13 марта в кинотеатре «Художественный», что в Москве, состоялась премьера нового фильма режиссёра Светланы Басковой. «За Маркса…» немедленно окрестили «неосоветским кино», и есть все основания, чтобы причислить картину именно к такому жанру.
Это первый широкоэкранный фильм Светланы Басковой, режиссера и сценариста русского пост-модерна, чьи предыдущие картины показывали доведённую до абсурда действительность так радикально и с применением таких форм, что ни о каком большом экране не могло идти и речи. Тем не менее, такие созданные её шедевры безумия как «Зелёный слоник» или «Пять бутылок водки» приобрели по-настоящему культовый статус в молодёжных кругах, в частности, в Интернете. Теперь Баскова сделала большой шаг в большое кино – «За Маркса…» уже был показан на Берлинском кинофестивале, где заслужил хвалебные отзывы прессы, а сейчас начались и показы в России.
Режиссер не скрывает идейности своего творения, по её словам, картина была снята в поддержку зарождающегося профсоюзного движения России, с которым Баскова напрямую сотрудничала во время съёмок: ездила по городам, снимала митинги рабочих, протестующих против отвратительных условий труда, общалась с активистами. Но и без этих пояснений понятно, что фильм буквально дышит левизной, достаточно услышать название или взглянуть на афишу, сурово смотрящую из рядов цветастых плакатов Голливуда и отечественного ширпотреба: кроваво-красные буквы «ЗА МАРКСА…» на абсолютно чёрном фоне. Настолько левого, действительно советского фильма в постсоветской России ещё не снимали.
Впрочем, общего с производственными драмами советских лет у нового фильма Басковой не так уж много. Он насквозь современен, действие разворачивается в 2010 году, на фоне бушующего экономического кризиса. В провинциальном городке в тяжёлые годы рабочий класс местного завода прижимают к ногтю: урезают крошечные зарплаты до микроскопических, проводят сокращения, экономят на экологии, не забывая пилить на всем этом бабки. Рабочие, не выдержав несправедливости, создают собственный, независимый от руководства профсоюз, начинают бороться за свои права. Владелец завода (редкостный гад в исполнении обаятельнейшего Владимира Епифанцева) не намерен уступать, и классовая борьба обостряется до предела. Красными будут не только флаги, но и кровь.
Мир рабочих в «За Маркса…» суров и непригляден, но в нем есть своя душа, своя красота, которую до Басковой после крушения Союза не показывал, пожалуй, никто. Серые пейзажи грязной российской глубинки сменяются ещё более мрачными внутренностями сталеплавильного завода, где, грохочут и льют рекой сталь металлические монстры машин, а приводят их в движение, работают с ними крепкие, простые люди, твердо стоящие на ногах и держащиеся друг за друга. Российские пролетарии в фильме Басковой – не спившееся быдло, каким его настойчиво мнят некоторые «интеллигенты», это живые, честные люди, стоящие на голову выше своих хозяев-капиталистов. Кто-то может усмехаться над сценами, где профсоюзные активисты обсуждают творчество режиссера Брехта и переписку Гоголя с Белинским, но посыл Басковой ясен: рабочие ничем не хуже пресловутого креативного класса! Да, пусть с трудом, неуверенно - недаром запинается старый рабочий, читающий конспект записанной в киноклубе лекции, а молодой отвечает ему: «Я ни хрена не понял», - но эти люди стремятся к знаниям, к самосовершенствованию, к лучшей жизни. И они имеют на неё право, сколько бы ни орал герой Епифанцева: «Да вы же быдло!». За неё и борются, опираясь друг на друга. Как в диалоге двух рабочих, спорящих о том, где же выход: «Кому мы нахрен нужны?» - «Объединяться надо!».
После рабочего быта, адского грохота сталеплавильных машин, оглушающе звучит тихое шарканье дорогих туфлей по паркету, когда в кадре являются хозяева завода, они же хозяева жизни. Дорогие костюмы, наодеколоненные физиономии. Безграничный цинизм. Все вопросы решаются звонками. Большие деньги, большие люди, большие грехи. Они та великая сила, которой плевать на рабочих, эксплуатирующая их без всяких правил, зверский капитализм.
«Разве мы один народ – хозяева завода и мы?» спрашивает герой Сергея Пахомова, лидер зародившегося рабочего движения. Это и есть лейтмотив блестящего неосоветского фильма, главный и очень важный вопрос, который Баскова ставит перед зрителем и обществом. Один ли мы народ? Купающиеся в роскоши, тратящие миллионы на Sotheby’s и униженные и оскорбленные, кто начал бастовать только тогда, вместо двенадцати тысяч в месяц за тяжёлый труд стал получать семь? И что нам делать дальше с этой пропастью, раскалывающей страну напополам?
«За Маркса…» - не картина-ностальгия по советским временам, это насквозь левый, радикально красный фильм сегодняшнего дня, изображающий неприглядную картину действительности (пусть и нарочито контрастно) и поднимающий на поверхность глубокую социальную проблематику. Идите и смотрите немедленно. Если, конечно, вы сами… За Маркса.