Основная сюжетная линия новой комедии Тимура Бекмамбетова «Ёлки 1914» такова: на балу юный летчик Ваня знакомится с юной и хорошенькой Таней. Ваня Тане почему-то не нравится, и Таня — не только кардиохирург, но и, по совместительству, капризная генеральская дочка (все балы на ближайшее время у нее расписаны!), говорит, что следующий раз она станцует с Ваней только через год (получается, уже в 1915-м) на этом самом месте. Но через год на этом самом месте — больничная палата, полная раненых, Таня в белом халате, а елки официально запрещены как враждебный (немецкий) обычай. И вот, раненому Ване и всей воюющей стране нет, оказывается, большей заботы, чем собрать миллион петиций и вернуть рождественскую (или новогоднюю?) елку. Все проявляют чудеса храбрости, пишут петиции, барышни бьются в лютой истерике со слезами, что не могут вовремя доставить собранные петиции за елку…
В сюжете — явная аналогия с современным: "Если ты соберешь миллион лайков Вконтакте, я выйду за тебя замуж". Но — Россия 1914 года была совсем другой. Причем сценаристы не пренебрегли историческими фактами — они попросту их не знают. Не знают, что в 1914 году не было кардиохирургов. Не существовало ни как понятия, ни как профессии. На сердце начнут оперировать лет через тридцать, и не хорошенькие капризные генеральские дочки, у которых все балы расписаны с января по декабрь, а суровые и опытные гении от медицины. Не знают, что в 1914 году не существовало и такой распространенной ныне профессии, как "летчик", летать еще только начинали, и невозможно было представиться "я — летчик!" вот так естественно и походя. Но даже не это главное…
"Ровно сто лет назад наши бабушки и дедушки…" — вещает задушевный голос, и тут же показан великолепный бал во дворце, декольте-локоны-мундиры.
О, господа, ваши бабушки и дедушки — дворяне?! Я бы не спрашивала, но эта "аристократическая" вакханалия, упорное желание нынешней элиты презентовать себя потомками дворян, не имея на это ни морального, ни генетического права… просто смешно. Ребята, вы чего? Какое дворянство — ваши бабушки и дедушки? Дворяне составляли 1,5% населения Российской империи, да еще за ХХ век большей частью либо эмигрировали, либо были истреблены. Но они это серьезно! Выискивают "благородных предков", горделиво отделяя себя от "быдла"….
Неслучайно ведь на Западе новоявленная "русская дворянка" Мария Байбакова, автор пафосной статьи "Как правильно увольнять прислугу" в "светском" журнале "Татлер", получила достойную отповедь. Макс Седдон на сайте BuzzFeed News писал ей: "Ты считаешь себя аристократкой, потому что твой папаша украл у государства заводы, построенные трудом сталинских рабов. И на этом основании ты позволяешь себе тон госпожи, разговаривающей с холопами?"
Уже весь Интернет хохочет над татлеровскими псевдовеликосветскими балами, над "дворянками" — матерящимися и делающими в одном предложении десять грамматических ошибок.
Вот исполнительница роли Тани — Вера Панфилова. Умница и красавица, папа, Константин Кинчев, — рок-звезда, маргинал, анархист, какбэ бунтарь. Казалось бы, чего еще нужно для имиджа? Но нет, девушка упорно лезет в дворянки. Весь 2014 год, судя по свидетельствам в прессе, разрывалась — то ли ей стать дебютанткой на татлеровском балу, то ли сыграть генеральскую дочку в "Елках" на балу виртуальном.
Я ничего не имею ни против русского дворянства самого по себе, ни против его изображения в кино. Но это должно быть сделано с умом и сердцем. Почему-то бал у Бондарчука в "Войне и мире" не оставляет такого паскудного впечатления. А вот в "Елках" снимающую фильм "элиту" явно занесло куда-то в сторону от реальной истории, реального народа и реальной жизни.
Полноправными участниками фильма заявлены крестьяне. Так вот — на самом деле их там нет ни одного. А, нет, есть один. Дрессировщик медведя, неотразимый симбиоз пьяницы с Иваном-дураком, который никогда не дорастет до Ивана-царевича, максимум — получит шубу с барского плеча (когда барин в хорошем настроении)… Ну да, ну да…
ЁЛКИ в качестве высшей жизненной ценности, если всерьёз увязывать их с войной, смотрятся довольно странно. "Таких ёлок не было сто лет!" — бодро заявляется в трейлере. Это что, циничная шутка такая? Я сейчас живу в нескольких километрах от маленькой, немировой войны — и здесь люди плевать хотели на все ёлки мира вместе взятые, когда им неизвестно, доживут ли до вечера их родные. Такое ощущение, что сценаристы близко не видели и не чувствовали настоящей войны. Впрочем, как и настоящей жизни.
Для порядка — о хорошем. Картинка, спецэффекты, костюмеры — на высоте. Прекрасен полет Вани над подсвеченными кострами рельсами, прекрасна идея показать карту России и разные города как звенья цепи одной истории. Юмор кое-где неплохой. Просто потрясающе играет медведь. Вот не шучу. Этому зверюге следует присудить "Оскар". Его морда передает тончайшие оттенки чувств, в отличие от лиц большинства остальных актеров. В целом комедия красивая и незлая. Хорошо, что не претендует ни на мистику, ни на анализ текущей политической ситуации, да еще и знаешь, что фильм под таким же названием Тимур Бекмамбетов снял уже несколько раз. Так что, будь политическая обстановка менее напряженной, а война, как и век назад, — менее реальной и отвратительной, этому фильму можно было бы простить большее.