Сообщество «На русском направлении» 20:54 6 апреля 2018

Юрий Воробьевский: «Восьмая тысяча лет — русское время!»

о святых писателях, русском типе и священной истории Третьего Рима

Алексей ШОРОХОВ. Юрий Юрьевич, я давно хотел с тобой поговорить не о конспирологии и не о богословии, а о русском народе. Именно как с писателем. И вот почему: помню, ты на одном из литературных вечеров, где велась речь о литературоцентричности русской цивилизации и о русской литературе как национальной идее, сказал, что конечная цель любой человеческой деятельности — это спасение и более того, святость. И спросил: а есть ли святые писатели?

Я хотел ответить: а есть ли святые водители троллейбусов, геологи или тележурналисты? Да не стал, подумал, и вот, навскидку, от царя и пророка (и поэта, конечно же!) Давида: Иоанн Дамаскин (первоначально и наиболее ярко в своих молитвах — поэт), первый русский митрополит Иларион, автор «Слова о Законе и Благодати» и родоначальник великой русской литературы, – и это всё канонизированные святые. Вопрос о Достоевском остаётся в России открытым, но, допустим, великие сербские подвижники ХХ века (канонизированные), Николай Велимирович и Иустин Попович, свидетельствуют о Достоевском как о пророке и святом. Можно вспомнить новомучеников и исповедников российских, и писателей среди них. Да и в наши дни… Например, автор широко известной поэмы «Русский крест» и стихотворения «Поставьте памятник деревне» Николай Мельников, найденный мёртвым рядом с Оптиной пустынью. Духовник патриарха, схиигумен Илий считает, что Мельникова убили, и благословил строительство храма в его деревне. Это, конечно же, не канонизация, но уже почитание.

Интересно, как ты сам отвечаешь на свой вопрос?

Юрий ВОРОБЬЕВСКИЙ. В полемическом задоре я задал вопрос, ответ на который знает (и в отношении Фёдора Михайловича тоже) только Господь Бог. С митрополитом Иларионом понятно, но сейчас нам важно, продолжает ли человечество порождать святость? Несомненно. Иначе этот мир был бы уже уничтожен за ненадобностью. Есть ли святые среди водителей троллейбусов и представителей других обыденных профессий? Возможно. Во всяком случае, во времена Ромейского царства существовало понятие «тайные слуги Божии», подвижники в миру, на которых (в контексте праведности) никогда и ни за что не подумаешь. Есть свидетельства, что таковые пребывают рядом с нами и сейчас. Показать пальцем не могу. На то они и «тайные». Но нам-то, писателям, интересно про нас. В каком мы состоянии? Особенно если допустить, что хотя бы отчасти Розанов был прав и именно «литература погубила Россию». Это о революции, а что было потом? А потом «работа адовая» (Маяковский) продолжалась. Может ли нынешняя литература способствовать воскресению России? Вот более точный вопрос.

Конечно, по левое плечо талантливого писателя (способного влиять на миллионы умов) стоит не один, не два и не три демона-соблазнителя. (Не буду пересказывать свою книгу «Бумагия»). Стать святым литератором возможно, но труднее, чем многим другим. Впрочем, могу сказать только о себе. Я постоянно испытываю угрызения совести: дистанция между написанными мною правильностями и неправильным духовным состоянием автора, по крайней мере, не сокращается. А ведь действенно помочь другим избавиться от грехов можно только тогда, когда избавился от них сам. Тут действует такой «симпатический» закон: кто чем поступился, какие страсти победил, тот тем и силён. Уверен, для восстановления Русского Царства, например, надо в первую очередь молиться старцу Феодору Кузьмичу Томскому (императору Александру I, который добровольно оставил трон). Вот потому получается: пишем умно и красиво, а миллионы не отзываются. Слово, не пропущенное через молитвенное сердце, остаётся плотью звучащей и на духовные проблемы не влияет. Тут впору вспомнить иеромонаха Серафима (Роуза), который писал: «Остерегайся духа правильности». Многие делают и говорят вроде бы правильные вещи. Но без боли в сердце это ничто. Картонное православие. Кстати, имея в виду последние времена, отец Серафим говорил: уже гораздо более поздно, чем мы думаем. Я мог бы продолжить: и малое стадо гораздо меньше, чем мы считаем. Спросят: что я имею в виду, употребляя затёртые уже слова о воскресении России? Отвечу. Россия лежит без сознания. Её организм подключен пока к нефтегазовому «питательному раствору». Многие специалисты настаивают на эвтаназии… И в этом тоже надо увидеть милость Божию. Когда больному человеку становится понятным, что положение его безнадёжно, он обращается не к врачам, а к Господу. Русскому народу тоже пора понять бесполезность своих надежд на «князи человеческия». Тот писатель может помочь осознать это другим, кто сам находится, как на смертном одре. И кто сердечно осознал, что национальная идея формулируется просто: не греши.

