Ценности (религиозные, моральные) на протяжении всей человеческой истории шли рука об руку с сатирой. Мы видим сатирические, эротические карикатуры на стенах пещер. Мы наблюдаем их на античных амфорах и пифосах. Комедия - один из древнейших жанров литературы, прошедший через всю историю человечества, от Плавта и Аристофана до Мольера и Бомарше, от Гоголя и Гейне до Жванецкого и Горина, от Шолом Алейхема и Бабеля до Райкина, Петросяна и Евдокимова.
Потребность в смехе так же естественна и необходима для человека, как потребность в сексе и пище.
Ни один королевский двор не обходился без шута. Они могли публично высказать то, чего не мог вельможа. Иногда они становились ключевыми фигурами при дворе. Достаточно вспомнить петровского Балакирева, польского Станьчика или знаменитого Шико при дворе Валуа, или Бедного Йорика.
Дихотомия Король-Шут, а в русской культуре Царь-Иванушка-дурачок становилась, пожалуй, центральной для средневековья.
Если обратиться к русской традиции, то что может быть более русского, чем скоморох? А герой вертепа (т.е. кукольного театра) Петрушка - это просто символ России, воспетый Горьким и Стравинским, достойный собрат месье Гиньйоля.
Сколь древней является смеховая культура, столь же стара и борьба с ней. И власть, и клерикалы часто не переносили улыбки. Дутая напыщенность, ложь, сектантство, всяческий культ не переносит иронии. По Марксу, «человечество расстаётся со своим прошлым, смеясь.»
Многие мученики сатиры поплатились свободой, здоровьем и жизнью за право назвать лопату лопатой, а осла – ослом (это - смешно!)
По Райкину, «есть люди, которым бывает очень плохо, когда другому хорошо».
«Бесов тешат! На качелях колышутся!»
То, что произошло в Париже - чудовищно. Но ещё более отвратительной является реакция на это со стороны части общества. Некоторые отклики на трагедию мы можем наблюдать и на нашем форуме.
Когда был злодейски убит Александр Второй, и в России началась эпоха террора, всякий судил да рядил, что сделать для недопущения подобного: какие казни и пытки для убийц, где поставить больше полиции и так далее. Простую и ясную мысль высказал Гаршин - чтобы террор исчез, его надо осудить. Только и всего!
Кровавая вакханалия индивидуального террора в России продолжалась потом десятилетиями. Но террор не осудил НИКТО, ни либерал Милюков, ни социалист Керенский, ни большевик Ленин.
Эгалитарный бунт рядился в разные одежды. Он приходил в образе русского студентика-бомбиста, и истеричной дворяночки с браунингом в меховой муфте. Преображал еврея-аптекарского провизора в жуткого Гершуни, а декадента-жуира - в Мордку Богрова. Террор приходил в образе армянина с маузером, и утятницы, начинённой взрывчаткой в московском метро. Мы видели сицилийцев с лупарой, ирландцев с револьверами. Наблюдали людей, погребённых под обломками гостиницы Царь Давид.
В НАШЕ ВРЕМЯ террор явился к нам под личиной политического ислама, вторым, модифицированным изданием махдизма. Наиболее полно сформулировал Гейдар Джемаль: «Ислам должен занять место обанкротившегося марксизма!» (Т.е. извращение ислама призвано стать таким же сосудом бунтарской мерзости, каким в своё время явилось извращение марксизма. И те, кто Коран изучал в социальных сетях, придут жечь и убивать на смену тем, кто «диалектику учил не по Гегелю».
Мы не имеем права бояться.
Да, нужны полицейские меры. Да, нужны ковровые бомбардировки. Необходим вооружённый отпор зарвавшимся убийцам, пытающимся навязать человечеству своё ишачное понимание жизни, запугать, диктовать, над чем можно и нельзя смеяться.
НО более всего необходимо единодушное ОСУЖДЕНИЕ террора.
Сильнее ракет и танков - оружие смеха. Пусть убийцы и их культ подвергнется повсеместному осмеянию. Пускай все увидят комизм их дикости и ничтожества.
Как говорили в советское время, пусть вокруг бородатых палачей будет создана «обстановка общественной нетерпимости!»