Авторский блог Марина Алексинская 00:00 9 апреля 2015

Задело!

Давали «Бориса Годунова» в Большом, этот шедевр Голованова-Федоровского-Баратова, и ропот в театре раздавался: «Годунова» снимать собираются, «нафталин»… в Новодевичьем монастыре загорелась колокольня… Так вот, в истории с «Тангейзером» - думаю теперь – тоже не обошлось без мистической воли Вагнера. Просто поднадоели гениям света адовы муки от парвеню.

Вербное воскресение. Новость, с претензией на традицию: «В Новосибирске проходит митинг «за свободу творчества, против цензуры и в поддержку спектакля «Тангейзер», изъятого из репертуара оперного театра под давлением религиозной общественности». Участники намерены «потребовать отставки министра культуры РФ Владимира Мединского и нового директора Новосибирского оперного театра Владимира Кехмана, а также доработки статьи УК РФ об оскорблении чувств верующих». А это значит, «схватка за умы» набирает обороты, разве что «золотые маски» сброшены.

На смену «кислотным» войнам грядет священная война.

Что ж, история повторяется дважды. Русский театр как «храм искусства» претерпел трансформацию «оттепели» 60-х, либеральную контрреволюцию 90-х, и… взял реванш. Вернулся в 20-е. Именно тогда Интернационал «присел» на русскую «культурку», и пошла плясать губерния. Мода – крематории, эмансипация, сексуальность, долой попов-мракобесов. Не введи Сталин железной рукой метод под названием «социалистический реализм», не будь титанов: Станиславского, Вагановой, Голованова, так трудно сказать, что вообще осталось бы от русского театра. Потому-то «социалистический реализм» для райхельгаузов всё равно, что протест «нет извращениям в «Тангейзере!» Мракобесие! Ужасно – возмущаются – что у нас такой платный патриотизм! Ужасно, что какие-то слоновьи ноги затаптывают талант Тимофея Кулябина, а он такой хрупкий!

Хотелось бы, кончено, уточнить оборот речи «у нас» или предложить сравнить… ну хотя бы гонорар за «Родину», плагиат с американского Homeland, с пенсией или зарплатой «каких-то слоновьих ног»… Но мы этого делать не будем. Пока не будем. Важно сейчас другое. Важно, во всяком случае, мне, понять с чего вдруг скандал под романтичным именем «Тангейзер» не умолкает месяц почти.

Отдадим должное гению ада, кто перевернул однажды «песочные часы» искусства и обнаружил: да нет ни предела, ни дна «продукциям» из извращений, осквернений, сбивания с пьедесталов святынь»! и поставил их на поток. Ужас «продукций» собирают толпы, как собирали толпы ужас зрелищ, когда первых христиан травили разъяренными львами и тиграми. А потому, достаточно выверенной кадровой политики, пиар-кампании с привлечением нескольких «внятных» и щедро проплаченных «золотых перьев», и театр оказывается той курицей, что несет золотые яйца. В прямом и переносном смысле. Недаром Владимир Урин и Марк Захаров, как по команде, гонки устроили: кто первый зазовет Тимофея Кулябина в свой театр. Карт-бланш - ставь, что душе твоей угодно. Кроме того, приглашения – жест, публичная пощечина Владимиру Кехману.

Владимир Кехман, директор Михайловского театра, о нем не раз говорили, как о претенденте на должность директора Большого театра, он сменил уволенного Бориса Мездрича, попустившего «Тангейзер», возглавил Новосибирский оперный театр. И вот, казалось бы, кто такой Тимофей Кулябин и кто такой Владимир Кехман?! А ведь переиграл! Потому что правила игры усвоил. Знает, к примеру, тронь в кипучей свободище самовыражения Холокост – и камера в Гуантанамо обеспечена. Загони «Иисуса Тангейзеровича Чаплина» в грот с голыми проститутками, а еще круче – проститутами – и вуаля! Прием Хиллари Клинтон в Белом доме, ритуал посвящения в пул «вольных художников». Фестивали, призы, премии, любые сцены мира… Кулябин – новый Черняков!

А что же Владимир Кехман? Свой среди своих (чужих в директорах не держат, кадры решают всё) с «Тангейзером» дал сбой. Акела промахнулся. И не то, чтобы спектакли в Михайловском театре сильно отличаются от «Тангейзера», нет… Просто г-н Кехман решил пойти против течения. Ни цензура, ни власть не запрещает упражняться в похабстве, только за свой счет – произнес г-н Кехман. А такое на театре не прощают. Будьте любезны, получите письмо счастья: обвинение в хищении 18 млрд рублей. Как говорится, рад бы в рай, да грехи «бананового короля» не пускают.

Можно сказать: что положено Юпитеру, то не позволено быку. И сидеть на двух стульях: травить дустом русское искусство четверть века и быть специальным представителем Президента РФ по международному культурному сотрудничеству может один человек. И мы его знаем. Но поделюсь другим. Давали «Бориса Годунова» в Большом, этот шедевр Голованова-Федоровского-Баратова, и ропот в театре раздавался: «Годунова» снимать собираются, «нафталин»… в Новодевичьем монастыре загорелась колокольня… Так вот, в истории с «Тангейзером» - думаю теперь – тоже не обошлось без мистической воли Вагнера. Просто поднадоели гениям света адовы муки от парвеню.

16 февраля 2024
1.0x