На недавнем симпозиуме Стратегического командования США конгрессмен Джон Гарамонди (демократ от Калифорнии) выступил на одной из дискуссионных площадок, предложив, чтобы США прекратили разработку межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Sentinel. Он также призвал военных вернуть ядерные бомбардировщики в состояние боевой готовности, если ядерная угроза настолько серьезна, как предполагает Пентагон.
Панические настроения среди американских политиков и военных распространяются в связи с тем, что Россия обладает тактическим ядерным арсеналом, в десять раз превышающим американский. Китай и Северная Корея также наращивают свои ядерные арсеналы.
Однако, почему Гармонди выступает против Sentinel, если это одна из ключевых программ ядерной модернизации? Ответ довольно прост — он лоббирует интересы других компаний, а не тех, которые связаны с Sentinel. Эта система «вращающихся дверей» в политике США, вероятно, является причиной регулярных отмен и изменений намеченных планов по ядерной модернизации США, которые нужно рассмотреть подробнее, чтобы представлять картину целиком.
США уже более десяти лет занимаются модернизацией систем доставки и боеголовок по всем трем направлениям своей ядерной триады. Последняя информация по данным боеголовок была опубликована Национальным управлением по ядерной безопасности (NNSA), которое курирует запасы ядерного оружия в Америке. Показательной цифрой является общее количество ядерных боеголовок в арсенале США — 3748 единиц по состоянию на сентябрь 2023 года. Для примера - в 1967 г. на вооружении у США было 31,255 боеголовок.
Что касается постоянно меняющихся планов модернизации. Планировалось заменить имеющиеся у них 400 МБР LGM-30G Minuteman III эквивалентным количеством новых ракет, известных как LGM-35 Sentinel. Эта ракета по замыслу будет нести модернизированную боеголовку и возвращаемый аппарат, известные соответственно как W78-1 и Mk21A. Официальные лица США заявили, что Sentinel будет обладать преимуществами по сравнению с Minuteman III, но связано ли это с более совершенной конструкцией ракеты (например, более короткой фазой разгона или защитными покрытиями для защиты ракеты от радиации) или с более широкими усовершенствованиями всей архитектуры наземной части системы триада (включая модернизацию командования, контроля и связи, а также отремонтированные и модернизированные пусковые установки) остается не известным.
Информация Министерства обороны США и Национального управления по ядерной безопасности (NNSA) показывает, что минимизация рисков и затрат является элементами программы W78-1/Mk21A, которая, по словам NNSA, "не обеспечивает новых военных возможностей’. Sentinel в конечном итоге будет оснащен возвращаемой машиной, известной в настоящее время как Next Generation Re-entry Vehicle (NGRV), направленной на повышение живучести, летальности и точности возвращаемой машины, но в документах Министерства обороны не уточняется, когда NGRV поступит на вооружение.
В морской сфере Вашингтон сохранит свои постоянные силы сдерживания на море путем замены своих 14 субмарин класса "Огайо" на 12 подводных лодок класса "Колумбия". Однако ранее были задержки с поставками, а само количество подводных лодок, которые будут закуплены ВМС США, меньше. Кроме того, по проекту в «Колумбии» количество пусковых установок для ракет также меньше по сравнению с классом "Огайо".
Кроме того, подразумевалось что на новой подводной лодке будет продолжать использоваться БРПЛ UGM-133 Trident II еще лет пятьдесят, хотя и будут сделаны некоторые обновления, чтобы продлить срок эксплуатации. Ракета будет оснащена сменной боеголовкой и оболочкой, известной под общим названием W93/MK 7, начиная примерно с середины 2030-х годов.
В Обзоре ядерной политики на 2022 год (NPR) говорилось о том, что ядерная крылатая ракета морского базирования (SLCM-N) больше не служит интересам США. Кроме того, было сказано о выводе из эксплуатации мегатонной гравитационной бомбы B83-1.
Парк бомбардировщиков планировалось усилить благодаря внедрению B-21 Raider с очень низкой видимостью, но только если будет закуплено 100 самолетов. В настоящее время ВВС США располагают небольшим количеством малозаметных бомбардировщиков B-2 Spirit наряду с большим количеством менее боеспособных B-52H Stratofortresses. B-52 останется на вооружении примерно до 2050 г. и получит новые двигатели, радар и авионику в рамках программы модернизации. Парк бомбардировщиков B-21 придет на смену бомбардировщикам B-2 с ядерными боеголовками и 44 обычным бомбардировщикам Rockwell B-1B Lancer.
