Авторский блог Марина Алексинская 20:57 24 февраля 2014

Я - патриот России

Фабио Мастранжело – явление в географических и музыкальных широтах современной России уникальное. Родом из Бари, с образованием консерватории Пескары, Вены, Рима, Торонто по классу фортепиано и дирижирования, с бэкграундом гастрольных туров-концертов по столицам Европы маэстро мечтал об одном…. Приехать в Россию, выучить русский язык, чтобы узнать, погрузиться в великую русскую культуру, дивные образы которой волновали воображение с детских лет.

Фабио Мастранжело – явление в географических и музыкальных широтах современной России уникальное. Родом из Бари, с образованием консерватории Пескары, Вены, Рима, Торонто по классу фортепиано и дирижирования, с бэкграундом гастрольных туров-концертов по столицам Европы маэстро мечтал об одном…. Приехать в Россию, выучить русский язык, чтобы узнать, погрузиться в великую русскую культуру, дивные образы которой волновали воображение с детских лет.

И чудо случилось. Сегодня Фабио Мастранжело - приглашенный дирижер Екатеринбургского театра оперы и балета, новосибирского симфонического оркестра «Новосибирская камерата», московского театра «Новая опера»… и если сказать – главный дирижер филармонии Якутии, то вряд ли уже кто удивленно пожмет плечами. А с октября 2011 года Фабио Мастранжело – гражданин России.

26 февраля 2014 года на сцене Кремлевского Дворца Фабио Мастранжело встанет за пульт дирижера Государственного академического симфонического оркестра имени Светланова, и в сопровождении сирокко и адриатических туманов – музыки Верди, Пуччини primadonna assoluta Мария Гулегина в очередной раз очарует, отогреет душу исполнением любимых, близких её сердцу арий. Уже сегодня о грядущем концерте Москва говорит, как о «вокально-магическом» действе. А ценители вокала съезжаются в столицу из разных городов России и Европы.

С Фабио Мастранжело мы встретились накануне концерта, и прежде чем вступить в разговор маэстро вынужден был ответить на атаку связи: штук пять-семь смс-ок.

«ЗАВТРА». Маэстро, современные IT-технологии не мешают искусству, нет?

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Как будто все эти гаджеты придумали для того, чтобы жизнь человека стала лучше, организованнее, но, на мой взгляд, эффект обратный. Раньше жизнь была спокойнее. А сегодня нет мобильного телефона под рукой и нервничать начинаешь. Что же касается искусства, искусство всегда было и будет творением человека. И наше искусство – классическая музыка – будет всегда интересным, потому как живое исполнение музыки ничто не заменит. И для нас, исполнителей, и для публики живое исполнение ни с чем не сравнить. Ни один компакт-диск или видеозапись, как бы качественно не была сделана, не заменит атмосферу, что ощущает человек: вдруг гаснет свет и начинается музыка.

«ЗАВТРА». Италия – родина музыкального искусства. В Италии воздух особый, еда?

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Видимо, что-то есть. Италия – это страна, где до сих пор любят искусство и где рождаются талантливые музыканты, композиторы, художники. Так исторически сложилось, что Италия после Римской Империи была на протяжении веков разделена и нужны были творческие люди для того, чтобы найти подходы то к австрийцам, то к испанцам, кто только не прошел через Италию.

«ЗАВТРА». Музыка, именно музыка Верди, стала символом единой Италии. Что значит для вас личность Верди?

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Влияние музыки Верди огромно. Вы знаете, сегодня часто говорят: музыка Верди – это «ун-ца-ца». Но вся и гениальность Верди, что через «ун-ца-ца» композитор выразил дух эпохи, когда решалась судьба единой Италии. И все любят это «ун-ца-ца» Верди.

«ЗАВТРА». Верди был патриотом Италии!

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Да. Сегодня мало осталось в Италии патриотов.

«ЗАВТРА». В России тоже.

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Но я - патриот России.

