Авторский блог Андрей Ставицкий 00:06 30 ноября 2020

Зачем миру COVID-19: по следам постправды эпохи Великих Перемен

Мысль, что после короновируса мир не останется прежним, потому что он – сигнал к смене правил Игры, успела стать общим местом. После него мир изменится как Римская империя после Великого переселения народов или средневековая Европа после чумы. Банально, но факт. Однако в предлагаемой по короновирусу статистике есть вещи, которые сильно озадачивают, вызывая вопросы. Так:

1) Представленная смертность от COVID-19 удивительным образом как бы наслаивается на естественную. И мы в статистике наблюдаем этот результат. А «дьявол прячется в мелочах». И в них надо разбираться. В качестве пояснения можно взглянуть на данные именитого статистика из Университета Кембриджа Дэвида Шпигельхальтера, располагавшего полным объёмом данных по Великобритании от Имперского колледжа Лондона. И у него данные по короновирусу и общей смертности практически полностью совпали. В сравнении годовой смертности и смертности среди людей с положительным тестом на COVID-19 отчётливо видно совпадение формы кривой [6].

Повторимся: всем, кто по разным причинам умер, но имел положительный тест на COVID-19, приписали смерть от короновируса, что является подлогом и фальсификацией с целью манипуляции общественным мнением. Но в чем смысл подлога? Значит, надо искать мотив.

2) Согласно ранее упомянутому исследованию института Роберта Коха, увеличение числа положительных результатов теста пропорционально увеличению количества тестов, напомнив поговорку «не бывает здоровых людей – есть недообследованные». А это может указывать на то, что увеличение числа случаев заболевания в основном связано с увеличением количества тестов, а не с продолжающейся «пандемией» [5].

3) По данным ILO[1] около 2,3 млн. мужчин и женщин ежегодно погибает в результате несчастных случаев на рабочем месте или связанных с работой заболеваний – в среднем 6 000 человек ежедневно. И это многократно превышает статистику по COVID-19. Но производства из-за этого не закрывают. Тогда почему COVID? Однако ситуация всё равно тяжелая. Только проблема происхождения короновируса уже уступила приоритетное место проблеме его последствий. Причем, в Америке ситуация с короновирусом настолько катастрофична, что главный хирург офицерского корпуса здравоохранения США (Surgeon General of the United States) вице-адмирал Джером М. Адамс (Jerome Michael Adams) сравнил её с нападением Японии на Пёрл-Харбор [2].

5) При этом, согласно исследованию группы американских ученых, которые изучили истории болезни 5,7 тыс. человек, попавших в больницы Нью-Йорка с диагнозом COVID-19 с 1 марта по 4 апреля, среди пациентов, для лечения которых применяли аппараты ИВЛ, в возрастных группах от 18 до 65 лет и старше 65 лет скончались 76,4 и 97,2% соответственно. Притом, что смертность в тех же возрастных группах больных, не подключенных к таким аппаратам, составила 19,8 и 26,6% [4].

В свете этого становится понятным, что COVID – в первую очередь проблема, не медицинская, а социальная, медийная, политическая. Дабы мобилизоваться для новых кардинальных изменений, мир нуждается в мощной глобальной встряске. И короновирус выполняет эту роль вместо страшной эпидемии или большой войны. Поэтому именно короновирусу в масс-медиа оказалась уготована роль casus belli[2].

В результате создалось впечатление, что COVID-19 воспринимают не как причину кризиса и даже не повод, но как крайне эффективное средство для решения определенных глобальных и региональных проблем. Поэтому в отношении его правительства большинства стран ведут себя так, будто имеют дело с чрезвычайно опасным вирусом с совершенно непредсказуемыми последствиями, который угрожает не просто людям, а всему человечеству.

Не случайно среди экспертов всё чаще звучит сравнение короновируса с «ящиком Пандоры», поскольку он каким-то странным образом оказался завязан на запрос о глобальных изменениях при переходе к новому техноукладу и мировому порядку. О чём идёт речь? По мнению идеологов Римского клуба, глобальная система в её нынешнем виде не выдерживает растущего напряжения и не способна решить те проблемы, которые сложились в соответствии с вызовами человечеству. Количественное сокращение человечества без изменения его качественного состояния невозможно. А ставка делается на это. Господствующие системы должны быть переформатированы или упразднены. А COVID-19 в контексте нарастающей борьбы за передел мировых ресурсов становится мощнейшим инструментом воздействия. И он обязательно будет использован по максимуму. Время для этого пришло. Но свои возможности он явно ещё не исчерпал. Тем более, что за одной эпидемией может последовать другая. Так что нас ещё ждут сюрпризы.