С самолетами есть один нюанс. Сейчас ядерные бомбардировщики США не находятся в так называемом “состоянии боевой готовности”. То есть бомбардировщики B-52 и B-2 не загружены необходимым ядерным оружием, и экипажи самолетов не находятся наготове, чтобы быстро взлететь и увести их в безопасное место перед возможной атакой. Считается, что у США есть 46 самолетов В-52, способных нести ядерное оружие, и 19 бомбардировщиков В-2, которые могут стать легкой добычей при нанесении обычного или ядерного удара.
Возможно, ситуация с парком самолетов еще более критическая. Заместитель начальника штаба ВВС по стратегическому сдерживанию и ядерной интеграции генерал-лейтенант Джеймс Докинз в 2021 г. говорил, что ВВС не могут привести в боевую готовность даже несколько бомбардировщиков в течение короткого периода времени, потому что “понадобится больше авиаторов, больше силы безопасности [персонал], больше сопровождающих... больше бомбардировщиков... улучшение инфраструктуры на объектах [оповещения], и понадобится больше автоцистерн”.
США также разрабатывают гиперзвуковой носитель Common Hypersonic Glide Body (C-HGB), который потенциально может быть оснащен ядерной боеголовкой и интегрирован в любую из ракет-носителей. Но пока не известно сколько потребуется времени и затрат, чтобы реализовать задуманное.
Теперь перейдем к расходам. В 2017 году Бюджетное управление Конгресса подсчитало, что планы по поддержанию и модернизации арсенала в течение следующих 30 лет обойдутся в 1,2 трлн долларов в текущих ценах. В 2023 году смета расходов на ближайшие 30 лет превысила 1,5 триллиона долларов. На 2023-2032 финансовые годы было запланировано потратить 756 миллиардов долларов. Запрос Байдена на 2025 финансовый год (деятельность Министерства обороны и Агентства национальной безопасности) показывает 69 миллиардов долларов (рост на 22%)
Расходы, вероятно, будут увеличены. Во-первых, осенью 2023 г. было обнародовано решение уполномоченной Конгрессом двухпартийной комиссии по стратегической политике (SPC) и Консультативного совета по международной безопасности Государственного департамента (ISAB), подотчетных заместителю государственного секретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности Бонни Дженкинс. Эти органы подчеркнули возможность “оппортунистической или совместной” агрессии со стороны Китая и России в 2027-2035 годах. Поэтому было рекомендовано внести изменения в структуру ядерных сил, включая разработку и развертывание большего количества систем доставки ядерного оружия на возможный театр военных действий. А это вынудит полностью менять подход к стратегическому сдерживанию.
Во-вторых, в январе 2024 г. ВВС объявили, что новая МБР Sentinel будет стоить на 37 % дороже, чем ожидалось, и на ее создание и развертывание уйдет примерно на два года больше, чем планировалось. При этом повышение расходов приводит к нарушению Закона Нанна-Маккарди, призванного предотвратить значительный перерасход средств в рамках программы Sentinel. Эта задержка также увеличит затраты на продление срока службы 400 МБР Minuteman III, которые в настоящее время развернуты в Колорадо, Монтане, Небраске, Северной Дакоте и Вайоминге.
Первоначальная цена за единицу продукции Sentinel составляла 118 миллионов долларов. Текущая цена за единицу продукции Sentinel составляет 162 миллиона долларов
Ориентировочная стоимость программы на 10 лет, включая 450 новых пусковых установок - 120 миллиардов долларов. Предполагаемая стоимость 50-летнего жизненного цикла составляет 320 миллиардов долларов. Предполагаемая стоимость новой боеголовки W87-1 для Sentinel составляет 15 миллиардов долларов.
Что касается внутренней подковерной борьбы, связанной с ядерной модернизацией, здесь нужно отметить роль сектора ВПК. С разработкой, обслуживанием и модернизацией ядерного оружия США связаны определенные компании, входящие в число военных подрядчиков. Семь крупнейших подрядчиков по ядерному оружию — это Northrop Grumman, General Dynamics, Huntington Ingalls, Raytheon, Lockheed Martin, Honeywell и Bechtel.