«ЗАВТРА». Кстати, о патриотизме. Есть закономерность в том, что вы - итальянец будете дирижировать оркестром, когда Мария Гулегина будет исполнять арии из опер Верди. И есть случайность. Сегодня, когда, как говорили раньше – мастера искусств – «рвут когти» из России на Запад, вы с Запада приехали в Россию. Романтическая история тому причина?

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Если честно, то - музыка и любовь к русской музыке. Мне было пять лет, когда я начал играть музыку Прокофьева, Кабалевского и сразу возникла любовь именно к русской музыке. Естественно, потом появились Брамс, Лист, Шопен – имена, от которых пианист отказаться не может. Но я прочувствовал какие-то глубокие связи с русской музыкой, советской музыкой, потому что такие композиторы как Хачатурян или Кабалевский – советские композиторы, тогда как Рахманинов, Стравинский - русские. Вторым моим сильнейшим эмоциональным потрясением было выступление оркестра под управлением великого скрипача Виктора Третьякова. Оркестр выступал в моем родном городе Бари. Тогда интересный момент случился: вдруг внезапно погас свет и ничего не было видно… оркестр продолжал играть как будто ничего не случилось… И я мечтал почему-то учиться в России.

«ЗАВТРА». Ваша мечта осуществилась?

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Не сразу. Моя первая попытка отправить документы ректору московской консерватории оказалась неуспешной. Я получил образование в консерваториях Италии, Швейцарии, в королевской Академии в Лондоне по классу пианизма и классу дирижирования. Но вот однажды узнал о том, что маэстро Илья Мусин даёт мастер-класс в Санкт-Петербурге для молодых дирижеров. Мы все на Западе знали, кто это, Илья Мусин. Фантастический педагог, у кого учились Темирканов, Гергиев! И я отправил в Петербург свои документы и записи. Прошло полтора месяца, и я получил приглашение. Было это в 1999 году.

«ЗАВТРА». Вы знаете, Фабио, у нас в России четверть века внушают: советское искусство - дегенеративно. Но вот я встречаюсь с итальянцем, и он рассказывает о величии советского музыкального искусства.

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. В Италии я учился в консерватории и параллельно в Liceo Scientifico. Это высшая школа, где большой акцент ставится на изучении химии, физики, математики, которая стала родной для меня наукой. Так вот с точки зрения математики невозможно, чтобы один человек, даже Муссолини на 100% делал всё плохо. Кроме того, в Италии я бывал на концертах Гилельса, Федосеева, Рихтера, Спивакова… Тот, кто критикует, просто слеп.

«ЗАВТРА». Фабио, и вот вы приехали в Россию, ваши ощущения? Русский язык вы уже здесь выучили?

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Да, уже в России. Когда приехал, ощущение было как будто я у себя дома нахожусь. Можно сказать, я сразу принял решение остаться. Потом встретился с Олесей, мы поженились. 10 марта отметим 10-летний юбилей нашей совместной жизни. Конечно, это был дополнительный стимул, чтобы остаться, но, в принципе, я сразу для себя решил остаться в России.

ЗАВТРА. Признаете ли вы, что Санкт-Петербург – самый красивый город мира?

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Я очень корректно отношусь к такой постановке вопроса (улыбается). Конечно, Санкт-Петербург – один из самых красивых городов мира, это – неопровержимый факт. Не случайно город строили итальянцы и французы. Так что можно сказать, Петербург – самый европейский город в России. Мэр города Бари шутит: Бари – самый русский город в Италии. Так что я родился в самом русском городе Италии и живу в самом европейском городе России (улыбается).

«ЗАВТРА». И работаете в Новосибирске, и даже Якутске! Как вам такие контрасты?

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Да, контрасты есть, конечно. Я был в Якутске месяц назад, там было минус 480С. Холодновато, но ничего.

«ЗАВТРА». То есть вас ничто не пугает?

