Сообщество «Форум» 08:53 16 января 2021

Ядерный буксир "Нуклон". Некоторые сложности его функционирования ...

Например, один из обозначенных - вопрос охлаждения этого ядерного реактора.

В добавление к первой статье о "Нуклоне" ещё несколько соображений...

Вопрос энергообеспеченности во всём, во всех сферах жизни, в том числе и в космосе - теперь стоит во главе угла!

Как ни старайся, без приложения и/или выработки энергии не пойдёт! Ничего. Поэтому есть два вопроса :

1. Сам двигатель/реактор.

1. Тип топлива.

Вот об этом и пойдёт речь.

Итак - герой нашего рассказа - таинственный и секретный "Нуклон".

На фото "Арсенала" (мультик) показан внешний вид космического буксира...ядерного планетолёта... "Нуклона".

Светящаяся часть носа корабля - тот самый пресловутый ядерный реактор.

По задумкам - длина буксира - приблизительно равна высоте 10-и этажного дома. Скорость - в 10 раз быстрее любого из существующих ныне космических аппаратов.

Я встречала мнение учёных, что нет никакой разницы с точки зрения физики процесса между камнем из пращи и космической ракетой...никакой принципиальной разницы...И тот и другая - летит за счёт изначально приложенной энергии, а далее - по инерции. Пока это справедливо. В существующих ракетах разгон производится за счёт сжигания химических веществ.

Мы встречали, например у Ефремова, у Стругацких, у Казанцева или Лема, термин "ионные планетолёты". Причём авторы называли в своих фантастических романах этот тип - устаревшим, неповоротливым, медленным... Но пока это единственный, доступный нам тип двигателей, альтернативных химическим.

В отличие от "камня из пращи" ионные двигатели сами производят энергию полёта, правда, малую. В ионных двигателях вместо газов, образовавшихся при горении, реактивную тягу дают ионы, разогнанные магнитным полем.

- Тяга получается меньше, но зато такой двигатель может продолжать разгонять аппарат не секунды (как на земле - пороховые шашки, применяемые в наших ракетах , например, малой и средней дальности), а месяцы, что потенциально может привести к огромным скоростям.

- Топлива для "ионных аппаратов" надо много меньше.

- Ещё ионные двигатели обладают по сравнению с ракетами с химическим разгоном - невиданной для тех маневренностью.

"Сообщают, что аппарат «Заря» который за счёт использования ионных двигателей стал первым в далёком космосе, сменившим одну орбиту на другую (полетал сначала вокруг астероида Веста, а потом вокруг карликовой планеты Церера), «питался» от солнечных батарей. Так вот в области его маневров, которая в три раза дальше от Солнца, чем Земля, его мощность была в 9 раз меньше, чем здесь." (цитата из интернета)

Вроде бы...всё хорошо...ан, нет.

В космосе мало энергии. Там то, что мы зовём "вакуум", температура "абсолютного нуля", космическая всепроникающая радиация ... Только недавно введённые новые физические понятия :"темная материя", "тёмная энергия" - уже теперь довольно часто отметаются и признаются ошибочными...

Солнечное излучение даёт мало энергии на солнечные батареи космического аппарата. И солнечные батареи уже в пределах нашей солнечной системы становятся просто мало рентабельны. Действительно..."ионные черепахи"...

И, как в романе Стругацких "Страна багровых туч", на смену ионолётам должно прийти новое изобретение. Ядерный двигатель. Вернее - ядерный реактор малых размеров для применения в космосе. Чтобы в идеале уйти от принципа "пращи". И создать настоящее быстрое, маневренное и самодостаточное космическое средство передвижения.

Но тут возникает много технических вопросов. Например, один из обозначенных - вопрос охлаждения этого ядерного реактора. Рассматривается вариант создания развёртываемого в космосе эффективного излучателя тепла. В качестве рабочей гипотезы - свёрнутый на земле, доставленный в космос (на орбиту) и развёрнутый там...

Схема советской космической ядерной энергетической установки БЭС-5. (из книги В. Иванова "Космические корабли военных моряков Байконура")

двойной клик - редактировать изображение

Будет ли новый ядерный реактор походить на этот? Мы не знаем. Как скоро мы сможем "ускориться" в 10 раз? Вероятно, не сразу. а как именно будем называть новый аппарат? «Транспортно-энергетический модуль» или «Ядерный буксир»... или ядерный планетолёт? Пока бытует название "ядерный буксир" Нуклон".

Ускорение полётов в 10 раз реально дало бы людям надежду. Пребывание в космическом пространстве даже внутри нашей солнечной системы очень вредно именно из-за радиации. И сейчас установлен предел пребывания человека в дальнем космосе - 100 дней. Свыше того - человек получает слишком большую дозу и ... живёт много короче. Итак, нам надо уложиться именно в 100 дней. И без десятикратного увеличения скорости тут не обойтись. Никак.

Нам обещают запустить первую версию космического ядерного буксира не позднее, чем за 8-10 лет.

Но, вероятно, это случится раньше.

Ждём.

1.0x