Демарши Лукашенко и Атамбаева — не случайность, а закономерность. Дело в том, что не только американцы или европейцы (которые, когда создавались ОДКБ, ЕАЭС и Таможенный союз, верещали, что это всё — возвращение к империи), но и многие наши партнёры рассматривали это как восстановление Советского Союза. То есть они исходили из следующего: России это зачем-то надо, мы вступим, пусть она нас поддержит. А потом все были очень удивлены тем, что им никто не предлагает содержание — я бы сказал, где-то даже возмущены. Если вы посмотрите на выступление практически всех руководителей государств ЕАЭС, то кроме Назарбаева, который понимал, зачем это вообще надо, практически каждый высказывался в своё время на тему, что мы вступили, а лучше нам жить не стало. Причём вчера вступили, а сегодня лучше жить не стало. Они просто не понимают, зачем создаётся механизм евразийской интеграции. Он создаётся не для того, чтобы Россия чувствовала себя гордой, прирастая землями, и за это содержала периферийное население, как это было в Советском Союзе. Он создаётся для того, чтобы всем дать равный доступ к огромному рынку, объединяющему на данный момент уже практически 200 миллионов человек — а в перспективе, может быть, и 300, и 400, и полмиллиарда. То есть вам становится хорошо не потому, что Москва начинает платить за то, чтобы вы где-нибудь в Киргизии или Армении жили как в России, то есть не Москва будет поднимать ваш уровень жизни до российского. Вам создаются условия выхода на рынки всего ЕАЭС, равные с Россией.
Причём Россия здесь идёт на огромную уступку абсолютно всем своим партнёрам хотя бы потому, что они получают доступ к 140-миллионому рынку, а Россия — к 3-миллионному армянскому или к 10-миллионному белорусскому. То есть это не совсем равноценный обмен. Но тем не менее это выгодно всем. Пожалуйста, работайте, пожалуйста, зарабатывайте на этом рынке на равных со всеми остальными условиями. Любой белорус может по своему паспорту приехать в Россию, работать здесь и жить, как гражданин РФ. Единственное, чего у него не будет, — права избирать и права быть избранным. Любой армянин точно так же, как гражданин государства ЕАЭС, может жить и работать в любой точке союза. Предприятия их поставляют свою продукцию на этот рынок на тех же основаниях, на которых её поставляют российские предприятия. А то, что приходится конкурировать, — извините, всем приходится.
Не наступают ли здесь представители Киргизии и Белоруссии на те же грабли, на которые в своё время наступил Янукович, а до него Кучма: не играют ли они игру "и вашим, и нашим"?
Дело в том, что у них уже нет "ваших", с которыми можно сыграть. Потому что, когда в эти игры играли Кучма или Янукович, США были заинтересованы в плацдармах на территории СНГ для противостояния с Россией. США сворачивают свою активность на данном направлении — на другом разворачивают, на данном сворачивают. ЕС сейчас тоже — я уж не говорю о киргизах — не до армян, не до белорусов, не до кого. Ему бы со своими проблемами разобраться. Это во-первых — сыграть не во что и не с кем. Во-вторых, мелкие постсоветские страны значительно глубже интегрированы в экономические связи с Россией, чем в своё время Украина. Украина 25 лет последовательно рвала связи, а почти вся экономика Белоруссии построена на взаимодействии с Россией. И в один момент остановиться и развернуться невозможно. То есть Лукашенко может на публику говорить всё что угодно, но разорвать эти связи он не в состоянии. Сразу же наступит моментальный коллапс белорусской экономики, а с ней — без экономики не бывает государственности — и белорусской государственности.
Складывается ситуация, когда очевидно, что происходит резкое усиление России в международных отношениях на мировой арене. Естественно, маленькие и слабые партнёры по ЕАЭС начинают в какой-то степени этого усиления опасаться. И они просто пытаются сейчас выторговать побольше, пока можно — то есть пока они считают, что Россия в них нуждается. Поставьте себя на место белорусского, армянского или киргизского президента: вы видите, что пока что (сегодня, завтра, послезавтра), исходя из каких-то геополитических соображений, Россия в принципе в вас нуждается. А что будет потом? Вы не знаете. Она становится всё сильнее и сильнее, у неё появляются значительно более уважаемые и ценные партнёры. А как она к вам будет относиться через три года, через пять лет, вы не знаете. С точки зрения прагматики вы ставите себя на место российского президента и говорите: да я бы плюнул на них, и всё. А вдруг и он плюнет? Поэтому пока есть такая возможность, пока в вас нуждаются, вы пытаетесь каким-то образом укрепить свои позиции.
Что происходит с той же Белоруссией? Когда Россия строит газопроводы, обходящие территорию Украины, — сегодня это проблема Украины. А завтра это будет проблема и белорусская тоже, потому что теряется эксклюзивность белорусского транзита. И несмотря на то, что белорусская газотранспортная система давно выкуплена, давно практически принадлежит "Газпрому", но проходит она по территории Белоруссии, и в любом случае государственная власть всегда может признать какое-то политическое решение. Но это только до тех пор, пока эту систему нельзя обойти. А через два года не только Украину, но и Белоруссию можно будет обойти. Труб будет значительно больше, чем необходимости в прокачке газа. Поэтому Россия сможет маневрировать мощностями. Запускать туда, куда ей выгодно, куда ей хочется. И это будет проблема для Белоруссии тоже, потому что значительно уменьшится её политический вес в тандеме. Вы теряете эксклюзивную услугу, а Белоруссия России оказывает не такое уж большое количество эксклюзивных услуг. Там, за исключением станции наблюдения за ракетными пусками, станции дальнего обнаружения и ракетных тягачей, которые поставляет завод МАЗ, ещё была эксклюзивность в виде прохода через Белоруссию газотранспортной системы Ямал — по-моему, из стратегических явлений это всё. Станции слежения строятся на российской территории в большом количестве, и очевидно, что через некоторое время необходимость в белорусских услугах отпадёт. Военные базы, которые находятся на территории Белоруссии, не являются для России стратегически важными, они скорее гарантируют неприкосновенность белорусской территории. Вместо МАЗа России отныне тягачи будет поставлять КАМАЗ. Белоруссию в российской торговле может заменить кто угодно, а Россию в белорусской — не может. Так же можно пройтись практически по каждому из партнёров в ЕАЭС.
Эксклюзивным является только Казахстан, потому что он завязан в российско-китайский транзит. Сейчас строится железнодорожная магистраль, уже увеличиваются контейнерные перевозки. Планируется ещё увеличить их. И Россия, и Казахстан заинтересованы в том, чтобы через их территории прошла самая главная ветка нового Великого шёлкового пути Китай—Европа. Вот здесь есть определённая транзитная эксклюзивность. У других ничего нет, что бы они могли бы предложить такого, чего нельзя заменить. Они беспокоятся. И я их очень хорошо понимаю. Потому что в политике, как вы знаете, нет вечных друзей, как и врагов, есть только вечные интересы. На данном этапе нынешний президент России склонен рассматривать эти государства не только с точки зрения прагматики, но и с точки зрения наших древних взаимосвязей, с точки зрения того, что мы долгое время составляли одно государство, являемся братскими народами. Но следующий президент России может рассматривать ситуацию под другим углом, и никто вам не даст гарантий, как именно её будут рассматривать. Вот некоторые члены ЕАЭС и беспокоятся, и суетятся. Так всегда было, так есть, и так будет.