Вспомним, что ещё в феврале 2018 г. был выпущен юбилейный доклад Римского клуба «Старый мир обречен. Новый мир неизбежен», подводящий к выводу о неизбежности коренной смены парадигмы развития человечества [7], которая произойдёт в ближайшее время, а сопредседатель Андерс Вийкман несколько позже сделал экстренное заявление: 2020 год – год фактической смерти Старой Системы, невольно озвучивая планы анонимных хозяев Игры.

Правда, в рамках сложившейся глобальной системы внятного решения пока нет. Точнее есть, но оно напоминает старый морской принцип «Спасайся, кто может» или «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего». Возможно, это связано с тем, что:

- ценность любых современных теорий по функционированию рыночной экономики и политических систем стремится к нулю, приводя к избыточности версий и утрате целостности понимания смыслов и взаимосвязи ключевых действующих глобальных процессов;

- наука оторвалась от реальной жизни и достигла пределов такой специализации, которая сопоставима с вавилонским столпотворением, когда строившие вавилонскую башню народы были языками разделены. Знания, которые нужны, чтобы создать общую картину, упираются в отсутствие синкретичного языка, усиливая запрос на трансдисциплинарный язык, созданный в процессе понимания новой реальности. А тут ещё «масла в огонь подлил» известный математическим доказательством теоремы «No free lunch»[3] профессор Дэвид Волперт (David Wolpert) из Института сложности Санта Фе (SFI). В апреле 2020 г. с использованием формул он объяснил, что любой модельный прогноз пандемии COVID-19, основанный на аппроксимации уравнений или агентном моделировании, нужного ответа не даст по причине отсутствия точного знания о начальных переменных модели, включающих коэффициенты вероятности заражения, летальности и прочих данных, необходимых для грамотного анализа. А значит, никто не может точно прогнозировать течение и последствия эпидемии для общества в зависимости от тех или иных административных решений, которые властям придётся принимать вслепую [8]. Что они и делают, рискуя вызвать этим крайнее недовольство населения.

Подчеркиваем, речь идет не просто об отсутствии ответа. Создается впечатление, что кардинально новое и всемерное качество перемен лишает возможности понимания происходящего. В рамках сложившейся и пребывающей в кризисе системы проблемы оказались не решаемы. Утрата стратегического видения очевидна, но будет очень дорого стоить всем, за исключением тех, кто глобальной инфодемией управляет. Однако и в этом каждый пытается извлечь свою выгоду.

Как следствие ценности совместного выживания уступили место множащей глобальную растерянность и недоверие разобщенности, включая тотальное недоверие общества к своим элитам. Возрастает риск агрессии в отношении элит, проявивших неспособность управлять в условиях повышенных рисков и пытающихся наступать на права граждан.

Главный вывод: применительно к короновирусу проблема не в том, кто умер или заразился. В действительности COVID-19 – всего лишь ещё одна новая болезнь, от которой можно умереть, но с которой надо жить в совершенно обычных условиях, противостоя ей в привычном режиме. Но не исключено, что искусственно раздутая пандемия, вызванная вирусом SARS-CoV-2, решает проблему форматирования нового миропорядка и, в частности, ослабления и обрушения глобальной экономики нефтедоллара. Однако свою задачу она пока ещё не выполнила.

Согласно прогнозам ФРС, ожидается падение американской экономики на треть, что с учётом спекулятивного характера американского финансового рынка может оказаться не таким уж и страшным. Но разорятся многие. Однако гораздо хуже будет всем, если в Америке решатся обрушить доллар и механизм легитимизации собственности. А искушение этого велико. В любом случае обрушение нефтегазовой энергетики идёт полным ходом. Рост противоречий и даже столкновения между странами теперь сопровождаются расколами внутри государств. Неизбежная автаркия, которой начинают придерживаться даже США, ведёт к сужению политического манёвра и потере самой возможности стратегического планирования. Тем самым Америка может поставить под сомнение веру в доллар и свою военную мощь.

