле Севастопольской просиявших, ликовал в пронзительные победные дни 2014 года вместе с гражданами города-героя. И везде звучали слова, напророченные шестью годами ранее в Псково-Печерском монастыре:
«Мы вернулись домой!»
8 мая митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, в сослужении митрополита Феодосийского Платона, епископа Джанкойского Алипия и епископа Балтийского Серафима, викария Калининградской епархии, совершил чин Великого освящения Свято-Владимирского собора – усыпальницы адмиралов после его комплексной реставрации, проведенной на средства Министерства обороны РФ. Накануне, в нижнем храме главного собора Черноморского флота России была открыта постоянная экспозиция, визуально повествующая об истории этого святого места, где похоронены М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин и еще девять замечательных русских флотоводцев.
Мне радостно, что почин экспозиции, возникший у меня два года назад, когда славное дело реставрации собора только начиналось, оказался жизнеспособным. Проект благословил митрополит Лазарь, инициативу поддержали настоятель собора отец Алексий Тупиков и протоиерей Сергий Халюта. Мой замысел оказался по душе научным сотрудникам Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя. Они сразу же включились в работу по созданию этикитажа и подборке изобразительного ряда, включившего около восьмидесяти изобразительных и предметных материалов не только из их музея, но и из Военно-исторического музея Черноморского флота, Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева, Российского государственного архива военно-морского флота. Дизайнерское решение, красиво и деликатно освоившее сакральное пространство усыпальницы, принадлежит Н. В. Мельгуновой. Наши идеи и пожелания прекрасно воплотили специалисты московской компании «Aurora». Теперь все посетители собора могут одновременно и сжато и полно «охватить» его бытование.
На следующий девятый день мая людское половодье казалось безграничным. Как для поклонении Дарам волхвов, праздновать Русскую Победу и Весну, споро взломавшую украинский «ледниковый период», вышли все – от мала до велика.
С утра Севастополь утопал в цветах, радостном настроении, русских флагах, красных стягах Великой Отечественной войны. Прошел парад – впервые за 23 года без унизительного усечения, без оглядки на киевскую цензуру, лишавшую его должного величия, однако не способную затушевать значительность события.
В воздухе висело будоражащее ожидание Президента Российской Федерации. Уже несколько дней город гадал: приедет – не приедет. И готовился к встрече несмотря ни на что. «Должен приехать!» – звучало рефреном севастопольское многоголосие.
И он приехал. Принял парад кораблей Черноморского флота. Отметил высочайший класс авиационных групп «Русских витязей» и «Стрижей», специально прилетевших в Севастополь праздновать Победу. Сказал простое и оттого еще более весомое слово на площади Нахимова. И, кажется, впервые у Владимира Владимировича несколько раз срывался голос, когда из запруженного людским ликованием пространства его взгляд выхватывал плачущие от радости лица:
«Мы вернулись домой!»
Увенчало севастопольскую программу Президента посещение им Владимирского собора на Центральном холме.
Занимающий кульминационную высоту города храм придал особый – промыслительный, духовный – смысл паломничеству верховного главнокомандующего Вооруженными силами России к святым могилам легендарных адмиралов, которые в дни Севастопольской обороны 1854–1855 годов потрясли всю Европу своим героическим, самозабвенным служением Богу, Царю и Отечеству. Не случайно, в Севастополе зародилась традиция «Адмиральского» колокола – с изображением четырех великих православных флотоводцев Лазарева, Нахимова, Корнилова и Истомина.
В нижнем Никольском храме собора Путин поклонился могилам адмиралов, осмотрел экспозицию. И на некоторое время задержался у ее предметного ряда, демонстрирующего пули, гранаты, осколки бомб времени Крымской войны. Сопровождавшие Президента лица остановились на почтительном расстоянии, почувствовав его желание побыть наедине со своими переживаниями.
Он, всматриваясь в страшно неказистые, черные, смертоносные куски металла, тихо спросил отца Алексия, по протоколу исполняющего обязанности экскурсовода:
– Такими осколками были смертельно ранены адмиралы?