Алексей ШОРОХОВ. Я об этом спросил, собственно, вот почему. Известны слова блаженной памяти патриарха Алексия о том, что в годы государственного атеизма, основы христианского вероучения, начиная со школы, несла людям великая русская литература — в лице Пушкина, Гончарова, Лескова, Достоевского и многих других… Не кажется ли тебе, что сегодня при отсутствии явного гонения на Церковь, но при очевидном засилии в современной «культурке» (в театре, кино, на ТВ, в интернете) наглого и развязного антихристианства, одним телеканалом «Спас» и порталом «Православие.ру» не обойдёшься? И что традиционные толпы народа на пасхальное освящение куличей или за крещенской водой ситуацию не спасут? И даже великая и проникновенная проповедь о нестяжании на фоне преждеосвященных джипов и небритых олигархов со свечками будет слаба? И что, наконец, современным девчонкам, ждущим, да и в силу возраста, жаждущим любви, причём любви плотской, но в то же время чистой, что им будет ближе страстная, но чистая Татьяна Ларина в красивом бальном платье, нежели Евфросиния Полоцкая? Может быть, настало время вернуть в нашу школу великую русскую литературу в полном объёме?

Юрий ВОРОБЬЕВСКИЙ. Мало сказать, что да, русская классическая литература в школе нужна. Надо понимать, кто её может вернуть. Неужели дело в недомыслии чиновников соответствующего министерства? А почему никак не отменят ЕГЭ? Тип экзамена, придуманный в США для тестирования умственно-отсталых детей, не способных сформулировать правильный ответ, а могущих только «угадать мелодию». Кто у нас великий русский поэт первой половины ХIХ века: Бельмондо, Пушкин или Воробьевский? В случае, если речь идёт о таком тестировании здоровых детей, мы имеем дело с искусственным наведением идиотизма. Так и с родной литературой: происходит искусственное отлучение потомков русских от словесно запечатленной русскости. Начиная с 1917 года у русских отнята страна, созданная их предками. На что можно рассчитывать? На то, что всемилостивый Господь Бог и тут подводит власть к правильному выводу: ничего у неё, у власти, не остается надежного, кроме русского народа. Пора опять сказать: братья и сёстры...

Алексей ШОРОХОВ. Знаешь, ещё о современной «культурке»… Я тут в последнее время (и Великим постом, каюсь) пересмотрел много современных российских фильмов и сериалов, в том числе про войну. И заметил, помимо непременного и обязательного плача по жертвам холокоста (в России-то, при двадцати-то миллионном и совершенно преднамеренном геноциде русского народа в той же войне!), не менее обязательным положительным героем (самоотверженным и гибнущим) будет кто угодно — казах, айзербайджанец, тот же еврей, — а смалодушничает, а то и вовсе предаст и в полицаи пойдёт даже не украинец, нет, — непременно русский. Причём, повторюсь, практически везде: от «Ликвидации» и «Военной разведки» до недавних «Чёрных бушлатов» включительно. Это что? Таким образом сохраняется и поддерживается дражайшая «многонационалия», прямо-таки по-ленински поддерживается — для малых народов за счёт большого и государствообразующего? Или это напрямую тема многих твоих книг и идёт управляемое создание «серой расы»?

