Мы очень рады, что Изборский клуб, за работой которого внимательно следим, приехал в нашу область поделиться своими идеями, выслушать наших коллег, посмотреть, каких результатов удалось достичь области благодаря политике здорового консерватизма, которой мы придерживаемся, насколько это возможно в сегодняшних условиях. И при этом добились некоторых подвижек в экономической, духовно-нравственной сферах.
Идеология Изборского клуба — это идеология большого рывка. А когда идеология сформулирована, понятна, то вокруг этого идёт объединение организационных, материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов. И таким образом обеспечивается прорыв.
Темы, которые рассматривает Изборский клуб в своей работе, нам близки. А темой солидарного общества, которая стала повесткой дня выездного заседания Клуба, мы занимаемся уже несколько лет и понимаем, как важно и как нужно выстраивать систему солидарных отношений в обществе в малом: в отдельной корпорации, городке, сельском округе, муниципальном образовании, в отдельной области.
У меня понимание солидарности таково. К примеру, на предприятии "Агро-Белогорье" работает 8 тысяч человек. Здесь, в рамках одной большой компании, солидарности можно достичь значительно быстрее, потому что есть общее дело, общая идеология, общая социальная политика… Компания не стоит на месте, а постоянно развивается, и это чувствует каждый работник.
А в целом в обществе — сложнее. Наше общество не скреплено. Скрепить же может общее дело, общая идея, общая религия, или даже общая беда и скорбь.
Очень большое значение, на мой взгляд, имеет представление об общей собственности. Общая собственность — это фундамент солидарности. Общей собственностью должна быть земля. Каждому человеку, живущему в России, необходимо понимание, осознание того, что земля общая. Дана Богом для всех нас, и не должна быть чьей-то частной собственностью.
Мне кажется, ничто так не испортило наш народ, не развратило его экономически и нравственно, как закон о частной собственности на землю. Земля сегодня стала предметом спекуляций. Идут массовые злоупотребления, коррупция. Возьмите Израиль — вся земля в государственной собственности. Голландия — то же самое. И самое эффективное сельское хозяйство — в Голландии и Израиле. Разве это случайно?
Без общей собственности на землю не может быть солидаризации общества.
Посмотрим на нашу финансовую систему. Она у нас суверенна? Нет. О какой солидаризации тогда можно вести речь, если мы не управляем своими финансами?
Что необходимо сделать? Нужна рационализация — решить проблему нужно. Вексель — вот на что нужно обратить внимание. Ничто не сделало человечество таким богатым, как вексель, долговое обязательство. Мы занимаем у самих себя и пускаем средства не на потребление, не на ветер, а на развитие, на общее дело. Это, к примеру, инфраструктура: дороги, связь, газопроводы, линии электропередач и так далее.
Инфляции никогда не будет, если правильно осуществлять эмиссию. И кризиса никогда не будет. Если мы хотим сделать суверенную финансовую систему, нужно предпринять следующее. И здесь Россия должна показать пример всему миру. Нужно рубль приравнять к какому-то твердому экономическому эквиваленту. Не к золоту, не к доллару, не к другой валюте. К примеру — условно: килограмм зерна, 1 киловатт-час электричества, один килограмм продукта, который мы ежедневно потребляем. Такая идея не мне принадлежит.
Если, условно, приравнять рубль к киловатт-часу, то это будет прорыв, потому что по энергетическим запасам Россия — самая богатая страна в мире. Мы можем в счет этих запасов так быстро разбогатеть, такие формы развития осуществить, что в очень короткие сроки произойдут просто сказочные изменения. К нам пойдут инвесторы со всего мира.
Сегодня только 7-10% мировых финансов обслуживают реальный сектор экономики, а остальные — в обороте на фондовых рынках. Рано или поздно всё это рухнет.
Без возврата к реальному обеспечению денег не может быть солидаризации общества.
Наконец — справедлива ли наша экономическая модель? Нет. А в мире? Тоже нет. Рыночная экономика — на каком-то этапе она была стимулом для развития производительных сил. Сегодня она уже не срабатывает. Значит, нужна другая экономическая модель. Лучшей экономической моделью, на мой взгляд, является та, что разработал Магомед Чаптаев.
Он предложил союз собственников-совладельцев. Оптимальная модель — когда каждый человек, работающий в коллективе, не только получает зарплату, а вырабатывает вновь созданную стоимость. А это зарплата, налоги, прибыль и то, что идет на амортизацию. Как она распределяется? Достается собственнику. А должна доставаться всем: "Мой вклад здесь есть — значит, я формирую капитал, который завтра будет участвовать в производстве и который мне в будущем будет давать какой-то дивиденд".
У нас должно быть ощущение справедливости экономической модели. Это мощный стимул, фундамент для солидарности общества, общая опора.
Возьмём нравственные, духовные категории. Россия и здесь должна сыграть мессианскую роль. Необходимо духовное объединение, поскольку в обществе нарастают религиозные противоречия. Бог ведь един. Земля одна. Вокруг единого Бога надо формировать единую духовную ткань.
Есть две великие сестры — наука и религия. Наука уже подтверждает наличие Бога. А Бог не возражает против научного познания бытия. Мы видим, что наука и религия вот-вот сольются. Что произойдет в результате? Когда происходит слияние науки и религии, появляется другой инструмент познания — душа. Это уже иное, более мощное развитие человека, перед ним открываются и совсем другие возможности. Нужно приближаться к единому Богу. А приблизившись к нему, мы сами станем совершенно иными.
Мессианская роль России — мощный фактор для солидарности общества. Решая наши внутренние проблемы, мы должны думать о мессианской роли страны, её имперской роли. Россия может развиваться дальше, когда она не только свои проблемы решает, но и раздвигает горизонты для всего человечества.
Из выступления на "круглом столе" Изборского клуба