Настоятель ответил утвердительно и добавил:
– Это все найдено на местах севастопольских сражений середины XIX века.
Еще немного постояв у предметной витрины, Владимир Владимирович направился к алтарной преграде, затеплил свечи, немного поговорил с владыкой Лазарем и направился к выходу. И вот тут случилось то, что не человеком постановляется, а провидением. «Свита» Путина расступилась, пропуская его вперед, а я, стоящая у колонны, оказалась прямо перед ним. И не растерялась. Попросила разрешение обратиться. Он любезно согласился. Я передала ему программу «Культурное достояние Севастополя», опубликованную в газете «Завтра» в виде моего открытого письма Президенту. Владимир Владимирович задал мне несколько вопросов по сути этого культурного проекта. В заключение он протянул мне руку и сказал:
– Благодарю Вас за Вашу деятельность.
– Благодарю Вас за Севастополь, – ответила я на его бережное рукопожатие.
Надеюсь, что советник Президента по культуре Владимир Ильич Толстой, которому, по слову Путина, дано поручение изучить разработанную мою программу, не оставит ее без внимания. Севастополю пора включаться в единое пространство великого русского искусства. Ведь государственный суверенитет России невозможен без суверенитета ее державной культуры. Уверена, арт-достояние города-героя привнесет в ее развитие значительные и оригинальные темы.
Вообще, в те два уже канувших в Лету майских дня 2014 года народная воля города-героя продемонстрировала новые черты русского народного самосознания, подтвердила тенденцию становления русской визионерской демократии, базирующейся на приоритете личностного таланта и одаренной индивидуальности. Как мне кажется, именно это направление придает мощный импульс развитию отечественного искусства.
Сейчас, во время работы над книгой о гениальной балерине Галине Улановой, я обнаружила одно ее неопубликованное интервью, в котором на вопрос: «Каким должно быть будущее России», она ответила: «Русским». Как просто и как глубоко.
Севастополь никому не позволил погасить в своей душе священный русский огонь. Он не дал разрушить памятник Ленину, хотя были такие попытки. Он поставил памятник своей матушке Екатерине Великой вопреки всем запретам. Он мечтает увековечить своего созидателя Потемкина и военного губернатора адмирала Грейга, по распоряжению которого начались раскопки в Херсонесе. Раздаются голоса о необходимости отметить заслуги Сталина в восстановлении города после войны.
Да, Севастополь славится своей благодарной памятью. Но вправе и сам рассчитывать на внимание. Необходимо вернуть его центральной части былое великолепие, снять с белых каменных риз города-героя копоть прошлых десятилетий, чтобы вновь свободно передвигающимся по нему матросам Черноморского флота не приходилось после увольнительной стирать пыль с ботинок.
И последнее. В будущем году исполняется 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира. Подготовка к празднованию этой великой даты открылась распоряжением Президента Путина от 31 июля 2013 года. Профильная рабочая группа на своем первом заседании определила центры торжественных мероприятий – Псков, Москва, Великий Новгород и Владимир. Нет сомнения, что Севастополь, в марте текущего года воссоединившийся с Россией, будет включен в почетный список, ведь именно на территории Херсонеса великий князь Владимир Святославич восприял благодать святого крещения. Поэтому Херсонес и называется Купелью православной Руси.
Ходатайствую перед председателем Организационного комитета Русской Православной Церкви по празднованию 1000-летия преставления святого князя Владимира митрополитом Волоколамским Иларионом и руководителем Рабочей группы по подготовке мероприятий, посвященных памятной дате, полномочным представителем Президента России в Центральном федеральном округе А. Д. Бегловым о придании Херсонесу статуса «стольного града» предстоящих торжеств.
Светлейший князь Григорий Потемкин называл Херсонес Таврический раем России, ибо оттуда «истекло к нам благочестие». Источник этот неиссякаем, как незыблема русская прописка Севастополя.
Фото: Юрий Югансон/yuhanson.livejournal.com