Юрий ВОРОБЬЕВСКИЙ. Да, голливудский стереотип: злодеем чаще всего является белокурый и голубоглазый ариец, а героем — смуглый брюнет из плавильного котла. Типа Сталлоне. Это мы видим и в рекламе: блондинку обязательно обхаживает брюнетистый типчик кавказско-средиземноморской наружности. Ладно, в конце концов, может быть, этому парню просто нос в детстве повредили, отсюда и горбинка. Может быть, генетически он и русский. И тёмные волосы, мы это знаем, вполне могут быть у славянина. Всё это так, но если мы имеем дело с кинематографом или рекламой, то здесь цвет волос — уже символ. Наши — явно русые. Не наши — чёрные. Всё это я говорю, чтобы заочно ответить нашим оппонентам: идеологические ухищрения масс-культуры и всяческого «теленевидения» мы понимаем прекрасно.

Алексей ШОРОХОВ. Мне кажется всё же, что происходит более или менее осознанное растворение «русского типа». Если при Сталине с экранов на нас смотрели светловолосые Кадочников и Орлова, при Брежневе — Стриженов и Кайдановский, то сегодня, прости, — лысые Дмитрий Нагиев и Гоша Куценко. Чтобы сохранить русский тип, нужно для начала понять его. Какой он? Специально для «упоротых» русских нацистов скажу, что их кумир Киплинг считал русских отнюдь не «белыми», а типичнейшими азиатами, вроде китайцев. Так вот, какие мы? При том, что 85% россиян (а это именно «русский процент»), по данным генетиков, находятся друг с другом в родственной связи, мы ведь очень разные: голубоглазые, кареглазые, зеленоглазые, русоволосые, темноволосые, курчавые, белёсые… (У «юбералесов» был культурный шок, когда они встретили на оккупированных территориях белокурых арийцев больше, чем во всём Третьем

рейхе). Из этого вопроса вытекает и другой… Владимир Соловьёв сказал, что неважно, что думает о себе тот или иной народ во времени; важно, что о нём думает Бог в вечности. Так вот, подытоживая: какие мы, кто мы и куда?

Юрий ВОРОБЬЕВСКИЙ. Теперь перейдем от внешнего к внутреннему. Когда-то темноволосый византиец, чтобы обрести благородно-русый цвет волос, намачивал их и подолгу сидел под солнцем... Так вот, вспоминая формулу «русский — значит православный», скажу так: русский — это тот, кто находится под лучами Солнца Правды. Не знаю, посветлеют ли от этого волосы, но душа — точно.

Русский народ является наибольшей частью народа богоизбранного — христианского. И предназначение его — космическое: само время течёт через жилы верных.

