Кому из русских нынче нужен Есенин? Конечно, когда на Кубани тонут целые города, никем не спасаемые, и гибнут сотни людей, казалось бы, нет дела до русской литературы. Впрочем, когда на той же Кубани в станице Кущевская бандиты спокойно годами вырезали целые семьи непослушных людей, а главарь банды в это время фотографировался рядом с губернатором Ткачевым, тоже никому не было дела до русской литературы. Естественно, нет никому дела до русской литературы, когда умелый и опытный хозяйственник, заместитель губернатора края, в самом расцвете сил, в 49 лет умирает от сердечного приступа. Мало кого интересует, зовут этого покойного заместителя губернатора Мурат Ахеджак, или же как-нибудь иначе. Скончался раньше времени на нервной работе. Конечно, губернатор края должен как-то отметить своего верного работника. В этом нет ничего непристойного. Непристойное начинается дальше. На Кубани, в районном центре Кропоткине, по решению местных властей, улицу Сергея Есенина нынче переименовали в честь покойного заместителя губернатора Кубани Мурата Ахеджака. О покойном ничего плохого говорить не будем. Тем более, как мне сообщили, он и на самом деле считался добросовестным работником, много сделавшим для Кубани. Честь ему и хвала, но при чем здесь великая русская литература? При чем здесь гениальный русский поэт Сергей Есенин? Мерзким кощунством стало не увековечение памяти добросовестного работника администрации края, а переименование улицы Сергея Есенина. Мерзким для всех: и для родственников Мурата Ахеджака, и для поголовно всех жителей Кропоткина, для всех жителей Кубани, мерзким для всех жителей России. Не понимаю, как такое могли сотворить кубанские казаки? Неужели и впрямь, отрицательный герой романа Александра Проханова "Человек звезды", очень похожий на Марата Гельмана, околдовал всех казаков? Это уже не топонимика — это идеология, направленная на разрушение державной России. Может быть, каким-нибудь чиновникам и непонятно до сих пор, что они сотворили: умер хороший работник, надо помянуть, вот и переименовали улицу имени какого-то там поэта. Кто их нынче читает?
Может, и нам в Москве Пушкинскую площадь переименовать пора в Путинскую?! Всего-то две буквы поменять на одну... Пора уже чиновникам навести порядок, и сбросить с корабля современности всех этих Пушкиных, Лермонтовых, Блоков и Есениных. Бедный Есенин! Бедная Россия! А Ткачев по-прежнему числится у нас среди "великих" губернаторов России. Что же он такого сделал? Не для дач нынешних и прошлых кремлевских правителей, а для русской истории, для русского народа? Для настоящего казачества, наконец? Может, и сам город Кропоткин давно пора переименовать в Ткачев? Кому нужен этот забытый всеми князь-анархист?
Все смуты в России начинаются и заканчиваются переименованиями. Сначала вместо старинных русских названий появляются бесконечные, так и сохранившиеся до сих пор улицы Урицких и Володарских, Клары Цеткин и Розы Люксембург. Потом, на волне новых, уже антисоветских, перестроек эти Урицкие и Цеткины каким-то чудом сохраняются, зато метро "Лермонтовская" переименовывается в "Красные ворота". Какое отношение станция метро сталинских лет имеет к старинным Красным воротам? Будто это Лермонтов был творцом большевистской революции. Поразительно, что сами Красные ворота никто и не думал восстанавливать. Но стоит ли жалеть имена великих русских писателей? В Москве убирают Лермонтова, на Кубани убирают Есенина.
А русский народ молчит. "Народ безмолвствует…" До каких пор? Помню, в Архангельске в честь 50-летия Октябрьской революции дворец пионеров имени героя войны, моего родного дяди Прокопия Галушина, бросившегося под танк со связкой гранат где-то у озера Балатон в Венгрии в 1945 году, переименовали в дворец пионеров имени 50-летия Октябрьской революции. Большая дата, какое уж тут дело до местного архангелогородского героя Великой Отечествен- ной войны? Моя мама, на что осторожный человек, к тому же старый коммунист, написала гневное письмо в обком. К нам приходила целая партийная комиссия домой, объяснять маме и всем нам великую значимость подобного переименования. Вот тогда-то и закладывалось в души юных пионеров сомнение: если можно отменять имена героев, чего же стоят эти герои и их героизм? Тогда и рождались эти многочисленные пионерские анекдоты. Стоило ли гибнуть за Родину, если Родина тебя забудет?
Но не так ли закладываются ныне сомнения в душе уже мало читающих юных кубанцев? Чего стоит этот Сергей Есенин, если его имя легко можно стереть с карты края? Где-то убирают улицу Гоголя, где-то Грибоедова, где-то Маяковского. В Петербурге в эти дни готовится под снос последний дом, где несколько лет жил и творил великий Лермонтов, где он написал стихотворение "Смерть поэта". На Садовой, 61. Даже мемориальная доска исчезла. Кому нужны великие русские писатели? Когда-то Лермонтовым было написано: "Печально я гляжу на наше поколенье". Вот и мы нынче глядим более, чем печально. Его грядущее иль пусто, иль темно…
Ладно бы подобное происходило где-нибудь в Азербайджане или Латвии. Но это же Кубань! Почему не взбунтовались казаки после переименования улицы? Осознанно стирают русскую историческую память с карты России. На Кубани не Сергея Есенина унизили, нас всех унизили. В том числе и Мурата Ахеджака унизили. Не нашли для него свободной, его личной улицы. Неужели прав был Сергей Есенин, когда писал:
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй,
сам я тоже здесь не нужен.