Вадим НОСОВ, руководитель Департамента корпоративной печати и специальных программ ФГУП «Почта России».
Сам я родом — из офицерской семьи, что во многом определило моё мироощущение. С детства запомнились мне слова отца: «Глубокая река не шумит». Я работаю на почте, а почта — это всегда письма. Настоящие, бумажные письма — подлинные произведения эпистолярного жанра.
О почте мы слышали многое, кто-то представляет работу, связанную с письмами как деятельность почти романтическую, кто-то видит почтальона как фигуру, отправляющуюся в прошлое, вытесняемую новейшими средствами коммуникации. Я же хочу сказать, что почта — это исконно патриотическая структура. Один из её основателей, боярин Ордин-Нащокин, говорил о том, что она служит великому делу объединения всех территорий России.
Но самым главным для почты, её сутью и, если хотите, жизненной энергией, были и остаются письма. Вот уже десять лет для наших юных отправителей проводится ряд конкурсов, один из них называется «лучший урок письма». Главная задача таких мероприятий — попытаться сквозь призму письменных строк увидеть, чем живут сегодняшние ребята, как они мыслят, как строят свои послания, увидеть то, что сложно проявить в каждодневной суете.
Неожиданно для нас самих, эти конкурсы расцвели новыми темами, к их проведению подключилось множество новых людей. Сегодня нам помогает профсоюз связистов, Министерство образования, молодёжные организации, Государственная Дума. Председателем жюри в прошедшем году стал Виктор Антонович Садовничий — ректор МГУ. Ежегодно мы получаем около ста двадцати тысяч писем. Приходится выбирать номинации. Часто их подсказывает время.
Одна из номинаций уже практически традиционно ежегодно посвящается ветеранам войны. Она называется «Письма в сорок первый год, истории и легенды моей семьи» и, наверное, является самой популярной из всех. Кроме неё есть и другие, молодые люди, например, рассказывают о том, как они участвуют в жизни страны, как любят и оберегают природу, как учатся, кто их окружает. Но к теме Великой Отечественной ребята относятся по-настоящему трепетно. Стоит заметить, что участникам конкурса примерно от восьми до пятнадцати лет. И быть может, работа над таким письмом, над письмом на войну позволяет им через историю семьи, через историю Великой Отечественной заглянуть в прошлое и, получив этот опыт, заново осознать себя в настоящем, может быть, предположить каким будет будущее или взглянуть на себя с иной точки зрения. Я глубоко убеждён, что если бы на многие вещи взрослые умели смотреть глазами детей, то из нашей жизни моментально исчез бы целый ряд нелепиц и условностей.
В результате проведения конкурса, в ходе которого вот уже десять лет копится письменный материал, рождаются книги. Одна из них — «Знаю, ты вернёшься!..» включила самые интересные письма за последние пять-семь лет. В ней есть одно письмо, совсем короткое. В нём всего пятьдесят шесть слов и пишет его не кто-нибудь, а обычный московский школьник первоклассник. Я читал его вечером и удивился тому, что в процессе чтения будто бы куда-то провалился. Тогда мне подумалось, что, наверное, у наших школьников есть какая-то своя машина времени, они умеют перемещаться в пространстве и в эпохах так быстро и порой их мышление такое образное и сильное, что наивные, простые слова буквально утаскивают за собой, и ты невольно подчиняешься этому магнетизму.
Письмо звучит так: «Здравствуй, дорогой дедушка Николай Иванович. В октябре сорок первого ты ушёл на фронт, а в декабре тебя не стало, поэтому многих событий ты не видел, но ты не огорчайся, войну мы выиграли, наши взяли Берлин, поэтому ты победитель, а победители всегда возвращаются. Я тебя очень жду, мама меня одного уже отпускает в магазин. Твой правнук Сашок».
Нам много приходится говорить о чувстве патриотизма. Судя по письмам ребят, это чувство глубоко запрятано в их душах. Можно бегать с флагами и громко кричать, можно бить себя в грудь и производить много шума, но мне кажется, растущее поколение очень трогательно ощущает своих предков и сопричастность с историей. Когда читаешь письма, складывается такое впечатление, что прадед, не вернувшийся с войны ещё в прошлом веке, находится здесь рядом. Дети разговаривают с ними, жалуются на родителей, которые порою их не понимают, или же и вовсе обращаются с прямой речью, наподобие: «знаешь, если бы я в тот момент оказался с тобой в танке, я бы был заряжающим, мы бы им дали!». Меня поражает это абсолютное сопряжение себя с историей. В письмах нет показной бравады, это не квасной патриотизм, это чувство идёт от сердца.
В наступившем году мы обязательно будем продолжать начатое. Почта России объявляет новые конкурсы. Но тематика Великой Отечественной войны останется главенствующей.
Дедушка, здравствуй!
Пишет тебе твоя внучка Анжела. Как твои дела, деда, как здоровье? Дедушка, я раньше не понимала, почему ты помогаешь всем, кто обращается к тебе. А недавно мама мне дала прочитать твои письма, которые ты писал с фронта. Для меня это было настоящим открытием. До сих пор ты для меня был старенький, добрый, родной человек. Читая же твои письма, я видела перед собой сильного, красивого, молодого человека, отважного воина!