Чтобы этого не случилось, США готовятся к большой войне, ещё не зная, с кем именно. Остальные действуют также, разворачивая производство тяжёлого ворружения. В подтверждение этого на сайте известной прорывными технологиями американской корпорации RAND был размещен доклад «Peeringin to the Cristal Ball. Holistically Assessing the Future of Warfare» («Вглядываясь в хрустальный шар. Целостная оценка будущей войны»). Он стал результатом труда более 120 военных и академических экспертов из США, Великобритании, Бельгии, Китая, Германии, Израиля, Японии, Иордании, Польши и ОАЭ, сделавших прогноз до 2030 г. и попытавшихся ответить на вопросы: «Где случится следующая война? Кто будет её участниками? Почему она произойдёт? Как она будет вестись?» [3].

Эксперты утверждают, что для сохранения своего статуса глобального лидера Америке нужна война, сопоставимая со Второй мировой войной и столь же удаленная от неё. Однако в нынешних условиях сделать подобное практически невозможно. Имеющиеся в мире действующие или тлеющие конфликты такого размаха не дают. Нужно что-то более масштабное. А время уходит. «Преобладание США в обычных вооружённых силах сокращается… Вооружённые силы США, скорее всего, останутся лишь частью того, чем они были во время холодной войны. Им будет не хватать технологического превосходства, которым они обладали сразу… после войны в Персидском заливе», – отмечается в докладе. И ситуация с ближайшими конкурентами Америки быстро ухудшается не в пользу США, выстраивая аналогию с фильмом «Ender’s Game» («Игра Эндера») по роману Орсона С. Карда, где земляне уничтожают другую инопланетную цивилизацию лишь потому, что она стала опасной уже в силу своего развития.

В этом плане там особенно показательны слова, сказанные главному герою в ответ на фразу «Но они не нападают на нас». «Нет. Не нападают. Но жукерам просто необходимо расширение жизненного пространства. Дан приказ разгромить их, пока они не стали смертельной угрозой. Само их существование – угроза», а «цель этой войны – не допустить войн в будущем». Благая цель. За всё хорошее против всего плохого. Но далее следует главный вопрос. «Зачем мы им?» – спрашивает Эндер. И получает простой ответ: «Ресурсы».

Как видим, насчёт мотивов войны никто ничего не скрывает. Но если война невозможна по причине неизбежной потери желанных ресурсов, почему бы не устроить своеобразную имитацию войны, т. е. такую глобальную ситуацию, когда большой и опустошительной войны нет, а ущерб такой, будто страны стали её жертвами.

Особенно это видно по переменам в США. Теперь их руководство будет пытаться убедить мир в том, что Китай несёт ответственность за короновирус, и попробовать заставить его заплатить за последствия эпидемии. Разговоры о необходимости списать за счёт Китая казначейские облигации США (US Treasuries) на 1 трл. долларов звучат всё чаще и весомее, а цифра лишь увеличивается. И это не шутки. С учетом заявленных претензий США на Луну и отказа оплачивать работу ВОЗ от Америки теперь можно ожидать чего угодно, включая обвинения в адрес РФ о краже у США ещё не существующей вакцины.

При этом, пока эпидемия шествовала по миру, сложилась своеобразная антикризисная ковид-технология, а также наметились тенденции решения ранее откладываемых технологических проблем социального порядка: чипизация, тотальный контроль, отмена наличных денег, обязательные прививки, дистанционное обучение по интернету... И почти в каждой стране оказались политические группы, полагавшие, что эпидемия дает им возможность укрепить своё положение и еще больше обогатиться. Разворовывание выделяемых на борьбу с короновирусом средств стало повсеместным. Но выявилось и кое-что новенькое. Так оптимизация социальных и образовательных структур, которой привычно занимались власти долгие годы, в условиях связанного с короновирусом социального напряжения стала работать против социума, лишая его запаса прочности. Попутно выяснилось, что от Систем требуется не столько эффективность в технологии, конъюнктуре и принятии решений, сколько способность выдерживать перенапряжение инфраструктуры. Но многие страны оказались этого лишены. И будут Историей наказаны.

У РФ потери пока минимальны. Но связаны они не только с падением экономики и уровнем жизни, но и с отказом от символически важных всенародных актов, укреплявших власть и её историческую преемственность – референдумом по поправкам к конституции и празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, включая Парад Победы и Бессмертный полк, которые были перенесены или вовсе отменены из-за страха перед короновирусом. Не исключено, что решение об установлении карантина по поводу короновируса было ошибочным, а меры чрезмерными, воспринимаясь как наступление на гражданские права. В любом случае даже по предварительным подсчетам плюсы от карантина не перевешивают связанных с ним колоссальных экономических потерь, а решение повторного карантина риски не уменьшит, но многократно увеличит. И с учетом того, что в современных условиях власть выступает как главный товар, борьба за неё будет острой, повсеместной и непредсказуемой.

