Авторский блог Геннадий Животов 00:00 26 февраля 2015

Задело!

Мастерская пустынна, все холсты повёрнуты лицевой стороной к стене. Из гостиной открывается прекрасный вид на озеро. Слышна тихая речь Кабакова о том, как он — художник — в 1988 году уехал из СССР. Дальше его рассказ идёт о жизни в России, о том, как было осуществлено бегство из ада в собственный персональный прижизненный рай. Но тут сразу возникает вопрос: почему уже почти тридцать лет подряд беглый художник в своём творчестве повествует о советском, о том, что для него было сущим адом? Видимо, о рае писать неинтересно, ведь именно ад замечательно покупается и приветствуется, к примеру, такой корпорацией от мира искусства, как "Гараж", принадлежащий подруге Абрамовича.

Вся страна находится в состоянии волнения. Телевидение постоянно крутит духоподъёмные программы. На "Вечерах с Владимиром Соловьёвым" всё обсуждают Украину, Донбасс. При этом по ночам вдруг запустили документальный телевизионный фильм "В будущее возьмут не всех", повествующий о судьбе Ильи Кабакова — значительной фигуры русского художественного андеграунда. Даже название проекта не могло не задеть меня!

Первая серия начинается с того, что нам демонстрируют замечательный дом Ильи Кабакова, крыша которого покрыта живописным снегом. Усадьба стоит на берегу озера необыкновенной красоты, расположенного где-то под Вашингтоном, вокруг растут деревья. Далее мы видим мастерскую художника, его гостиную. Жена Кабакова Эмилия принимает посетителей.

Мастерская пустынна, все холсты повёрнуты лицевой стороной к стене. Из гостиной открывается прекрасный вид на озеро. Слышна тихая речь Кабакова о том, как он — художник — в 1988 году уехал из СССР. Дальше его рассказ идёт о жизни в России, о том, как было осуществлено бегство из ада в собственный персональный прижизненный рай. Но тут сразу возникает вопрос: почему уже почти тридцать лет подряд беглый художник в своём творчестве повествует о советском, о том, что для него было сущим адом? Видимо, о рае писать неинтересно, ведь именно ад замечательно покупается и приветствуется, к примеру, такой корпорацией от мира искусства, как "Гараж", принадлежащий подруге Абрамовича.

В чём же выражалась вся эта адская составляющая советской жизни? Конечно, в передаче говорится о том, что в раннем возрасте мать художника бросил отец, и тут же тихий, вкрадчивый голос твердит: как же так, в еврейских семьях это большая редкость. Такая травма, безусловно, не могла не наложиться на мировосприятие будущего художника. Но что же дальше? Илья Кабаков начал свой путь с одной из самых престижных детских художественных школ при Суриковском институте. После этого он без проблем поступил в один из главных художественных вузов страны, не считая Академии художеств в Санкт-Петербурге — в Суриковский институт. Начало было весьма и весьма успешным.

Все дальнейшие ступени жизни, которые приходилось преодолевать Илье Кабакову, а среди них опыт преподавания в школе и институте, по его словам, были для него окрашены в самые мрачные тона. Судя по рассказу художника, в те времена в сфере художественного образования творилась просто какая-то форменная жуть. Особенно Кабакову запомнились педагоги, все как один пьяницы, совершенно не заинтересованные в собственных учениках, поголовно бездари и вообще даже не художники. Но дальше — больше.

После того, как Илья Кабаков окончил Суриковку, он пытался устроиться в Союз художников. По его словам, то была одна из мерзейших организаций во всём СССР, настоящая могильная плита, которая давила всех художников весом жутчайшей цензуры. В итоге, устроившись на работу в качестве книжного графика, Кабаков постоянно взаимодействовал с издательствами, а они при советской власти были такими структурами, которые, по меткому выражению Ильи Кабакова, управлялись редакторами, похожими на коршунов, зорко следившими за степью. И как только в траве замечалось мельчайшее шевеление, они бросались к земле и хватали когтями добычу. Так вот, редакторы постоянно измывались над бедным Ильёй. Давали ему самые дрянные тексты, которых он даже не читал, оформляя книги. Тем не менее, постепенно Кабаков вошёл в эти структуры и очень успешно в них работал, что позволяло ему трудиться примерно по два месяца в год, а в остальное время быть полностью свободным художником. Вот настолько ужасной была та страна.

Далее Илья Кабаков вспоминает о том, как он искал себе мастерскую. Ему был, по его словам, отведён отвратительный вонючий подвал в районе какого-то пустыря, где собирались, по его мнению, непонятные толпы людей. Оказалось, то были уголовники, которые устраивали сходки. И каждый раз, когда Кабаков приходил в мастерскую поутру, замок на двери был сбит. Но ничего не крали, потому что тех людей не интересовало имущество, принадлежавшее художнику. Потом Кабакову объяснили, что это была школа по сбиванию замков — так тренировали молодняк.

Впереди российских телезрителей ожидает ещё несколько серий документального фильма "В будущее возьмут не всех", который, по всей видимости, опять создавался на средства Министерства культуры Российской Федерации. Само это название является ложью. Мы все, так или иначе, окажемся в будущем, и ни Кабакову, ни создателям фильма не дано права разбрасываться столь громкими лозунгами. Во-вторых, в непростые для страны времена идёт почти ничем не прикрытая пропаганда западного образа жизни и восхваление государства, которое, по сути, уже фактически объявило нас целью собственной военной агрессии. Эта ли смысловая линия нужна на федеральных каналах в непростые для России времена?

1.0x