Авторский блог Владимир  Веретенников 04:00 4 января 2012

Задело!

С ноября в Москве в Институте всеобщей истории РАН проходят заседания российско-латвийской комиссии историков. Сам факт создания подобной комиссии, а тем более — начала её работы, вызвал откровенную радость в правящих кругах Латвии. По их мнению, это свидетельствует о том, что российская власть готова исполнить их застарелую мечту — признать «оккупацию 1940 года».

С ноября в Москве в Институте всеобщей истории РАН проходят заседания российско-латвийской комиссии историков. Сам факт создания подобной комиссии, а тем более — начала её работы, вызвал откровенную радость в правящих кругах Латвии. По их мнению, это свидетельствует о том, что российская власть готова исполнить их застарелую мечту — признать «оккупацию 1940 года».

Постулат о «47-и годах советской оккупации» с самого начала был положен в основу идеологии Латвийской Республики. Соответственно, сегодняшняя историческая наука в Латвии выполняет заказ власти. Если ты хочешь иметь деньги, почет и ученые степени, то должен подпевать официозной точке зрения. А она немудреная. Нужно доказывать, как хорошо латыши жили до 1940 года, когда пришли «злые русские» и случился «страшный год» (Baigais gads). Затем появились «хорошие немцы», прогнавшие «злых русских». После этого, в 1944-м, опять пожаловали «злые русские» и наступила «ужасная эпоха советской оккупации».

С самого начала латвийский правящий режим оказался заинтересован в том, чтобы вырвать у России признание оккупации. Во-первых, это полностью оправдало бы политику апартеида, проводимую по отношению к русскому населению Латвии. В 1991 году более 700 тысяч из них были наделены унизительным званием «негражданина», лишены многих элементарных прав. Даже те из русских, кто гражданство получил, по умолчанию всё равно считались «людьми второго сорта». Однако, если бы РФ признала их «оккупантами» и «детьми оккупантов», — это разом сняло бы все возможные претензии к латвийскому государству за дискриминацию 40% собственного населения по этническому признаку. Об этом в 2005 году совершенно откровенно дала понять председатель комиссии по иностранным делам Сейма Вайра Паэгле: «Если мы отказываемся от концепции оккупации, то ставим под угрозу нашу политику в отношении гражданства, в отношении неграждан и их прав и других ключевых вопросов. Понятно, что на такой шаг мы пойти не можем».

Во-вторых, в Латвии с 2005 года начала действовать так называемая Комиссия по подсчету ущерба от оккупации, которая финансировалась государ- ством. Правда, в 2009 году ее деятельность пришлось приостановить, поскольку на страну накатил жестокий вал мирового кризиса, окончательно добивший ее экономику и вынудивший правительство прекратить бюджетное финансирование даже таких «священных коров», как эта самая Комиссия. Правда, её члены продолжили свою деятельность на общественных началах. Данная комиссия уже успела насчитать умопомрачительную сумму в 100 миллиардов латов, которую, по ее мнению, должна выплатить Россия Латвии.

Год назад, 20 декабря 2010 года состоялись переговоры между президентами России и Латвии Дмитрием Медведевым и Валдисом Затлерсом. Именно в их ходе и была достигнута договоренность, что Россия и Латвия создадут специальную комиссию историков, «которая должна проанализировать исторические события прошлого и получить доступ в архивы, которые пока были закрыты». В Риге эту договоренность восприняли, как невероятную победу. Свидетельствует известнейший историк русской общины в Латвии, рижанин Игорь Гусев: «В латышской среде царит эйфория и ожидание того, что «наконец-то мы навяжем русским свои взгляды». И у них есть основания так думать. Они крепко надеются, что либеральная Россия в очередной раз «даст слабину».

Недавно председатель Комиссии историков при президенте ЛР Инесис Фелдманис (некогда — правоверный советский историк) откровенно заявил, что «большая часть жителей Латвии должна смириться с тем, что они являются потомками оккупантов… Оккупация является красной линией нашей истории. Мы от этого дела никогда не откажемся». Чуть позже он высказался еще более резко: «Что тут еще мусолить? Факт оккупации неоспорим! Почему деятельность СССР надо оценивать иначе, чем деятельность нацистской Германии? » Стоит напомнить, что Фелдманис известен своими утверждениями по поводу того, что-де лагерь смерти в Саласпилсе (под Ригой), где в ходе войны гитлеровцы и их местные приспешники убили более 100 000 заключенных, на самом деле являлся обычной «тюрьмой», где погибло не более тысячи человек.

Именно этот персонаж и возглавил латвийскую часть совместной комиссии историков, созванной с благословения президента Медведева. Пятеро его коллег (Антонийс Зунда, Хейнрихс Стродс, Айварс Странга, Дайна Блейере, Ирене Шнейдере) также давно известны активным выполнением госзаказа на раскручивание «оккупационной» риторики и выставление политико-финансовых требований к России. Плюс, к комиссии с латвийской стороны в пропагандистских целях приплюсовали русского по национальности профессора даугавпилсского университета Александра Иванова.

А кто их коллеги-«оппоненты» с российской стороны? Помимо академика Александра Чубарьяна, там присутствуют: историк из Кировской области Виктор Бердинских, научный руководитель тамошнего губернатора Никиты Белых (который был обвинён в плагиате, поддерживает тесные контакты с послом Латвии в Москве и де-факто признал «советскую оккупацию»), а также находящаяся в дружбе с официальными органами Латвии Евгения Назарова. Стоит ли удивляться, что при наличии таких «оппонентов» главный латышский историк уже составляет победные реляции?

Похоже, что Россия готова экспертно (устами своих историков) и политически (устами президента) подтвердить, что РФ признаёт правовые и материальные претензии Латвии за «оккупацию». А если это произойдет, то следующими в очереди на получение дани от российской власти встанут Литва, Эстония, Грузия, Польша, Венгрия, Молдавия и даже Украина. В самом деле, чем они хуже Латвии. Некоторые по триста лет жили под российской оккупацией. И как только выжили — непонятно…

1.0x