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Нет. Я работаю в Новосибирске в качестве приглашенного дирижера Новосибирского симфонического оркестра, но как вам ни странно покажется, впервые услышал этот оркестр в Бари. В 1978 году он был на гастролях. 110-115 человек на сцене, красивый маэстро во фраке выходит, начинает дирижировать! Впечатления были колоссальные. Я был тогда мальчиком, еще пианистом, и думал: как было бы хорошо с ними играть. Может быть Рахманинова или кого-нибудь другого… И вот через столько лет стал главным приглашенным дирижером этого оркестра. Удивительные в жизни связи!

«ЗАВТРА». Что за пути привели вас в Якутию?

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Вместе с директором якутской филармонии, фантастическом руководителе, Натальей Базалевой мы создали в Якутске оркестр. Однажды она просто-напросто позвонила мне и сказала: «Фабио, у меня есть предложение, но ты не можешь отказаться. По поручению Президента РФ мы создали в Якутии филармонию и теперь нам надо создать симфонический оркестр. И ты будешь его возглавлять. Всё, точка». То есть отходных путей у меня не оставалось. И я согласился.

«ЗАВТРА». А что говорит публика? Как принимает оркестр?

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Последние двадцать лет, даже больше, в Якутске не было симфонического оркестра, и люди, видимо, скучали. И для людей счастье великое, что теперь есть оркестр, что это – какой-то важный шаг для истории страны и для Якутии, конечно. Зал филармонии пустым не бывает. Оркестр меня радует, довольно быстро стал набирать качество, музыканты играют солидно. И публика растёт вместе с оркестром.

«ЗАВТРА». А что за репертуар?

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Репертуар разный, в том числе много современной музыки. Как только я приехал в Якутск, сразу встретился со всеми местными композиторами и объявил, что буду стараться в каждой программе представить как минимум одно произведение местного композитора. Так что мы исполняем классическую музыку, недавно я начал проект – исполнения всех симфоний Бетховена, современную музыку мирового значения и музыку композиторов Якутии.

«ЗАВТРА». Фабио, у вас такой огромный опыт, вы знаете музыкальную жизнь Италии, Европы, Америки, России. Есть ли специфика жизни в России у вас как музыканта?

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Мне кажется, что в жизни существуют категории профессий, в которых люди работают приблизительно одинаково. Врачи, инженеры, грузчики, футболисты, дирижёры, музыканты, оперные певцы, нахожусь ли в Японии, или в Америке, или в Австралии, или в России, или в Италии, работают, на мой взгляд, одинаково. Видимо, в профессии есть какой-то элемент, который просто соединяет всех этих людей. Естественно, какая-то разница есть, но по большому счёту они похожи друг на друга. Так что в России я живу и работаю так же, как если бы я был в Европе.

«ЗАВТРА». Есть мнение: дирижер – жесткий руководитель. Вы такой?

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Руководство – это только может быть 30-40% работы дирижера. Всё остальное– это мотивировать людей, убеждать. Я всегда стараюсь показать, что я очень люблю музыку, и что я не лучше музыканта оркестра. Только они играют, а я руками машу. Жёсткое руководство не даёт результата, потому что сегодня музыканты – очень умные и талантливые люди, которые много знают, изучают партитуры, прежде чем придти на репетицию. Я пытаюсь находить компромиссный вариант, просто по-человечески общаться с музыкантами и вместе искать решение интерпретации.

«ЗАВТРА». Вы позволяете себе вольности в интерпретации?

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Вы знаете, я очень-очень стараюсь обращать максимальное внимание на то, что написал композитор. Для меня ставка на свободу в интерпретации – это вред. Свобода всё равно появляется, хотел бы того или нет. Я всегда вспоминаю историю Брамса. Два квартета играли одно и то же сочинение Брамса, и говорили, что более разных исполнений не могло быть. Брамс побывал и на первом, и на втором концерте. У него спросили: «Маэстро, какая интерпретация вам больше понравилась?» «И та, и другая». «Как? Они такие разные! Одни играли медленно, другие быстро. Там, где одни играли пьяно, другие играли форте». «Да, но моя музыка такая, что можно и так, и так сыграть её». Так что если сам композитор понимает, что музыка возможна в разной интерпретации, то, мы, интерпретаторы, не можем думать, что да, я какой-то идеальный человек, единственный в мире, который знает, как играть это произведение. Этого не может быть. Это любят сделать для рекламы дирижёра.

