Авторский блог Лидия Сычева 00:00 21 мая 2015

Задело!

В Москве на территории дизайн-завода "Флакон" 14 мая была представлена выставка "На дне". В зале "Куб", декорированном чёрной тканью, вывесили фото сцен из провокативных спектаклей последних лет. Тут и скандальный постер из "Тангейзера", и безобразная "обнажёнка" из "Гоголь-центра", и "смелая" драматургия из МХТ им. Чехова, и прочая, и прочая… Каждый снимок был сопровождён табличкой с бюджетной ценой запечатлённого "искусства". Суммы шокировали — миллионы, десятки миллионов и даже миллиарды рублей (стоимость содержания некоторых федеральных театров).

В Москве на территории дизайн-завода "Флакон" 14 мая была представлена выставка "На дне". В зале "Куб", декорированном чёрной тканью, вывесили фото сцен из провокативных спектаклей последних лет. Тут и скандальный постер из "Тангейзера", и безобразная "обнажёнка" из "Гоголь-центра", и "смелая" драматургия из МХТ им. Чехова, и прочая, и прочая… Каждый снимок был сопровождён табличкой с бюджетной ценой запечатлённого "искусства". Суммы шокировали — миллионы, десятки миллионов и даже миллиарды рублей (стоимость содержания некоторых федеральных театров).

Выставка "На дне" — инициатива Фонда развития культуры "Искусство без границ". В активе данной организации — такие акции, как выставка живых картин "Крым вдохновенный", шествие "Украина: живой взгляд", исполнение "Реквиема" Моцарта под стенами британского посольства Великобритании (мероприятие было посвящено решению Лондона прекратить Год культуры Великобритании в России и Год культуры России в Великобритании).

Многочисленной прессе раздавал интервью представитель Фонда Андрей Грознецкий:

— На выставке представлены кадры скандальных, резонансных постановок последних лет. Далеко не всем эти вещи нравились. Ряд постановок в главных российских театрах вызывали обсуждения, споры, скандалы. Многие спектакли быстро ушли из репертуара — народ перестал их смотерть…

Но деньги были потрачены! Поблагодарим Бориса Мездрича (бывшего директора Новосибирского театра оперы и балета) и режиссера Ти­мо­фея Ку­ля­би­на — про­во­кативная постановка "Тангейзера" наконец-то побудила общество к поиску логической связи между бюджетными средствами и художественным результатом. Посетивший выставку депутат Мосгордумы народный артист России Евгений Герасимов также говорил об этой связи: "Режиссёр имеет право ставить и показывать все, что он хочет, но тогда пусть делает это за свои деньги".

Восторга от увиденного никто из посетителей выставки — в основном молодёжного возраста, — не выразил. Поэт Иван Купреянов высказался весьма резко: "Мы осуждаем действия боевиков ИГИЛ, террористов, которые разравнивают бульдозерами древнейшие памятники. Но режиссер Константин Богомолов занимается тем же самым, пусть и в другой форме. Его спектакль по Достоевскому в МХТ им. Чехова — это никакая не интерпретация "Братьев Карамазовых", а целенаправленное разрушение русской классики". Высказав своё мнение публично, Купреянов спросил у собравшихся: "А есть ли альтернативная точка зрения? Хотелось бы полемики". Но желающих поддержать провокативное искусство во "Флаконе" не нашлось.

Писатель и драматург, главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков тоже заглянул на выставку. "Мы пишем о том, что происходит в театре, больше десяти лет. Наконец-то это стало предметом общественного обсуждения! Эпатаж на сцене чаще всего является компенсацией отсутствия таланта. Визуальное провокативное творчество — не театр. Новомодные режиссеры не владеют классической формой постановки, но им нужно чем-то привлекать зрителя. А чтобы "расчистить место", они убирают успешный, проверенный репертуар".

Поляков также выразил недоумение: почему эпатажных режиссеров "двигают" на академические театры? "Никто не против экспериментов на грани фола, без этого развитие искусства невозможно. Пожалуйста, есть творческие лаборатории, залы на сто мест. Но при чём тут академические театры, призванные хранить и развивать традицию? Школьников невозможно сводить на нормативные спектакли — их нет! Как же тогда они смогут отличить классическую постановку от экспериментальной? Идёт целенаправленное размывание и убиение нормы. А у общества нет никаких механизмов влияния на данный процесс".

Организаторы выставки направили обращение Владимиру Мединскому, депутатам Елене Драпеко и Станиславу Говорухину. В документе, в частности, говорится: "Мы просим Вас… поспособствовать тому, чтобы аморальные и оскорбительные постановки не получали финансирования из бюджета, чтобы провокаторы не кормились от страны, об историю и традиции которой они с таким удовольствием вытирают ноги. Оплачивать это государство, которое, среди прочих, несет и воспитательную функцию, не должно… Безусловно, законы о нецензурной брани и запрете пропаганды гомосексуализма поспособствовали улучшению ситуации, но на ведущих ролях в российских театрах по-прежнему находятся те, кто сделал себе имя на скандальности и провокационности. Именно они теперь — законодатели мод".

Дабы не быть голословными, сотрудники Фонда приложили к своему письму фотоальбом выставки — с непристойными сценами из постановок и суммами бюджетного финансирования. Ко всему сказанному стоит добавить: у каждой проблемы, в том числе и у театральной, есть фамилия, имя и отчество человека, который её создал, "архитектора культурной перестройки", вождя культурной революции. Так что с нетерпением ждём от молодого и инициативного Фонда продолжения их поучительного расследования.

1.0x