Ирина Прохорова, сестра Михаила Прохорова, готовится вступить в роль культуртрегера всероссийского масштаба, на неё с надеждой смотрят либералы, они предчувствуют изменения в культурной политике России. Мединский предлагал ей стать председателем общественного совета при Министерстве культуры, но она отказалась, сославшись на то, что взгляды Мединского ей не близки.
Во время выборов 2012 года Ирина Прохорова была доверенным лицом своего брата. В дебатах с Никитой Михалковым она вдруг неожиданно всем понравилась. После чего Михалков вдруг даже заявил: "Если бы вы баллотировались вместо брата, мой голос был бы ваш".
А теперь одна фраза, произнесённая сестрой олигарха, начисто испортила всё впечатление от неё. Суть высказывания сводится к тому, что "советизм" необходимо заменить "культурой". Сразу же возникло впечатление, что нет у неё понимания ни того, ни другого.
Александр Зиновьев — философ, логик, социолог, как-то сказал: "целились в коммунизм, а попали в Россию". Эта фраза стала крылатой. Примерно то же самое, но на другом уровне, как мне кажется, будет происходить впредь в культуре. Под прицелом — советизм, но куда полетят удары?
Конечно, такая фигура, как Ирина Прохорова, не может быть представлена без тени своего брата, за её действиями чудятся гигантские олигархические капиталы. Она возглавляет благотворительный фонд Михаила Прохорова, имеющий, по задумке, отношение к искусству. О науке не приходится говорить, так как её почти уже и нет, впрочем, искусство современной России вряд ли можно назвать бодро здравствующим.
"Норильский никель" — основа олигархического капитала Михаила Прохорова, часто заставлял Ирину мотаться в Норильск. Позже она рассказывала о своих ощущениях, связанных с сибиряками. По её словам, сибиряк — это явление в целом чуждое центральной России, сибиряк — самоидентифицирован и замкнут сам на себя, ничего путного при этом рассказать о своей истории в контексте целой страны он не может. То есть Суриков из Сибири, создавший столько знаменитых полотен, в каком-то роде, если верить такому суждению, становится чужд русской художественной культуре.
Однажды Руссо сказал: "Искусство рождается в роскоши". Мне же кажется, что из роскоши происходит декоративная барочность, с её бесконечными пухлыми херувимами и лёгкой педофилией. Когда же Суриков заканчивал свою первую великую работу "Утро стрелецкой казни", Третьякова поразили в его мастерской совершенная пустота, аскетичность и трёхногий табурет — одной ножки не хватало, но от этого труд великого художника не потерял своей ценности и не перестал быть искусством.
Величие культуры почти не связано с физической роскошью, величие культуры — это роскошь мысли, роскошь духа, романтизма и идеализма. Это росписи в крохотных деревенских церквях, это акт творения, происходящий зачастую вопреки обстоятельствам, вопреки лишениям, а не случающийся из-за попыток праздного скучающего сознания развлечь себя.
Но теперь у нас готовятся начать заменять советизм культурой. Оставив пугающую всеохватность данного высказывания, стоит уточнить, о какой культуре идёт речь. Культура, которую опекает фонд Ирины Прохоровой, — это Гришковец, Макаревич, Ярмольник. Это, конечно же, и продукт, который пытается нам насаждать Марат Гельман.
В понятие советизма когда-то было незримо и плотно вплетено понятие ментальности. Советизм сам по себе являлся культурой жизни. Да, многие вспоминают какие-то отрицательные моменты, связанные с бытовой стороной, но это мелочи по сравнению с тем, сколь полны были подмосковные леса воскресным зимним днём. Все становились на лыжи и будто бы в форме всеобщего праздненства воздавали почести самому духу жизни. И это только один пример из тысячи. Всё существование человека имело некую направленность, он будто бы чувствовал за собой, под собой, вокруг себя некую опору. Коллективное усилие хотя бы пытались сделать осмысленным.
По-моему, современное искусство исходит из жутко простого принципа. Я часто ловил себя на мысли, что когда выходишь из выставочного зала какой-нибудь галереи, начинаешь замечать рекламу вокруг себя (а Москва в этом смысле чрезвычайно щедра), понимаешь, что реклама — это и есть современное искусство. По сути дела, нынешний капитализм является главным заказчиком всех художественных продуктов. А смысл акции любого деятеля, приписывающего себя к "современному искусству", — привлечь к собственной персоне как можно больше внимания. Ни мастерство, ни целостность образа не являются приоритетом, главное — какие-либо действия, взрывающие сознание.