«ЗАВТРА». Что происходит с Ла Скала, если цитадель оперы открывает сезон убогой совершенно «Травиатой» Чернякова?

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Ла Скала перестал быть цитаделью. Вы знаете, очень долго театр возглавлял француз, не итальянец. Я ничего не имею против, но это также, как если бы Мариинским театром управлял австралиец. Нонсенс. Мы понимаем, что, в принципе, такого не может быть, а в Италии может быть всё что угодно. Например, год назад Ла Скала открыли оперой Вагнера. Театр возглавлял тогда Даниэль Баренбой, израильский дирижер. Опять же, я ничего не имею против, но разве можно представить себе, чтобы фестиваль в Байройте открыли «Травиатой» Верди?

«ЗАВТРА». Можно ли сказать, что симфоническая музыка – последний бастион, кто противостоит разрушению традиций искусства?

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Мне кажется, что да. Я сейчас объясню почему. Мне сейчас 48 лет, я играю музыку уже 43 года, то есть скоро у меня будет 50 лет, не только как я живу, но и как я играю музыку и лет 25-30 постоянно слышу «классическая музыка умирает». И 25-30 лет я продолжаю быть занят, всё больше и больше, и вижу, что классическая музыка совсем не умирает. Наоборот, живёт и живёт. Мы сохраняем традиции и передаем их следующему поколению. Это очень важно.

«ЗАВТРА». Если ли в вашей жизни эпизоды, к которым в памяти вы обращаетесь чаще всего?

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Я часто вспоминаю слова отца. Хотя он был маленьким по росту, но он был великим человеком. Так я считаю. Во-первых, он музыкант. К сожалению, его карьера не удалась. Он родился на юге Италии в 1914 году в очень бедной семье. Но он изучил музыку как пианист. Фактически он был моим первым педагогом. И хотя между нами разница была в 52 года, он был моим другом. Всё, что он говорил, у меня осталось в памяти и в нужный момент я вытащу из памяти какой-то ящик, в нем будет лежать записка с его словами. Например, он всегда говорил, что если ты проходишь мимо рояля – затронь его, ему будет приятно. И каждый раз я, идя мимо инструмента, чувствую себя виноватым, если чуть-чуть не сыграю.

«ЗАВТРА». И какую музыку проигрываете чаще всего?

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Я никогда не скрываю, что мой любимый композитор – Рахманинов. Его музыка для меня сокровенная. Когда чем-либо расстроен всега слушаю или играю Рахманинова. Люблю Пуччини, Брамса.

«ЗАВТРА». Ну и в заключении, имена трех дирижеров ХХ века.

Фабио МАСТРАНДЖЕЛО. Юрий Темирканов, Карлос Клейбер, Клаудио Аббадо.

«ЗАВТРА». Как странно теперь, ушел из жизни великий Аббадо, а в СМИ молчание. Мне хотелось бы, чтобы вы сказали об этом дирижере.

Фабио МАСТРАНЖЕЛО. Я тоже заметил: ушёл из жизни такой гигант и мало кто об этом говорил. Аббадо был великим дирижером и был особенно связан с музыкой Верди. Его исполнения практически всех значительных опер Верди ещё лет 50-100 будут держать марку. В том числе он был великим интерпретатором музыки Брамса и Бетховена. И что важно, всегда находился в поиске. Это можно услышать в записях Аббадо всех симфоний Бетховена, последних, которые он записал с Берлинской филармонией.

9 апреля 2024
1.0x