И расходы на ядерное оружие определяются не только политическими соображениями. Это крупный бизнес, поэтому производители ядерного оружия вкладывают огромные ресурсы в защиту своих интересов и возможное увеличение денежных потоков от налогоплательщиков.
Известно, что основные подрядчики по ядерному оружию внесли в общей сложности более 119 миллионов долларов в виде взносов в различные кампании продвижения своих интересов с 2012 по 2020 год, в том числе более 31 миллиона долларов только в 2020 году. В 2020 году компании потратили на лоббирование 57,9 миллиона долларов, в том числе наняли 380 лоббистов. Эти ресурсы были использованы для таких мероприятий, как блокирование усилий Конгресса по сокращению финансирования новой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), которую разрабатывает Northrop Grumman, а также новой крылатой ракеты морского базирования, которую утвердили при администрации Трампа.
В Сенате США есть коалиция по вопросам лоббирования МБР. В состав этой группы входят сенаторы из четырех штатов — Монтаны, Северной Дакоты, Юты и Вайоминга, — в которых либо расположены крупные базы МБР, либо ведутся значительные работы по созданию Sentinel. Члены этой коалиции получили более 3 миллионов долларов пожертвований от фирм, участвующих в производстве Sentinel, за последние четыре избирательных цикла.
В 2024 году подрядчики по МБР внесли взносы в пользу 92 из 100 сенаторов и 413 из 435 членов Палаты представителей. Некоторые получили сотни тысяч долларов. Ядерное лобби уделяло особое внимание членам комитетов по вооруженным силам в Палате представителей и Сенате. Майк Тернер, республиканец в Палате представителей от штата Огайо является ярым сторонником “модернизации” ядерного арсенала. А представитель от штата Техас Кей Грейнджер собрала самую большую сумму пожертвований (675 тыс. долларов) от лобби МБР среди всех членов Палаты представителей. Она даже ухитрилась придать феминистский оттенок ядерной “модернизации”, выступив с речью о своем опыте женщины в политике на женской конференции Northrop Grumman. Конгрессмен от штата Алабама Майк Роджерс, постоянно критикует “антиядерных фанатиков” и их влияние на политику США.
В течение последних четырех избирательных циклов подрядчики МБР потратили более 226 миллионов долларов на 275 чрезвычайно хорошо оплачиваемых лоббистов. Бад Кремер, бывший конгрессмен-демократ от штата Алабама, который когда-то входил в подкомитет по обороне Комитета Палаты представителей по ассигнованиям, за шесть лет получил от Northrop Grumman гонорары в размере 640 000 долларов. Он также был одним из основателей влиятельной консервативной фракции в Демократической партии Blue Dog Democrats. Бывший глава администрации Кремера Джеффрис Мюррей также лоббирует интересы Northrop Grumman. Бывший председатель Сенатского комитета по ассигнованиям Трент Лотт получил более 600 000 долларов за свою работу в Raytheon, Textron Inc. и United Technologies (до того, как United Technologies и Raytheon объединились в RX Technologies). Бывший конгрессмен от Вирджинии Джим Моран аналогичным образом получил 640 000 долларов от Northrop Grumman и General Dynamics.
Кстати, подрядчики регулярно обращают внимание, что программы модернизации создадут новые рабочие места. В частности, в штате Юта находится один из хабов компании (и в Конгрессе есть лоббисты Sentinel от Юты), хотя производственные площадки имеются в 31 штате.
Поэтому слова исполняющего обязанности помощника министра обороны по космической политике Випина Наранга, который заявил в своем выступлении в Центре стратегических и международных исследований 1 августа 2024 г., что Соединенные Штаты вступили в “новую ядерную эру”, можно истолковать и как новый виток лоббизма среди подрядчиков. Поскольку Наранг объявил о переходе к “более конкурентному подходу”, напоминающему о холодной войне, с новым акцентом на модернизацию и расширение ядерного арсенала США, подразумевается и конкуренция внутри США. “Антракт закончился, и мы явно переходим к следующему акту” - сказал он. Акт, как и ранее, будет проходить при участии опытных актеров лоббизма из Конгресса США.
Публикация: Katehon