Сейчас в эпицентре этой борьбы Америка, где склонный к автаркии Д. Трамп использует против своих конкурентов информационное оружие QAnon[4]. Но следующими на очереди ЕС и Россия. Их элиты к переменам не готовы и в них не заинтересованы, что лишь усугубит и без того трудную ситуацию, т. к. чем дольше оттягивать перемены, тем жёстче они будут проходить, когда в силу вступят факторы непреодолимой силы.

За политические (управленческие) ошибки платят все [1]. Но это – неизбежная плата за прогресс. И варианты возможны вплоть до нелегитимной смены элит, на которую особенно падка Россия, нередко воспринимаемая в истории как монархия, ограниченная цареубийством. Тем более, что риски для элит соотносимы с рисками для развития, где решающую роль начинает играть борьба за темпы перемен в условиях перехода к новому техноукладу, когда под удар ставятся национальные культурные коды.

Потери времени означает потерю возможностей и утрату желаемых в конкурентной борьбе позиций. Но не факт, что здесь победит сильнейший. Наоборот, история знает немало примеров, когда в условиях Великого Перехода побеждал аутсайдер, не идущий на прямые столкновения, но сохранивший силы для финальной схватки. Вот так, пусть не сразу, и выяснится, кто готов достойно ответить на новые вызовы Истории, а кто нет. Но в основе этой готовности заложены отдающий эсхатологией мировоззренческий конфликт на уровне онтологии и проблема гегемонии в концептуальном пространстве, где главное – способность общества создавать великие мифы о будущем и своём месте в нем. И кто в этой сфере окажется плодотворней, мы скоро увидим.

Литература

1. Chomsky on COVID-19: The Latest Massive Failure of Neoliberalism. URL: https://www.euractiv.com/section/economy-jobs/interview/chomsky-on-covid-19-the-latest-massive-failure-of-neoliberalism/ (дата обращения: 09.07.2020).

2. Cummings W. This is Going to be our Pearl Harbor': Surgeon general warns USA faces worst week of coronavirus outbreak // USA TODAY. URL: https://www.usatoday.com/story/news/politics/2020/04/05/surgeon-general-jerome-adams-coronavirus-rivals-pearl-harbor-9-11/2950230001/ (дата обращения: 09.07.2020).

3. Peering into the Cristal Ball. Holistically Assessing the Future of Warfare. URL: https://www.rand.org/pubs/research_briefs/RB10073.html

4. Presenting Characteristics, Comorbidities, and Outcomes Among 5700 Patients Hospitalized With COVID-19 in the New York City Area URL: https://jamanetwork.com/journals/jama/fullarticle/2765184?guestAccessKey=906e474e-0b94-4e0e-8eaa-606ddf0224f5&utm_source=For_The_Media&utm_medium=referral&utm_campaign=ftm_links&utm_content=tfl&utm_term=042220 (дата обращения: 09. 07. 2020).

5. Schreyer P. Coronavirus: Irreführung bei den Fallzahlen nun belegt. URL: https://multipolar-magazin.de/artikel/coronavirus-irrefuhrung-fallzahlen

6. Spiegelhalter D. How Much ‘normal’ Risk Does Covid Represent? URL: https://medium.com/wintoncentre/how-much-normal-risk-does-covid-represent-4539118e1196 (дата обращения: 09.07.2020).

7. von Weizsaecker E., Wijkman A. Come on! Capitalism, Short-termism. Population and the Destruction of the Planet. Springer, 2018. 220 p.

8. Wolpert D. There’s no free Lunch when it comes to Making Predictions about the COVID-19 Pandemic // SFI Transmission. Complexity Science for COVID-19. URL: https://sfi-edu.s3.amazonaws.com/sfi-edu/production/uploads/ckeditor/2020/04/17/t-19-wolpert.pdf (дата обращения: 07. 06. 2020).

(1) International Labour Organization (ILO) – Международная организация труда (МОТ) (ред. )

(2) Юридический термин времён римского права: формальный повод для объявления войны (ред. ).

(3) Нет бесплатного обеда (англ. ).

(4) QAnon – распространённая в США теория, согласно которой Д. Трамп собирается разоблачить заговор против Америки педофилов-сатанистов из Демократической партии.

Статья написана в соавторстве с заслуженным врачом Украины Виктором Ставицким.

1.0x