Авторский блог Владимир Бондаренко 00:00 12 марта 2015

Задело!

Утробная русофобия — так же, как и любая другая утробная ксенофобия, — разъедает души даже вполне образованных и причастных к большой культуре людей. Можно как угодно относиться к Сталину, Брежневу, Ельцину или Путину, но, если ты воспитан на русской культуре, как можно отрицать и предавать Чехова, Станиславского, Пушкина и Гоголя?

Утробная русофобия — так же, как и любая другая утробная ксенофобия, — разъедает души даже вполне образованных и причастных к большой культуре людей.

Все русские литераторы хорошо помнят, как наш нобелевский лауреат Иосиф Бродский, уже проживая в Америке, дал отпор на мировом литературном форуме зарвавшимся русофобам. Обратимся к его полемике с чешским писателем Миланом Кундерой, ныне столь щедро рекламируемом в российской прессе и издаваемом в наших престижных издательствах. Этим бы издательствам заодно в предисловии напечатать сначала статью Кундеры “Предисловие к вариации” из книжного обозрения в “Нью-Йорк таймс” от 6 января 1985 года, а затем и ответ Иосифа Бродского там же буквально через месяц 17 февраля 1985 года, "Почему Милан Кундера несправедлив к Достоевскому". Интересно, что бы сказал Бродский о другом ненавистнике Достоевского, Анатолии Чубайсе? Или не удостоил бы "главного ваучера" своим вниманием, поскольку тот лишь "напел из Кундеры". Хотя та статья Милана Кундеры ни разу не была опубликована в нашей прессе. А на обложку всех книг Милана Кундеры, выходящих на русском языке в России, я бы обязал выносить жирными буквами изречение Иосифа Бродского, тоже стыдливо замалчиваемое в нашей прессе: “Кундера — это быдло. Глупое чешское быдло”. Жёстко? Да. Несправедливо? Вряд ли. Великие поэты, как правило, не страдают политкорректностью.

Читая Кундеру, понимаешь, что ждет Европу от исламских фундаменталистов. Подобно своей любимой героине Сабине из “Невыносимой лёгкости бытия”, он пестует предательство как образ жизни…

Сейчас Чехия и другие бывшие союзники СССР вошли в НАТО, в общую Европу, подавляя своими голосами старые европейские интересы в угоду главному хозяину — Америке. За что уважать эти сервильные лакейские образования, лишенные всякой истинной независимости? Конечно, мне могут возразить: а сами-то, сами? Вы же сами разрушили своё государство, почему народы, намного меньшие, чем русский, должны теперь уважать вас и вашу культуру, которая для них неприемлема?

Что тут сказать? Можно как угодно относиться к Сталину, Брежневу, Ельцину или Путину, но, если ты воспитан на русской культуре, как можно отрицать и предавать Чехова, Станиславского, Пушкина и Гоголя? Не верю в подобную "объективность"! Но вот два примера из недавнего времени.

Первый, о грузинском режиссере Отаре Иоселиани, столь любимом всеми нашими театралами, который сказал: "Мира у нас с Россией никогда не будет!.. Если раньше мы испытывали к ней презрение, сейчас возникла ненависть. Это очень серьезно. Поэтому живите с русскими, как вам угодно. Целуйтесь с ними и говорите, что НАТО — это опасно, а Россия — это безопасно. Но возврат к прежнему невозможен! Двести лет терпения и презрения кончились!" Иоселиани осуждает не президентов и не генералов, а саму русскую нацию, саму русскую культуру. Значит, двести лет нас терпели и презирали, а зачем? Зачем напросились в состав Русской империи? Пусть бы вас, господа грузины, перерезали турки? Так же, как и болгар, и молдаван, и другие, ныне жутко антироссийские, нации? Что ж, у вас без России всё впереди!

Второй пример. Хорошо знакомый мне по общему театральному прошлому литовский режиссер Эймунтас Некрошюс, прославившийся и в России, и по всей Европе прежде всего своими постановками русской классики, сказал: "В прошлом, я бы сказал, что это очень близкая культура — для меня, для Литвы. Но в последнее время мое отношение претерпевает большие изменения. И ничего не можешь с собой поделать. Меняется мнение и о русском театре, и о российском кино, о всей русской культуре". Неужели Некрошюс не понимает, что он сам как режиссер без вскормившей его русской театральной школы (а он выпускник ГИТИСа из мастерской Андрея Гончарова, давшей немало знаменитых режиссеров: от якута Андрея Борисова до самого Эймунтаса Некрошюса), — ничего не значит? Можно не любить ту или иную партию, тех или иных политиков, ту или иную власть, но, сжигая башню культуры, на которой ты стоишь, не боишься ли и сам сгореть? Неужели и Милан Кундера, и украинские поэты Иван Драч и Дмитрий Павлычко, и белорус Василь Быков, и грузин Отар Иоселиани, и литовец Эймунтас Некрошюс, и многие другие болгары, поляки, эстонцы, всю жизнь свою мелко врали и притворялись? Чего же стоят тогда они сами и их мнение? Я говорю не об осознанных борцах с Россией, прошедших сковозь тюрьмы и лагеря, а об известнейших именно своей лояльностью к актуальной власти мастерах культуры…

Впрочем, что за границы глядеть, если большинство отечественных "либералов" точно так же, по-смердяковски, презирают ныне великую русскую литературу — почитайте хотя бы того же Невзорова и ему подобных. Наверное, им можно было бы даже посочувствовать, если бы их латентная суицидальность не была бы столь агрессивной… Но этой агрессии надо сопротивляться.

1.0x