Бобров Г., Березин Ф. Я дрался в Новороссии! – М.: Яуза-пресс, 2015. – 352 с. – (Необъявленные войны).
У меня в руках сборник современной военной прозы, в нем 17 авторов (Г. Бобров, Ф. Березин, В. Даренский, И. Донецкий, Д. Стешин и др.), рассказывающих о войне за Новороссию. В коллективном предисловии они выражают надежду на то, что есть момент истины, благодаря которому «писательские свидетельства могут превратиться в обвинения, которые будут заслушаны если не судом, то историей». Это нужно в наше время, когда «человека-песчинку превращают в исполнителя чужой воли, где его ЖИВУТ по прихоти сильных мира сего». Своеобразным завещанием потомкам звучат последние слова предисловия, после которого читатель погружается в документальную плоть рассказов: «К самосознанию человека, не забывшего под бременем обстоятельств, что он – человек, и имеющего мужество жить по собственному разумению, и обращены наши строки. И как бы ты, читатель, ни оценил их, ты оценишь это документальное повествование по достоинству. Ты обязательно поймешь, почему эта «непризнанная» война – только пролог к разлому цивилизации, по одну сторону которого мы с тобой, по другую – те, кто возомнил себя «шоколадным королем» истории. И обязательно вспомнишь простую истину: не в силе Бог, а в правде».
Несомненное достоинство книги – ее документальность. Не все рассказы претендуют на то, чтобы называться полноценными художественными произведениями, но все они претендуют на то, чтобы стать документом, в котором автор запечатлел то, чему сам стал свидетелем на войне.
Каждый автор делится с читателем своим взглядом на войну в Новороссии. Мы видим из рассказов, как командование ВСУ покупает пленных за ящики с просроченными снарядами, неисправную технику; как едут белые КАМАЗы гуманитарного конвоя; слушаем авторские размышления о том, что такое война; видим глазами другого автора, как происходят похороны погибшего совсем еще юным ополченца, и как гордится им осиротевшая мать… Со страниц сборника читатель слышит гул тысяч голосов простых людей, обсуждающих войну, сравнивающих ее с войной 1941 года, философствующих, живущих верой в скорую победу… События, разные мнения, голоса людей разных поколений, очень много подробностей военного быта, очень много материи, от которой рассказы кажутся как будто густыми…
Все герои этих рассказов – люди общей судьбы. Их всех застала война на их родной земле, в заботах мирной жизни и в разгар повседневных занятий. Война заставила людей разбираться в политике, делать свой выбор. Никто не остался в стороне, всем нашлось дело. Каждый автор и каждый герой по-своему переживает войну. Для кого-то это попытка осознать, освоить факты, увиденные лично и вычитанные из сводок, из интернета. Для другого это стимул пофилософствовать о жизни и смерти, об истории (какая война была в 1941-м, и какая сейчас)… Например, женский взгляд на войну: «Когда раньше я смотрела фильмы о Великой Отечественной, казалось странным, что среди всего этого кошмара люди еще и находят время любить. Теперь я это очень хорошо понимаю. Жизнь чувствуется острее. А любовь – главное проявление жизни. С тех пор как наши пошли в контрнаступление, уже не так раздражает и расстраивает укросимволика на каждом углу. Ничего, еще немного. Точно так же радостно все перекрасятся в цвета Донецкой Республики и Новороссии. Мы ждем. Мы верим в нашу Победу»…
Всем хочется мира, все настроены на победу. И героиня рассказа «Донецкое письмо» сидит на березе, уже стемнело, и ее мысли вертятся вокруг одного: нужно выжить ради Победы: «За сумасшедшей зимой пришла Русская Весна, потом было кровавое лето. Какой будет эта осень? Когда-нибудь, совсем скоро, я приеду в Москву, и мы вместе отпразднуем нашу общую Победу. А пока я пойду домой и буду продолжать пытаться выжить…».
И вдруг из теснин различных мыслей и переживаний вырывается одна, пронзительная, как тот самый момент истины, прозрения, который и знаменует собой приближение возмездия врагам и нашу Победу: «Идет глобальная чистка русского народа. Мы зажирели в своем мещанстве. Мы забыли о том, кто мы есть. Мы думаем не о том. Мы хотим не того. Русский народ был всегда силен своей идеей. Победит тот, в ком она жива». Еще немного – и за этим одиноким голосом подтянутся и остальные голоса. Вслед за этой мыслью подтянутся и другие, и вдруг люди осознают что-то важное, что может решить исход войны за Новороссию… Но пока что это важное в сборнике «Я дрался за Новороссию!» высказано не было… Не прозвучала мысль, которая, однако же, звучит со страниц сборника воспоминаний «На переднем крае. Битва за Новороссию», книги Г. Дубового «Рыцари Новороссии. Хроники корреспондента легендарного Моторолы», книги Юрича и Ангела «В окопах Донбасса» и др. Это мысль о духовном смысле войны за Новороссию, за Русский Мир… Одни только философские размышления о причинах и следствиях войны, о судьбе народа, о судьбах отдельных людей, описания боевых действий и военных преступлений еще не дают полной картины того, что происходит на этой войне и как отражается в мировой геополитике…
Этот сборник - только малая часть того, что еще не издано, а может быть и не написано. Многие воспоминания и документы о войне на Донбассе издаются сейчас отдельными книгами. Для того, чтобы выразить образ этой войны в художественном произведении, нужно время. Время, чтобы осознать масштабы и значение этой войны для всего Русского Мира. И я верю, что такое время придет, и тема подвига легендарных командиров ополчения Новороссии найдет своего талантливого художника.