Наш замечательный современник, толкователь Ветхого Завета Е. Авдеенко, пишет: «Св. Писание излагает первую хронологию в родословии сынов Божиих от Адама и Сифа и фиксирует положение, которое современному человеку может с первого взгляда показаться абсурдным: все достижения земной цивилизации были на стороне потомков Каина (Быт. 4, 17-24), а отсчёт времени шёл по родословию потомков Сифа, сынов Божиих. Мысль человека, который захвачен современной цивилизацией (мышление человека светского, прогрессиста и гуманиста), и мысль человека, который цель земной жизни полагает в овладении земной жизнью в рамках расширяющейся цивилизации, — мысль прогрессиста и мысль иудея не желает мириться с таким положением дел, когда время земной жизни протекает в Церкви, которая «не от мира сего». Да, «Каин» проклят от земли, тем сильнее он хочет владеть земной жизнью, её он ценит выше всего. Жизнь земная — временная, и у «Каина» самое острое чувство времени. Желание владеть земной жизнью для каинитян, умных и мистичных, было осознано как цель овладения временем, исчислением времени, календарём. Но хронология Священной истории дается в родословиях «сынов Божиих» (Матф. 1, 1-16). Св. Писание тщательно ведёт преемства от отца к сыну: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова…». Это означает, что время Истории течёт через Церковь. Что время течёт буквально через жилы верных. Для каинитян это нестерпимо… Если на какое-то время затихают попытки навязать Церкви иной календарь, не нужно обманываться: они обязательно возобновятся. Вновь будут возникать различные «брюмеры», ведь для сыновей змея невыносим сам факт Божьего летоисчисления: сначала от Адама до Рождества Мессии, а затем — от Рождества Христова до «скончания века». Календарь, который был введён во Франции в ноябре 1793 года, считал началом революционного летоисчисления день провозглашения республики — 22 сентября 1792 года. Отмечались также такие праздники: Свободы, Возрождения, Верховного существа... После революции 1917 года в России убрали напоминание после каждой даты — от Рождества Христова. Стали писать: такой-то год нашей эры. Нет, товарищи коммунисты, эта эра не ваша. Пока русский народ рождает святых, русское время продолжается. Христианский календарь — это дни памяти реальных событий священной истории. У революционеров-каинитов всё звучит вроде бы абстрактно. Но, оказывается, привязка, негласная, здесь тоже существует. Только отнюдь не к христианскому календарю, а к лунному... Да и масоны, как будто Мессия и не явился, ведут отсчёт времени от сотворения мира. Меж тем, отмечает Авдеенко, Новый Завет утверждает мысль, которая прямо выражена в первой хронологии Св. Писания: не только жизнь будущего века принадлежит «сынам Божиим», но, говорит апостол Павел, и эта, земная жизнь — мир и историческое время, прошлое, настоящее и будущее — «всё ваше». Или мир (космос), «… или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – всё ваше; вы же – Христовы, Христос – Божий». (1 Кор. 3, 22-23). Это библейское мировоззрение – не уступать земную жизнь тем, кто именуется в Писании «семя змея» (Быт. 3, 15). Это не значит просто крепиться: человеку после грехопадения была дана способность жить в истории. В первую очередь это касается хранящего в своих недрах православную истину русского народа.

Алексей ШОРОХОВ. Юрий Юрьевич, мне кажется, что обновление России начнётся с выдавливания из себя по капле столетней русофобской элиты, про которую, например, в лице Микояна в 70-е годы прошлого века ходила шутка: от Ильича до Ильича — без инфаркта и паралича. Не у всех получилось без инфаркта и паралича: многих, что поначалу самозабвенно расстреливали русский народ, в итоге расстреляли самих, но дети и внуки продолжили и продолжают «сто лет мести»…

А вот именно для тебя – какой видится Русская Пасха?

