О Карибском кризисе, поставившем Мир на грань Третьей мировой войны, не знает только ленивый.
А вот о событиях, происходивших в это же время в Индонезии, известно немногим.
Географическая справка.
Индонезия; (индон. Indonesia), официальное название - Республика Индонезия (индон. Republik Indonesia) - крупнейшее государство в Юго-Восточной Азии и 16-е по площади в мире. Расположена на островах Зондского архипелага и является крупнейшим островным государством в мире. С населением около 230 миллионов человек, занимает четвёртое место в мире по этому показателю (после КНР, Индии и США). Имеет богатую и противоречивую историю. Индонезия - одна из немногих стран мира, чьё население успело сменить несколько вероисповеданий за относительно короткий промежуток времени. В целом это самая густонаселённая мусульманская страна в мире, хотя жители ряда островов исповедуют и многие другие религии.
Своей централизацией современная Индонезия во многом обязана колониальной деятельности королевства Нидерланды, которому в период с 1610 по 1942 годы удалось объединить большую часть островов архипелага под своей короной в ожесточённой борьбе с Португалией, которая всё же смогла сохранить свой суверенитет за частью острова Тимор (современный Восточный Тимор). Захват страны Японией в ходе Второй мировой войны положил конец голландскому господству. Официальная независимость Индонезии была провозглашена 27 декабря 1949 года.
Территориальные и религиозные конфликты внутри независимой Индонезии продолжаются до сих пор. В 2002 году из состава Индонезии вышел Восточный Тимор, оккупированный ею в 1975 году.
В один из майских дней 1962 года, в главную базу Индонезийского флота - Сурабайю (остров Ява), прибыла бригада советских подводных лодок со штабом, политотделом и плавбазой, числом семь вымпелов.
Возникла она в завесе глубокой тайны, словно мираж в пустыне Сахара.
Все субмарины были «эсками» 613 проекта (по классификации НАТО «Виски»), имели на борту по 12 боевых торпед и отлично подготовленные экипажи.
После швартовки на отведенных им причалах и последующего визита к командующему индонезийскими ВМС, штаб занялся организацией службы, политотдел идеологической работой, команды субмарин проворотом оружия и механизмов, а приданные им чекисты, выявлением империалистических шпионов в ближайшем окружении.
Все это сопровождалось изучением островного языка с помощью доставленных из Союза женщин-переводчиков, редкими увольнениями на берег и любованием местными достопримечательностями, вроде буддийской пагоды Борободур, индуистского храмового комплекса Прамбанан, а также многочисленных исламских мечетей.
В августе, по приказу Главкома ВМФ СССР, подводная лодка «С-236», под командованием капитана 2 ранга Юрия Дворникова, начала галсировать по экватору напротив побережья Новой Гвинеи, подыскивая удобное место для создания военно-морской базы, для размещения советских боевых кораблей.
В свое время царское правительство отказалось от освоения этих заморских земель.
Индонезия являлась колонией Голландии, которая объявила западную часть острова своей, восточную же часть Новой Гвинеи захватила Австралия.
Освободившись от голландского владычества, Индонезия заявила о своих территориальных притязаниях на западную часть острова, которую назвала Западным Ирианом.
К восточной же части острова, она почему-то претензий не мела…
В оговоренной заранее точке, командир подводной лодки «С- 236» извлек из своего сейфа засургученный пакет, сломал на нем печати и прочел Боевое распоряжение.
Там значилось:
«Командиру «С-236.
В ближайшие дни ожидается начало БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ Индонезии по освобождению от голландского владычества территории Западного Ириана.
Принять в них участие. «С-236» надлежит в кратчайший срок, в надводном положении перейти в порт Битунг (остров Сулавеси), где пополнить запасы топлива. После этого скрытно перейти и к исходу 01 августа занять район с координатами …. ….
О занятии района донести.
В целях воспрепятствования вывозу (эвакуации) грузов и оборудования с указанной территории с 00ч. 00м. О5 августа уничтожать боевые корабли и суда, следующие через район, под любым флагом.
В районе патрулирования соблюдать максимальную скрытность и радиомолчание.
