Шумиха вокруг Pussy Riot ("Бешенство матки" — самый точный перевод) — публичные похороны проекта под названием "современное искусство", что устроены по случаю веселого праздника Пурим.
Арт-акция Pussy Riot в храме Христа Спасителя таки выстрелила! Россияне в горячке обсуждения судьбы участниц банды раскололись на два непримиримых лагеря. Одни требуют наказать примерно бесноватых. Другие — помиловать 20-летних "девочек", дурковатых малость, но пятилетними детьми обременённых. "Креативные", очертя голову, носятся с ведрами до краев, льют воду на мельницу современного искусства. Письма патриарху, коллективная молитва в поддержку арестованных, нон-стоп информация "Эхо Москвы" об участи "не опасных для общества", пикеты напротив штаб-квартиры ГУ МВД в Москве, протесты феминисток Англии и Франции в защиту Pussy Riot — всё, всё бросается в топку печи для гальванизации трупа. Трупа современного искусства. А это значит: современное искусство ещё восстанет.
Ибо на "Войне" как на войне. Девок слили, верзиловы — не при делах, доводят до папиков сводку событий.
Главное орудие "Войны" заточено на Православие. Православие — фундаментальная основа России, но — мишень уязвимая. Да и "Война" бьет снарядами амбивалентными. Что ни акция — то борьба за права художника "доводить до гиперболы и абсурда черты и изъяны общественной или политической жизни". Что ни скандал — то решение "важнейшей задачи: не дать обществу скатиться к фундаментализму". "Дело не только в РПЦ, — постулирует идеолог современного искусства в России Марат Гельман. — В нашем государстве существует ещё достаточно сил, которые хотели бы закрыть страну, подморозить Россию".
Война началась не сегодня. Хроника такова.
1998 год. Ярмарка "Арт-Манеж". Акция Авдея Тер-Оганьяна "Юный безбожник". С кличем "Искусство или смерть!" Авдей топором рубил софринские иконы.
2003 год. Выставка "Осторожно, религия!", Сахаровский центр. Человек двадцать художников камлали на "Кока-колу", вставляли свои физиономии в оклады икон заместо лика Христа.
2005 год. Выставка "Русский поп-арт", Третьяковская галерея. Русский художник, живущий в Америке, Александр Косолапов представил работу, на которой черная икра изображена в иконном окладе.
2006 год. Выставка "Запретное искусство", Сахаровский центр. Работа "Реклама "Макдоналдса"" сводила пожирание гамбургеров к церковному причас- тию, Вячеслав Сысоев изобразил участников Крестного хода в противогазах.
Тут даже русский человек пробудился от сковавшего его в "перестройку" чар сна. Даже последний атеист потребовал возбуждения в суде дела на организаторов выставок, оскорбляющих глубинное религиозное чувство. Прокуратура не находила состава преступления и дел не заводила. "Отлично пропиарился в прессе, — вот смеху-то было для сбежавшего в Чехию Оганьяна. — Можно спокойно снимать сливки. Мои работы, собственно, и были для этого созданы и очень наглядно проявили идиотизм идиотов".
2010 год. Дворцовый переворот в Петербурге, как смена тактики. Арт-группа "Война" перевернула ментовские тачки (менты, говорят, здорово трухнули в них), за считанные минуты нарисовала фаллос на Литейном мосту, что при поднятии моста оказался аккурат пред окнами ФСБ в лучах софитов. Современное искусство вырвалось теперь в люди. Вихрем промчалось оно по улицам и площадям, проклубилось в подземку, где с поцелуями взасос бросалось на ошарашенных тётенек в милицейской форме.
24 марта 2011 года поступил нечаянный месседж. Президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с молодыми режиссерами, певцами, художниками в Мультимедиа Арт Музее произнес: "У нас действительно великая страна, и наши достижения в области классического искусства хорошо известны во всем мире. А что касается современного искусства, то почему-то у многих людей существует обманчивое впечатление о том, что современное, актуальное искусство существует в других странах, а в нашей стране оно влачит жалкое полуподпольное существование и очень мало кому интересно". Ровно через две недели, в день Великого поста и праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, жюри Государственной премии "Инновация" назвало арт-акцию "Войны" "Х…й в плену у ФСБ" лучшим произведением визуального искусства минувшего года. Публика — действие происходило в "Гараже" Романа Абрамовича — ликовала, праздновала, скандировала: "Х...й! Х…й!"
2012 год. Pussy Riot перед алтарем храма Христа Спасителя спели песенку "Срань господняя", отслужили "панк-молебен" — "Богородица, Путина прогони".
Попытка контрольного выстрела прозвучала в храме Христа Спасителя. А злые языки судачат по щелям: "Pussy Riot — кремлевский проект". Гельман, он хоть и Марат, да не Марат оказался. Предал революционный шаг в "Россию 2", открестился от девок... Поговаривают до кучи: "Гельман — выкрест теперь! С Авдеем клеит по ночам порубленные иконы…"
Однако похороны проекта "современное искусство", как и праздник Пурим, не вечны. Дева Юлия Латынина уже трубит в шофар: мол, Россия не Израиль пока, но мы в этом направлении работаем… Да… вот и девок с горением искусства в глазах отпустят. Может, в Куршевель свозят показать через стекло витрины американскую мечту: "Бриллианты — лучшие друзья девушек"…. День-другой — и Марат выйдет из перформанса, как из запоя. Не одну еще Пермь обустроит он красными безголовыми чурбанами!
Кстати, о современном искусстве. Где-то в девяностых была такая арт-акция. В консерватории давали Вагнера. Ну и какая-то арт-группа, мужчины лет 25-ти, русоволосые с голубыми глазами, пришли на концерт в черной форме с коловратом на плече. Пришли молча. Прослушали концерт в первых рядах партера. И ушли. Так что было! Самодуровы—латынины—гельманы от страха в стены, еще Чайковского помнящие, прямо впечатались. Странные они… сирены разморозки России. Ни Бога, ни дьявола не боятся! А тут испугались. Даже про провокативность современного искусства слова молвить не могли.