Юрий ВОРОБЬЕВСКИЙ. Сейчас мы живет в ожидании Светлого Христова Воскресения, а ведь когда-то казалось, что Пасхи больше не будет. Что всё, конец. Закладные доски на фасаде Спасской башни сообщали год её строительства: 6999-й. А от Рождества Христова это был 1492-й — год, когда над христианской ойкуменой повисло тревожное ожидание. Заканчивались семь тысяч лет от сотворения мира! Семь тысячелетий — как семь дней Божьего творчества, описанных в Книге Бытия. Восьмой день — это уже вечность после второго пришествия Иисуса Христа. Новая земля, новое небо... Мысль о кончине мира по истечении семи тысяч лет зримо присутствует в книжной традиции XIV века. Её мы находим в житиях Сергия Радонежского, а также Стефана Пермского, о котором современники говорили так: это Господь помилосердствовал о народе пермском и на исходе седьмой тысячи лет послал ему просветителя. В послании митрополита Киприана к игумену Серпуховского Высоцкого монастыря Афанасию также находим мысль о скором наступлении кончины мира... Традиция главенства Спасской (Фроловской) башни московского Кремля коренится именно в ожидании конца. Особые ворота крепости должны были равняться иерусалимским Золотым — воротам Входа Господня (недаром Фроловские ворота назывались также Иерусалимскими). Время, казалось, заканчивается. И некоторые исследователи допускают, что часы на Спасской башне, которые были установлены сразу после её сооружения, должны были отмерять эти последние мгновения. Эти первые часы были необычны. Вращался на них круг цифр, обозначаемых славянскими буквами. Стрелка оставалась неподвижной. Она исходила, как луч, из солнца висящего сверху циферблата. А на его голубой глазуревой поверхности сияли звёзды. Поистине небесные часы!
Вообще же 1492 год — удивительный! Время многих судьбоносных событий, причём взаимосвязанных. Для начала скажем, что именно тогда закончилась Реконкиста, именно тогда евреев изгнали из Испании... Кстати, каббала оценивала эту дату по-своему, но тоже в мессианском духе. «После катастрофы 1492 года… оказалось возможным расценивать возвращение к исходной точке творения как средство ускорить наступление мировой катастрофы». (Г.Шолем Основные течения в еврейской мистике. М.- Иерусалим, 2004, с. 309). Звучит несколько туманно, но, иными словами, смысл высказывания состоит вот в чём. 1492 год явился цифровым значением еврейского отрывка из книги Иова (38,7): «при общем ликовании утренних звезд». «Ликование» означало ту самую испанскую катастрофу, которая ускорит приход иудейского мессии. В том же 1492 году снаряжённый испанской короной Колумб открыл Америку… Так неужели человеческая история двинулась вспять — не на Восток, не к Богу, а на Запад? Что ж, в Праге на еврейской ратуше есть часы, которые действительно идут назад. Кто-то из потомков Каина сделал этот перевёртыш: часы отмеряют время обратно относительно христианского времяисчисления. Стрелки движутся «задом наперёд» — будто к каббалистической «исходной точке творения». Характерно, что эти часы были изготовлены в 1764 году, практически накануне череды европейских революционных потрясений. Каждое из них, по мысли «мудрецов», также приближало явление машиаха. А под сенью Спасской башни 7000-й год начинался 1 сентября. Наступило время жатвы. Но многие ждали жатвы апокалиптической. А на русских полях убирать особенно было и нечего. Весенний сев за ненадобностью был скуден. Серпы ржавели. «Стены Кремля, однако, строились, и торопливо. Строились, чтобы встретить светопреставление… Чтобы запереться от антихриста и отворить Христу. Оформить вход Господень»… Вообще, судьба самих часов Спасской башни показывает нам, как неоднократно некто пытался остановить русское время. В 1917 году, «выкуривая» юнкеров из Кремля, в часы попали из пушки. Потом новая власть заставила их петь «Интернационал».

В октябре 1996 года, когда, казалось, что русское время иссякло окончательно, стрелки сакральных часов подогнали под стандарт «международного времени». (За основу берется не вращение Земли, которое по Божией воле замедляется, а атомное время). А с осенью 6999 года было связано ещё одно «совпадение»: исполнялось как раз три с половиной года «господству антихриста», которое многие благочестивые люди усматривали в торжестве «жидовствующих». Последователи Схарии добрались ведь и до великокняжеских хором в Кремле, и до палат митрополита Московского Зосимы… Да, впору было ждать всемирного звука архангельской трубы! Еретики, насмехаясь, говорили: «Семь тысяч лет прошло, и ваша пасхалия закончилась, отчего же Христос не явился во славе по вашим ожиданиям?» Да, богослужебная Пасхалия, указывавшая время празднования Воскресения Христова, доведена была только до 1492 года. Но роковой рубеж остался позади. Время текло по-прежнему. В сентябре 1492 года собрался в Москве Собор и постановил написать Пасхалию на восьмую тысячу лет. Жизнь на грешной земле продолжалась.