Возвращение по особому указанию. О результатах боевого соприкосновения доложить по возвращении.
Ясность подтвердить.
Главнокомандующий ВМФ СССР
Адмирал флота Советского Союза
(С.Г.Горшков) »
Это распоряжение давало право командиру субмарины начать неограниченную подводную войну в мирное время…
Перед убытием в плавание, всем членам экипажа выдали специальные заграничные паспорта, в которых было указано, что предъявитель сего является добровольцем, оказывающим военно-техническую помощь Индонезии.
Так советские военные моряки стали «добровольцами», а за них, как известно, государство не отвечает.
По идеологии тех лет они считали себя интернационалистами и просто обязаны были ввязываться во всякие международные заварухи на стороне «угнетенных». Индонезия, явно из корыстных целей, зная об этом, декларировала строительство социализма в своей стране, следовательно, относилась к таким странам, и СССР считал своим долгом оказывать ей всестороннюю и, в том числе, военную помощь.
Стоя тропической ночью на ходовом мостике и наблюдая за проходящими вдали судами различной национальной принадлежности, офицеры дымили сигаретами и рассуждали, что интернационализм дело хорошее, но, что, к примеру, русским сделали голландцы, которых следовало топить?
С юных лет они привыкли уважать Нидерланды и их народ. Именно там Петр Великий постигал азы морского искусства, а вслед за ним и многие другие российские моряки созидаемого Императором военного флота.
А чем виноваты перед Советским Союзом суда «под любым флагом», проходящие через указанный кораблю район, кстати, международный или, как принято называть такой - «нейтральные воды»?
Почему они обязаны уничтожать их? Ведь Советский Союз пока ни с кем не воюет. Похоже на средневековое корсарство! Чудеса, но подлые.
А между тем, чудеса продолжались. В океане появлялись неопознанные подводные лодки, да и другие, и не только американские, силы разведки.
Вскоре на стол Президента США Кеннеди легли разведданные и фотоснимки наших лодок, а заодно и других, появившихся в Индонезии «из неоткуда», военных объектов.
Президент вызвал к себе посла Голландии и показал ему все это, после чего настоятельно не советовал из-за Ириана затевать войну, в которую, не дай Бог, втянутся русские. А там, глядишь, и американцам придется вмешаться. Тем более, что Советы собираются разместить на Кубе свои ракетные установки.
Джон Кеннеди, бывший морской офицер - катерник, вспомнил как раненый тонул в этих тропических широтах во время Второй мировой войны. Он оказался прозорливее и логичнее «миротворца» Хрущева.
Посол Голландии срочно доложил своему Правительству…
За несколько часов до назначенного времени «Ч», когда торпедные аппараты субмарины были приведены в готовность, в Боевом распоряжении «С-236» был дан отбой и получен приказ вернуться в Битунг.
А через 10 дней вопрос о передаче Западного Ириада Индонезии был решен дипломатическим путем.
После этого, в порту Битунг для команды начались адские муки. Дело в том, что при всей мощи торпедного вооружения и других установленных на советских кораблях технических систем, они были абсолютно неприспособленны к плаванию в тропиках. На лодках отсутствовали стационарные места отдыха для команды, не было холодильных установок, душевых кабин и кондиционеров.
Температура воды за бортом достигала тридцати градусов, в отсеках она составляла вдвое больше и подводники «варились заживо». Нередко на корабле случались тепловые обмороки, спать приходилось на кишевшем крысами пирсе и под укусами малярийных комаров.
Как в «рай» вернулись моряки в Сурабайю.
Потом высшим командованием было принято решение о продаже всего военного имущества и лодок Индонезии, после чего подводники занялись формированием соответствующих команд из индонезийцев, обучением тех работе на советской технике и отработке новых экипажей в море.
А еще через несколько месяцев, после введения этих субмарин в «первую линию» и подъема на них военно-морских флагов Индонезии, выполнив до конца свой интернациональный долг, «добровольцы» с гордостью поднялись на борт советского парохода «Владивосток» и вернулись на Родину.
(По материалам ветерана ВМФ СССР, капитана 1 ранга Р.В. Рыжикова, выполнявшего интернациональный долг в республике Индонезия).