Сегодня я совсем по-другому смотрю на твои медали и ордена. И за каждой наградой вижу, как ты, рискуя жизнью, шел в атаку, спасал раненых друзей, сам лежал раненый и не знал, придут за тобой санитары или нет.
Дедушка, дорогой мой, я знаю теперь, сколько друзей ты потерял, понимаю, почему ты плачешь 9 Мая, вспоминая тех, кто так и не вернулся с той войны.
Я с большим интересом читаю книги о войне, смотрю фильмы и на месте каждого героя представляю тебя и очень радуюсь, если этот герой остается живым и невредимым.
В одном из своих писем ты написал бабушке, что если вернешься домой, то будешь жить и за себя и за тех, кто остался на поле боя. Теперь я не удивляюсь, почему рядом с тобой всегда находятся люди, которым нужна помощь.
Спасибо тебе, деда, за все. Я очень тебя люблю и горжусь тобой, буду стараться хоть немного быть похожей на тебя.
Скоро мы приедем к тебе в гости.
Твоя внучка Анжела, 15 лет.
Если мы знаем вcе о войне, то откуда щемящее чувство, которое чувствуешь, когда звучит «Вставай, страна огромная»? Откуда боль, от которой никуда не деться, когда из вороха пестрых современных фотографий выглянет пожелтевший уголок военной фотокарточки, где, обнявшись, стоят погибшие тогда и умершие совсем недавно? И где граница, которая разделяет наш многообразный и динамичный мир и мир, оставшийся там, с вами? Нет, я думаю, что последнее слово о той войне ещё не сказано.
Высота человеческого подвига определяется силой любви к Родине. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради Отчизны.
Светлана Окина, 16 лет
В городе Ленинграде жила девочка Лида со своей семьёй. Отец ушёл на фронт, Лида осталась с матерью и младшим братом. Ленинград окружен, в городе не хватало продовольствия. Со временем это переросло в страшный голод, серьёзно болели и умирали тысячи людей. Лида так же, как и множество других, покинула родной город. Дорога спасения, «дорога жизни» была одна — Ладожское озеро. В этой дороге девочка потеряла мать, умер и младший брат Лиды. Не правда ли, много испытаний для 7-летней девочки? Маленькую «блокадницу» определили в детский дом г. Москвы. Там была сделана чёрно-белая фотография, на которой, маленькая девочка Лида очень похожа на меня. Нет, точнее я похожа на неё, потому что девочка Лида — моя бабушка. Выйдя из детского дома, бабушка познакомилась с молодым человеком, который впоследствии стал моим дедушкой, дедушкой Толей. Они вместе работали на одном заводе, им дали квартиру, появилось двое сыновей. Та страшная история осталась позади, но всё равно часто напоминала о себе, не давала покоя. Маленькая, я часто ездила к бабушке в гости. Мы с двоюродным братом постоянно спрашивали у неё: «Бабушка Лида, зачем тебе два больших холодильника полностью забитых едой». Она сдержанно улыбалась, молча, смотря на нас. Её глаза начинали блестеть от накатившихся слез, но никогда я не видела, чтоб эти слезы катились по ее морщинистым щекам.
Валя Грачева, 16 лет
В настоящее время наш советский воин-освободитель рисуется врагом и изгоем, особенно в Прибалтийских государствах. В этих странах нацистам воздаются почести в виде памятников, различных льгот и привилегий. Памятники нашим героям заменяются памятниками фашистским бандитам.
В настоящее время между Россией и Германией сложились дружеские отношения. Сейчас мы смотрим в глаза друг другу не как враги, а как равноправные партнеры. В Германии наш советский воин в почете, за могилами и памятниками освободителей бережно ухаживают. В этом государстве нет никаких актов вандализма по отношению к символам нашей победы.
Очень бы хотелось, чтобы этот пример переняли и другие страны.
Ирина Канина, 17 лет
Здравствуй, дорогой мой прадедушка!
Войну ты встретил солдатом 579-го артиллерийского полка 176-й стрелковой дивизии.
Контуженный, попал в плен, был отправлен в лагерь смерти, где тебе выкололи номер 11560. У узников не было фамилий. Только номера. А что могло быть ужаснее для русского человека, чем плен, неволя...
В июле 1944 года бежал из лагеря. Переждал погоню в траншее, наполовину засыпанной землей. Шел ночами, питаясь травой и ягодами, пока в одной деревне не встретился с польскими партизанами.
С этой минуты началась жизнь, полная событий и подвигов. Я бы тоже, как ты, хотел участвовать в опасных диверсионных операциях. Если бы время переместилось назад, я бы вместе с тобой взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны, брал в плен фашистских захватчиков.
Я знаю, что у тебя есть много наград: медали, орден Отечественной войны. Но вот награду Польской Народной Республики «Крест партизанский» ты не видел никогда — она пришла уже после твоей смерти.
Я хотел бы быть таким же отчаянным и смелым, каким был ты, что быть стать достойным такого замечательного прадеда.
Спасибо тебе и всем ветеранам войны за то, что вы, не жалея жизни, отстояли свободу и независимость нашей Родины.
Твой правнук Никита Грешнов, ученик 4 класса