Главные судьбоносные события восьмой тысячи лет потекли через русскую историю. Все началось с победы над ересью жидовствующих. Благодать Божия, исшедшая из-под сводов Святой Софии накануне падения Константинополя, почила на просторах, которые превращались в Святую Русь. Это дало нам мистическое право назваться Третьим Римом. И через несколько веков в его спасительных границах оказались народы величайшей в человеческой истории Империи. Она стала, по сути, единственным препятствием на пути «тайны беззакония». Восьмая тысяча лет — русское время.

Писатель Николай Коняев задается важнейшим вопросом: «Случайно ли, что распространение ереси (жидовствующих — Ю.В.) достигло своего пика в 1480 году? В том самом году, когда стоянием на Угре завершено было начатое ещё святым Дмитрием Донским освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Святая Русь, которую не удалось сокрушить извне, оказалась приведённой на грань внутреннего саморазрушения. Трудами и молитвенными подвигами святителя Геннадия Новгородского и преподобного Иосифа Волоцкого удалось искоренить новую страшную опасность»… «Символично, что «время труду, время течению и подвигам» преподобного Иосифа началось в 1493 году, на следующий год после ожидавшегося «конца света». Работа над «Просветителем» завершалась уже как бы в ином, русском времени, и говорят, что тогда иноки Успенского Волоцкого монастыря порою замечали витающего над игуменом Иосифом белого голубя». Характерно: перед текстом «Просветителя» помещалась возникшая в XV веке «Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году». Книжные современники осознавали: эта повесть «может пониматься как пророчество о судьбе Русского царства в случае, если оно не победит у себя ереси». Слава Богу, Русский Мир заслужил особое место в истории: «Именно тогда, когда уничтожена была ересь, псковский игумен Филофей, словно бы подводя итог и определяя направление развития России на будущее, написал слова, которые могли не понравиться его землякам-псковичам, но которые поднимались над старинными раздорами земель: «Москва — Третий Рим. Вторым Римом была Византия, но, приняв унию, она изменила христианству и пала. Четвертому же Риму не бывать». Особое русское право в истории получило потрясающее мистическое подтверждение — явление иноку Спасо-Преображенского валаамского монастыря Александру Животворящей Троицы. Было это в северном Олонецком крае, на Рощинском озере, близ реки Свири. Чудо подтвердило истинность символа христианской веры и в значительной мере преградило путь распространению ереси. Внешне это проявилось в росте числа монастырей, посвящённых Живоначальной Троице… Мы привыкли считать, что явление Животворящей Троицы преподобному Александру Свирскому — единственный подобный случай в новозаветной истории. Однако вот вопрос. В Богородице-Алексиевском монастыре Томска я обратил внимание на новонаписанную (2002 год) икону «Явление Святому Феодору Томскому (старцу Феодору Козьмичу) Святой Троицы». Что за сюжет такой? Оказывается, есть такое свидетельство. Записано откровение Феодора Кузьмича епископу Томскому и Енисейскому Парфению (Попову), служившему на Томской кафедре в 1854-60 гг. Факт явления Живоначальной Троицы вошёл в житие подвижника, составленное епископом Петром (Екатериновским). (Был назначен на Томскую кафедру спустя десять с лишним лет после кончины старца). Не доверять этому свидетельству у нас нет никаких оснований. Поразительно: насколько мне известно, этот грандиозный момент нашей священной истории не осмыслен до сих пор! А ведь каждое подобное явление Животворящей Троицы было судьбоносным для человечества. Борьба не окончена. Ересь жидовствующих ещё окончательно не побеждена, русский народ не принес ещё той жертвы, которую ждет от него Господь. Часы на Спасской башне Кремля ещё не пробили полночь. Так что русское время продолжается! И подтверждением этого является по историческим меркам недавнее явление Живоначальной Троицы томскому старцу-императору Александру Благословенному, победителю «малого антихриста» Наполеона и «шедших с ним двунадесяти языков» (извечно враждебного нам европейского сообщества).

1.0x