Сообщество «Историческая память» 10:02 2 августа 2022

Забытое спасение

к 450-летию Молодинской битвы

Грандиозный юбилей: 29 июля - 2 августа 1572 года произошло крупномасштабное сражение. Разворачивалось оно всего лишь в 50 верстах южнее Москвы. Здесь, в смертельном бою, сошлись русские войска под предводительством князей Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина - и войска крымского хана Девлета I Гирея. В числе последних были не только крымские войска вассального, от Турции, хана, но и отряды турецкие и ногайские. 40-тысячная армия была брошена на Москву.

Тогда наши нанесли могучий удар по превосходящим силам противника. Против нас выступила 40 тысячная армада, а с ними сражались 23 тысяч русичей. Исход таков - 15 тысяч захватчиков погибло в битве, а 12 тысяч утонуло в Оке.

До этого, в 1571 году, с Юга был организован мощнейший поход, в ходе которого захватчики почти полностью сожгли Москву. Не пострадавшим остался Кремль и некоторые другие московские строения. В новый поход крымско-турецко-ногайские войска шли уже с откровенным желанием лишить Русь суверенности, поделив русские земли между участниками. В случае успеха – недавно возникшее Русское государство было бы попросту уничтожено. И поэтому битву при Молодях можно, без всякого преувеличения, поставить в один ряд со знаменитой битвой за Москву, которая развернулась в декабре 1941 года.

Однако, о той великой битве у нас особо не говорят. То есть, конечно, «говорят». И в художественном плане события были отражёны. В телесериале "Грозное время" (2010 год) – указанной битве посвящена 4 серия. В сериале "Грозный" (уже 2020 год) посвящена 8 серия. А так – какие-то серьёзные исследования и торжества начались только недавно. Закладной камень в память о победе установлен только в 2002 году. С 2009 года проводится реконструкторский фестиваль.

И в 2017 году остановочный пункт Колхозная (Курское направление Московской железной дороги) – переименован в Молоди в память о великой Победе. Но ведь явно этого мало, и, кроме реконструктурских акций. Победа тех нескольких летних дней должна праздноваться на самом высоком уровне.

В чём же дело, почему такой очень уж слишком скромный размах – для такого величайшего события? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить о том, что с 1558 года Русское государство вело ожесточённую Ливонскую войну. Здесь против нас выступили Польша, Литва, Швеция и Дания.

Русь была сильно измотана северной войной, но сумела отразить столь могущественное южное нашествие. И это показатель того – насколько оказалась эффективной система, которую отстраивал Иван Грозный. В битве отличились опричники, которых принято считать исключительно проводниками репрессивной политики. К слову, любопытно заметить, что главный герой Битвы князь Михаил Иванович Воротынский был заподозрен Государем в измене и даже сослан Белозёрск. Однако, Иван Васильевич его не казнил, что лишний раз опровергает байки о его лютом тиранстве.

А на этого Государя лились потоки грязи, причём, именно в дореволюционной России – достаточно вспомнить нападки «историка номер один» - Николая Карамзина. Показательно уже одно, что памятник, посвящённый Тысячелетию России (Новгород), «обошёлся» без фигуры Ивана Васильевича.

Русская мысль была существенна вестернизирована, даже и во многих «правых» её сегментах. Сознательно, или же подсознательно, Грозному не могли простить то, что он сорвал вестернизацию. Царь жёстко подавил олигархическое сопротивление боярских кланов. В противном случае Московское Царство превратилось бы в нечто вроде польской панской анархии, где всё решала верхушка аристократии. Для Польши это, в конечном итоге, обернулось знаменитыми Разделами, надолго покончившими с самой единой польской государственностью.

Для вестернизированной аристократической олигархии это была «историческая драма». Конечно, она не желала разделов России, но сам идеал «царя, послушного боярам» вёл именно к этому. Царю не простили, что он был – против олигархического западного правления, в оптике которого монархия рассматривается как всего лишь орудие в руках боярства.

Иван Грозный вынужден был вести борьбу против всего тогдашнего Запада. В конце 1570-х годов произошло неожиданное усиление польского короля Стефана Батория, сумевшего выиграть в ожесточённой внутриполитической борьбе. Римский папа Григорий VII прислал ему меч - с благословлением на войну с русскими. Римский престол начал поддерживать интересы польской короны в Западной Европе. Новый император Священной Римской империи Рудольф II, воспитанный именно иезуитами, признал Батория королем, и с ними были установлены дружеские связи.

