Авторский блог Сергей Яновский 00:00 9 декабря 2019

Забытая русская классика

премьера пьесы Владимира Сологуба «Сотрудники, или чужим добром не наживёшься»

В Московском Историко-Этнографическом театре состоялась премьера пьесы приятеля и современника Александра Сергеевича Пушкина Владимира Соллогуба «Сотрудники, или чужим добром не наживешься». А первая премьера этой комедии на сцене Александринского театра состоялась 25 ноября 1852 года. И вот забытая русская классика вновь ожила в наши дни.

Хозяин имения Грознов, человек вспыльчивый и тщеславный, приглашает к себе двух литераторов для написания и постановки пьесы, которую сыграют на именины его супруги.

Поместье Грознова находится между Петербургом и Москвой. Один из литераторов, «западник» Ухарев, приглашен из Петербурга, другой, славянофил Олегович - из Москвы. Жена Грознова Аделаида, выданная замуж по расчёту, влюблена в Ухарева и даже тайком от мужа ездила к нему на свидания в Петербург. Её сестра Ольга влюблена в Олеговича и мечтает выйти за него замуж.

Легкомысленный щёголь Ухарев смеется над обманутым Грозновым, над чувствами кокетливой Аделаиды и самим собой, непонятно для чего заехавшим в такую глухомань: «Любовь так не рассуждает, потому что она не рассуждает вовсе. Изволите видеть, по-моему, есть только два разряда женщин, заслуживающих уважения. Первые посвящают всю жизнь свою строгому долгу; вторые - безусловному чувству. Но те, которые на рубеже долга и чувства заманивают, чтоб обмануть, те, которые играют любовью, как веером, те просто кокетничают, то есть занимаются самым, извините, жалким ремеслом, и от них я готов бежать по всем железным дорогам».

Влюбленный в Ольгу Олегович не растрачивает себя на зависть, обиды и злословие и считает институт брака неприкосновенным. Поэтому презирает Ухарева за распущенность и легкомыслие: «Что я слышу! У меня волосы дыбом становятся. Да вы изверг рода человеческого! Вам чужды первые начала нравственности! Так я заступлюсь! Я все открою!»-восклицает он. Циник Ухарев твёрдо убежден в хитрости и изворотливости всех женщин: «Все они чистые создания; и так начисто обманут, что лучше и не надо. Знаете, я думаю, что мы оба с вами в дураках».

Но Вселенная посылает героям именно то, что они излучают сами. После водевильной путаницы, в результате которой Грознов, принимает Олеговича за любовника жены и вызывает на дуэль, происходит их примирение, и хозяин поместья дает согласие на его брак с любимой Ольгой. Аделаида Павловна принимает решение наладить отношения с мужем; а разочарованный журналист отправляется в родной Петербург.

Интересно, что в лице Ухарева был выведен соиздатель Некрасова по "Современнику" И. И. Панаев, а Гоголь увидел в Олеговиче К. С. Аксакова. Позже Соллогуб писал: «Панаев и Аксаков обиделись. С первым мы рассорились. Второй хотел вызвать меня на дуэль, но Хомяков успокоил его тем, что шутка — свойство народное и что русский человек за шутку сердиться не должен». (Соллогуб В. А. Воспоминания, с. 649—650).

Необходимо сказать и о второстепенных персонажах: не меньшем щёголе, чем его барин, слуге Ухарева, флегматично-спокойном крепостном Олеговича и плутоватом приказчике Грознова. Они играют не просто служебную роль в развитии сюжета: ведь благодаря их действиям по «смене комнат» и возникает вся путаница; и они – полнокровные представители народа.

Во всех водевилях Соллогуба, по закону жанра, царит легкий тон, конфликты разрешаются мгновенно и благополучно, добродетельные герои получают то, к чему они стремились, а лжецы и интриганы терпят поражение. В концовке пьесы наперекор всему ощущается всеобщее единство: крестьянин и помещик, западник и славянофил, приказчик и дворянин предстают крепкой и сплочённой семьей, живут в мире и согласии. Подаренная судьбой родная Земля, красивая природными богатствами, величественная своим культурным наследием – любимый и удобный дом для всех героев.

Загл. фото: Ухарев – Александр Белояров, Олегович – Николай Антропов

двойной клик - редактировать изображение

1.0x