В одном городке южного Подмосковья был суд. Судили директора Детской Художественной школы. За взятку.
Некоему молодому человеку, директор выписал справку. Справка дрянь, но за справку эту, директор затребовал три тысячи рублей. За что и понес заслуженное наказание: штраф 30 000 рублей и запрет заниматься управленческой деятельностью три года. А сотрудники ОБЭП – достойную награду – заветную галочку о выполненной работе.
Да, последнее время ОБЭП всей России активно борется с коррупцией. Борется и побеждает. Учителя, врачи, сотрудники ГИБДД и прочие враги народа несут достойные наказания, их штрафуют, отстраняют и клеймят позором. Но не сажают. Суд гуманно относится к этим оступившимся, но обещавшим исправиться гражданам.
Не посадили же министра обороны. А чем какой-то там учитель лучше самого министра, чтобы его, за какую-то еще взятку – и в тюрьму?
Итак, не вдаваясь во все эти многочисленные истории, рассмотрим конкретный случай.
Осудили директора ДХШ.
Нет желания, да и смысла оправдывать или обвинять этого «оступившегося, но обещавшего исправиться гражданина». Речь о другом – о самой справке, и послужившей причиной возбуждения уголовного дела.
Справка заключала в себе: что некий гражданин, посетил некоторое количество часов, обучаясь в ДХШ рисунку, живописи и композиции. На справке стояла печать и подпись директора школы, подтверждавшая данный факт.
Кому понадобилась такая справка? Что гражданин собирался с ней делать? Кому он собирался ее предъявить? И каким нужно быть наивным… человеком, чтобы выложить за эту бумажку – 3000 рублей?
Версия директора проста и незатейлива.
Он просто решил, что это розыгрыш.
А как иначе.
Начало учебного года. К директору приходит молодой человек лет двадцати и на голубом глазу просит того выписать ему справку, что он прошел курс обучения.
– Зачем она вам? – простой и ясный вопрос.
– Я собираюсь устроиться на работу в граверную мастерскую, и мне нужен хоть какой-то документ об образовании.
– Вы представьте, – пытается вразумить директор, – вы приходите устраиваться на работу… в ОМОН, и показываете там справку, что вы посетили несколько занятий бокса в ДЮСШ, – молодой человек смотрит рыбой и не понимает. – Ну хорошо, помните «12 стульев», где Бендер пытался рисовать сеятеля облигаций, уверив, что он закончил ВХУТЕМАС.
– Но меня уже берут на работу, – с козырей кроет парень.
– Тем более! – обрадовался директор ДХШ. – тогда, зачем вам эта пустая бумажка? Даже диплом ДХШ, даже «красный», даже в СССР – ничего никогда не стоил. А тут справка! Мы – дополнительное образование.
– Я вас очень прошу, выпишите мне эту справку, – и долгий утомительный аргумент, что нужна работа, что будущий начальник требует… хоть какую-нибудь бумажечку, но что бы она говорила, что человек не с улицы пришел, а можно сказать дипломированный специалист-художник…
– Ладно! – сдается директор, и выписывает эту справку.
– Позвольте вас отблагодарить.
– В смысле?
– Три тысячи рублей.
– За бумажку?
– За справку.
– Шутишь?
– Не-а.
Директор внимательно вглядывается в этого… непонятного ему человека.
– То есть ты хочешь мне дать вот за эту бумажку, которой… ну не важно, – берет себя в руки директор. – Давай.
Парень достает 3000 рублей, кладет на стол, говорит спасибо. И уходит.
И заходят сотрудники ОБЭП.
– Вы выписали эту справку?
– Я.
– 3000 рублей взяли?
– Взял.
– Пройдемте. Вы обвиняетесь в вымогании взятки.
– Это розыгрыш?
На суде, версия парня была такой: да, ему нужна была справка, он пришел в ДХШ. Попросил директора, а директор попросил три тысячи рублей. И парень, безработный, бедный, поддавшись обстоятельствам, выложил на стол директора требуемую сумму, а иначе, без этой справки, его жизнь пошла бы под откос. И директор-коррупционер, этим воспользовался.
И заявление в ОБЭП парень написал за… 10 минут до дачи взятки. Суд учел этот подозрительный факт, и присудил сделать выговор сотруднику ОБЭП, принявшего это заявление.
– Мне и в голову бы не пришло, вот за это деньги брать, – не понимал директор. – Это же абсурд. Я понимаю, я бы частным порядком, провел бы с ним эти занятия, тогда да, но…
– Но деньги-то вы взяли? – спросил судья.
– Взял.
– Значит, виновны, – заключила судья.
Такая вот история.
Впрочем, еще не вся.
Пока полгода шло следствие, пока адвокат пытался донести до директора, что это не розыгрыш, не шутка, что за такое сажают, и надо «выстраивать защиту», сотрудники ОБЭП, еще раз наведались в школу. Теперь уже за тем, чтобы директор показал им документ о законности родительской платы, – на каком, товарищ, основании вы берете деньги с родителей за обучение их детей?
Здесь директор просто встал в ступор.
– Как на каком основании?
Так получилось что в законе об образовании от 1992 года, все ДШХ, вывели из платной сферы, а в бесплатную… не ввели. Так получилось. Забыли, наверное. Но в законе о местном самоуправлении, есть пунктик, где помечено, что взимать или не взимать родительскую плату, органы местного самоуправления решают сами.
И сотрудники ОБЭП ушли ни с чем, довольствовавшись делом о вымогательстве взятки.
И в Центр детского развития они заглянули, благо он через стенку от ДХШ.
И в спортивную школу зашли.
Город небольшой, далеко ходить не надо.
И вообще прошлись по всем этим злачно-коррупционным местам.
Дело в том, что, выделив из бюджета деньги, к примеру, на стиральную машину, на стиральный порошок денег выделять никто и не собирался; или, выделив деньги на окна, о шторах и мысли не возникло; и не возникнет. А обучение в Центре бесплатное. Да и в ДХШ родительская плата 350 рублей в месяц. К слову, в СССР платили куда больше – целых пять рублей. На эти деньги ДХШ обязано было содержать весь методический фонд, и бумагу бесплатно выдавать. И сегодня эти обязанности никуда не делись. Так что размаха для «коррупции» – бери, не хочу.
Вот и берут, и взимают, и «вымогают», а по-русски – просят, и директора, и учителя. Да! и в больницах лекарств нет – а должны быть. Их что, эти врачи-коррупционеры, налево, что ли сбывают?!
Просто и лекарства в бюджет не заложены. Шприц, чтобы в зад колоть заложен, а спирт, которым этот зад перед уколом протирают, и после укола, ранку закрывают – в бюджет не заложен.
Идешь так по рынку, и замечаешь, как два борца с коррупцией, стоят возле бабки, которая «семачками» торгует, и внушают ей, какая она преступница. От страха ли они себя так ведут, или от лени – это не важно.
Важно, что есть заветная «галочка», а за ней смотришь и «звездочка». А за звездочку!..
За звездочку, и бабкой старой не побрезгуешь!
У нас Закон не брезгливый.