«По всей Западной Европе спешно набирали наемников. В Вильно расширили пушечный двор, - пишет Александр Самсонов. - Металл из Германии теперь везли в Литву, где отливали новые пушки. Король набрал кучу займов. Деньги давали итальянские, германские и местные еврейские банкиры. Король уступал ростовщикам монопольные права на рудники, винокурение, пивоварение, производство соли и пр. Закладывались королевские имения. Деньгами помогли и англичане, взамен они получили право на торговлю хлебом из Польши. Большие дотации поступали из Рима. А Баторий предоставил иезуитам обширные владения в Литовской Руси, отдал им право цензуры, кафедры польских университетов, поддержал создание нескольких типографий и системы школ. Тем временем Швеция отдала Ревель императору Рудольфу (глава Священной Римской империи и раньше формально считался главой всех германских земель). Теперь император стал оказывать помощь Ревелю, хотя там по-прежнему господствовали шведы… Против русских выступали уже не только ливонские немцы, шведы, поляки и литовцы, но весь западный мир». ("Почему Иван Грозный проиграл войну за Ливонию")

Иван Васильевич ненавистен западническому и тем, что ковал единую Русь, сопротивляясь Западу, опираясь на самобытны институты. В его правление существенно увеличилась территория Царства. В состав нового государства вошли - Казань, Астрахань, Сибирь, Пятигорье и Ногайская степь. Оказалось заселены - северное Черноземье (земли Орловской, Курской, Липецкой и Тамбовской областей). И это было побольше, чем территория Европы.

В стране было построено более 150 новых городов и крепостей. В частности и Орёл, где Государю был возведён памятник. «Проведен ряд административных реформ, покончивших с произволом наместников, - читаем мы на одном из популярных сайтов. - Теперь местная власть была крепко связана с центральной и собрание разрозненных княжеств и земель наконец обрело статус полноценной Державы… Созданы государственные ведомства (приказы, первым был Посольский приказ), введены наказания для чиновников... Появляются регулярные войска, в том числе пограничные. Впервые утверждён воинский устав (см. «Приговор о станичной и сторожевой службе» 1571 года)…. Появляются отряды артиллерии, причем пушки изготовленный во времена и по приказу Ивана Грозного были настолько надежными и долговечными, что прослужили вплоть до военных реформ Петра!... Проведена судебная реформа и принят Судебник (1550 г.) — первый свод законов Московского государства, разделенный на параграфы. Помимо прочего он предусматривал право самоуправления для крестьянских общин, и позволял при оскорблении чести требовать компенсацию деньгами или кровью, причем это право давалось и представителям низших сословий в их спорах с высшими. Единственным условием было присутствие воеводы на поединке. Сравнение различных Судебников показывает, что законодательство Ивана IV было более гуманно, нежели предыдущее и последующее. Царь не только стоял на страже закона, но не нарушал и установленные обычаи…. Появилась государственная почта. Вообще почтовые станции — ямы — существовали на Руси уже с XIII века, но их сложно назвать полноценной почтой. Почта до реформ Ивана Грозного представляла собой «ямскую повинность», то есть местное население должно было в качестве своей непререкаемой обязанности давать лошадей и ямщиков (то есть обычных крестьян) для передачи писем и осуществления связи между почтовыми станциями. Расстояние между станциями составляло, как правило, не менее 100 километров. То есть тому или иному крестьянину приходилось время от времени пускаться в дорогу, забросив свои домашние дела и не получая за это никакой компенсации. Иван Грозный стал оплачивать труд ямщиков, то есть заложил основы возникновения полноценной государственной почты. Кроме того, при нем было заложено порядка 300 новых почтовых станций, что сократило расстояния на которые приходилось передвигаться ямщикам». ("Эпоха и результаты правления Ивана Грозного: мифы и реальность. Реформы, победы, достижения Ивана Грозного")

Всем тыкают в нос «репрессии». Однако, максимальное число репрессированных не превышает десять тысяч. А вот тут стоит сравнить с «европами», столь обожаемыми «нашими» западниками. В тоже, примерно, время, в Нидерландах было казнено 100 тысяч. Только живьём сожжено 28 540 человек. За одну только Варфоломеевскую ночь убили 3 тысяч протестантов. За две недели количество жертв достигло 30 тысяч. А в Англии при Генрихе VIII только за одно бродяжничество повесили 72 тысячи бродяг и нищих. В Германии, во время подавлении крестьянского восстания 1525 года, казнили 100 тысяч человек.

Ну что тут можно сказать…

Надо помянуть героев, и воздать должное Ивану Васильевичу, который не «менял профессию», а был Грозным Царём, стоящим на страже Руси.

Илл. militaryarms.ru

1.0x