Сообщество «Посольский приказ» 09:02 31 марта 2022

Япония: время для выбора истекает

О "ресурсном проклятии" Страны восходящего солнца

Специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины, начатая Россией 24 февраля, четко разделила современный мир на две неравные части. В меньшинстве оказались США и их союзники — те, кто называл себя «первым миром», «свободным миром», «цивилизованным миром», «развитыми странами», «золотым миллиардом», а теперь предпочитает именоваться «альянсом демократий». И если в западном полушарии это меньшинство еще кажется чуть ли не абсолютным большинством, поскольку Россия чуть ли не в одиночку (при поддержке Белоруссии, Ирана и Сирии) противостоит машинам НАТО, G7 и ЕС, то на Востоке ситуация принципиально иная: там сторонники коллективного Запада оказались не просто в меньшинстве, а в катастрофическом меньшинстве. Япония, англосаксонские Австралия и Новая Зеландия, Тайвань — вот, пожалуй, и все. Можно, конечно, для пущей важности и Микронезию назвать, но даже Сингапур и Южная Корея «адские санкции» против России поддержали с оговорками. А на фоне сближения Пекина с Дели, завершающего формирование «большого евразийского треугольника» Россия — Индия — Китай, стратегическая ситуация в индо-тихоокеанском регионе вообще меняется самым кардинальным образом.

И в самом большом проигрыше от этих изменений оказывается Япония. Даже не потому, что в ответ на ее присоединение к режиму «адских санкций» Москва заявила о выходе из переговорного процесса по условиям мирного договора с Токио. В конце концов, жили японцы без мира и без Южных Курил вот уже почти 77 лет и еще могут пожить столько же. Вопрос только в том, что это будет за жизнь? Прежде всего — в энергетическом аспекте. Мы привыкли к тому, что Япония — страна высоких технологий и стабильного жизненного уклада, на вершине которого по-прежнему стоит император. Но эти технологии и этот уклад основаны на непрерывных поставках энергоносителей из-за рубежа. Нефть, газ, уголь, энергетический уран — без этих поставок 125-миллионная Япония в ее нынешнем состоянии просто не выживет. Даже в аспекте продовольственной безопасности. А все поставки осуществляются по морю. А мировой океан до недавнего времени контролировал военный флот США, US Navy, и американские вооруженные силы, US Force, в целом. С 1945 года это было аксиомой, которая даже не обсуждалась. Как и гарантии официального Вашингтона относительно беспрепятственных поставок энергоносителей Стране восходящего солнца. Но теперь и то, и другое поставлено под вопрос новейшим российским гиперзвуковым оружием. Самим его наличием.

Следовательно, «зонтик» американских гарантий оказался продырявлен сразу в нескольких ключевых для Японии местах, а потому нахождение под ним утратило объективный смысл. Тем более, что все обещания США японцам относительно мирного договора с Россией как правопродолжательницей СССР и передачи им Южных Курил так и остались невыполненными — кстати, в отличие от аналогичных обещаний Германии по ее объединению. А эти моменты явно входили в известное «соглашение Plaza» 1985 года, которое привязало иену к доллару и уничтожило «японское экономическое чудо» из-за снижения конкурентоспособности товаров made in Japan на мировых рынках. В итоге «мастерской мира XXI века» стала не Япония, а Китай, где хорошо помнят и Маньчжоу-го, и Великую Восточноазиатскую Сферу Сопроцветания, а также Нанкинскую резню, и многочисленные преступления японских милитаристов в годы Второй мировой войны…

На Восточном экономическом форуме 2018 года во Владивостоке Китай и Россия устами Си Цзиньпина предложили Японии очень щедрые условия для ее выхода из зоны влияния США — в рамках заявленного председателем КНР проекта «Северо-Восточной Азии». Тогдашний премьер-министр Синдзо Абэ, судя по всему, считал такой вариант развития событий возможным и приемлемым, но не нашел понимания ни в политическом истеблишменте, ни в императорской семье и ушел в отставку. Теперь же выбор у Японии оказывается значительно меньше и хуже, чем был три с половиной года назад. Свидетельством тому являются ее метания с антироссийскими санкциями. Такие акции, как заморозка российских активов на сумму в 33 млрд долл. и запрет поставок в РФ предметов роскоши, включая «люксовые» модели автомобилей, сопровождаются заверениями в том, что законных оснований для конфискации указанных выше активов нет, из энергетических проектов в РФ японские компании выходить не намерены, а поставки российских энергоносителей в Японию следует продолжать на прежних условиях. Риторика официального Токио, в том числе премьер-министра Фумио Кисиды, мало отличается от таковой у других лидеров коллективного Запада.

Так, на недавнем саммите G7 в Брюсселе (к НАТО и ЕС Япония официального отношения не имеет), он заявил о необходимости еще более жестких санкций против России и о намерении укреплять японский военный потенциал. Но это, так сказать, логика намерений. Логика же обстоятельств такова, что для Японии сейчас и на перспективу не усиливать конфронтацию с Россией и Китаем, а денонсировать «соглашение Plaza», с девальвацией иены отвязывать свою национальную валюту от доллара — даже ценой утраты части более чем триллионных вложений в американские «трежерис» — и максимально задействовать все еще мощные остатки своего промышленного потенциала, конкурирующего не столько с китайской, сколько с американской экономикой. В противном случае речь будет идти не столько о том, что политическое лидерство Фумио Кисиды окажется столь же недолгим, как и его предшественника Есихидэ Суги, а о том, что Япония снова «не впишется» в окно исторических возможностей. В первой половине ХХ века из-за "ресурсного проклятия" она так и не стала «азиатской Британией», во второй половине ХХ века, по той же причине, — «мастерской мира», какой выбор она сделает теперь? И, казалось бы, причём тут Южные Курильские острова?

Источник

21 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
5 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x