Вот, побывал на войне,
Слова такого нет.
Просто в тебе и во мне
Тьма не задавит свет…
Вот так. Тихо. Без нажима в голосе поэт Алексей Шорохов говорит о себе, вернувшемся с тех русских пространств, о которых в предисловии к своему поэтическому сборнику «Война: 1993-2022 гг.» писал: «Эта война началась не в 2022 году и даже не в 2014-м… по жилым кварталам Донецка и Горловки бьют сейчас Ельцин и Кравчук». Как будто разом раздвинул рамки текущего времени, включил идущие сегодня бои в большую историю, и не только нашей страны… В образной форме указал на внутреннюю причину кажущихся кому-то непонятными явлений и их взаимную связь… Ведь этот вопрос, почему вчерашние братья с таким ожесточением, привлекая враждебные славянству силы, развязали новую гражданскую войну? – волнует сегодня очень и очень многих.
Разрушенный обстрелами памятник советскому солдату в Авдеевке, где шли кровопролитные бои
Выдающийся русский философ, ученый, военачальник Андрей Снесарев, исследователь «феномена войны» в книге «Философия войны» открывает сущность этого сложного феномена: « Пред вами картина нового освещения, бросаемого на грозный лик войны, освещения под углом государственным. И нужно искренно сказать, что выяснение войны было бы слишком куцым и односторонним, если бы было опущено её государственное толкование и значение». Именно так, под углом «государственным» видится всё происходящее на Украине. К счастью, мы отошли от взгляда на события на Донбассе, как на региональный конфликт. Эти события гораздо масштабнее, и цели у них напрямую затрагивают судьбу и будущее Российского государства.
В огне сражений в начале XXI в., сто лет спустя, мы обретаем философию войны, оказавшись перед важной проблемой осознания пути дальнейшего развития государства и определения его места и роли в современном мире. Какой может быть судьба страны, не готовой к защите своих интересов, ценностей, своей идентичности? Примеров немало: хитроумная «мягкая сила» со стороны переходит в жёсткие военные действия, подвергающие опасности само существование суверенных государств.
Происходит прозрение и понимание утопичности «общечеловеческих ценностей», которые оборачиваются для народов трагической стороной. В этой ситуации необходимо обращаться к философии политики и её важному направлению – философии войны. Военная доктрина, стратегия, безопасность представляют собой важнейшие стороны существования государства, претендующего на роль суверенного участника международного процесса. Без философского осмысления этих важных моментов, без выстраивания генеральной линии в решении коренных проблем государственного строительства трудно рассчитывать на достижение реальных результатов в этой области. В наши дни, как и в прошлом веке, вопросы, касающиеся смысла войны, стали ещё актуальнее.
Время полулюдей, годы полураспада,
Череда беззаконий поросла лебедой.
Что же сталось с тобой, и кому это надо –
Километры беды мерить общей бедой?
Что нам «Запад», «Восток», если вышло иное,
Если русские тропы сюда привели?
Ты стоишь на краю, чуешь вечность спиною,
А вокруг только небо и горстка земли.
Только ты, моя рань, моя вольная воля,
Позабыв про усталость, вся в небесной пыли,
Только ты и осталась, как лучшая доля,
Только ты и стоишь – остальное болит! (К Родине).
Судьба Украины, «проданной» Западу за «фантомы будущего процветания» и «вхождения в мировую цивилизацию»
могла ожидать и Россию. Поэтому «победный флаг Новой России… должен быть водружён не в Киеве, Варшаве или Вильнюсе — он должен быть поднят в Москве», — уверен Алексей Шорохов.
У поэта другие переживания и видение того, что прожигает «жизнь насквозь». А война именно такова. Алексей Шорохов воевал и вернулся с надеждой, поддерживающей и его братьев по оружию, и тех, кто в тылу душой и сердцем болеет «за наших» на передовой, что мужество, воля и отвага командиров и бойцов, понимание, за что мы воюем, приблизит долгожданный победный день.
Он видит дорогу к этому дню: «Вечер, солнце садится… начинает сгущаться тьма. Тьма — не просто чёрная пустота, в ней разыгрывается пушкинская вьюга, метель, в которой всё сгинуло, ничего не видать. Долго продлилась эта вьюжная ночь, практически тридцать лет, и лишь где-то совсем недавно прояснилось, встаёт солнце в красных тонах — это нынешняя война, а мороз крепчает, и всю дрянь, слизь, гадость, грязь, которая вылезла за ту метельную ночь, в которой нам довелось жить, надеюсь, выморозит… Настанет хороший русский зимний день… «Мороз и солнце, день чудесный»… Пушкинский».
Пусть пока не Пушкинским, но морозным днём декабря в Клуб прозаика Сергея Сибирцева в Доме литераторов в Москве собрались на встречу с Алексеем Шороховом его друзья и читатели. Вечер получился теплый и добрый, звучала музыка, читались стихи… В формате видео о поэте, о нашем времени говорил легендарный священник отец Питирим (Творогов). Композитор Борис Зиганшин представил песню на слова Алексея Шорохова. Своими мыслями о прозе Шорохова поделились поэт Григорий Калюжный и Виктор Линник, главред газеты «Слово». Замечательный писатель Владимир Личутин и главный редактор журнала «Отечественные записки» Сергей Шулов коснулись темы преемственности традиций классической русской словесности в произведениях Шорохова.
«Русский мир не фантом, как нас пытаются убедить некоторые. Нет, у него есть передний край, и этот передний край воюет. Это не симулякр, придуманный господином Сурковым, — уверен Алексей Шорохов. — Это реальность, в которую верят очень многие люди в России, и добровольцы всё едут и едут… Причем многие, вообще не имеющие военных специальностей, не слишком богатырского здоровья. Едут по убеждениям. Фантом не может подобных людей собирать — только настоящая, серьёзная духовная реальность, и она неискоренима. Причём всё это зиждется на глубокой истории.
Для меня однозначно: события на Донбассе имеют религиозный смысл. Вскрылись такие язвы в общественной жизни последнего тридцатилетия, о которых мы только догадывались. Если эти события не вразумят, тогда и предположить не могу, чем всё закончится. Очищение необходимо. Прежде всего, здесь, в России…».
О том и молитвы русского поэта Алексея Шорохова:
Россия, покрытая снегом,
Вся в белом и в трепетном вся,
Каким-то вселенским ковчегом
Летит, над землею скользя.
Лишь ветер звенит в безпредельной,
Морозной и ясной ночи,
Да крест холодеет нательный,
Да кто-то вдогонку кричит.
Но поздно – в покинутых далях
Остались хула и хвала,
И громы викторий батальных,
И мирного времени лад.
Все выше, белей и родимей!..
Из ветра, и свиста, и мглы
Все явственней – хор серафимий
И вечному Богу хвалы!