Авторский блог Георгий Судовцев 00:00 21 декабря 2017

XXI век. Многополярный мир. Тренды и задачи истории

"XXI век будет веком конвергенции и синтеза", — утверждает Виктор Волконский. Во всяком случае, это, по его мнению, куда более предпочтительный и вероятный сценарий развития событий, чем новая мировая война

Виктор ВОЛКОНСКИЙ. XXI век. Многополярный мир. Тренды и задачи истории (Серия "Коллекция Изборского клуба"). — М.: Книжный мир, 2017. — 320 с.

Это уже вторая книга автора, специально посвящённая проблематике современного многополярного мира. Первая, "Многополярный мир: идеология и экономика. Конец доминирования Западной цивилизации. Что дальше готовит нам история?", увидела свет в 2014 году и была написана в соавторстве с супругой, также известным учёным-экономистом, Татьяной Ивановной Корягиной, ещё до государственного переворота на Украине и начала операций российской армии в Сирии.

Стоит заметить, что философской основой и одновременно исходным тезисом той книги являлся дуализм материального и духовного начал в бытии человека и общества, а очевидный уже тогда кризис Pax Americana как высшего проявления "западной цивилизации" безусловно связывался с "безраздельным доминированием материально-прагматической установки и рационально-волевого начала в духовно-идеологической сфере".

"Перед российским обществом, да и перед всем человечеством, сейчас стоит настоятельная задача восстановить (или создать вновь?) общезначимую картину мира, позволяющую не только анализировать причины видимых изменений, но и выявлять Смыслы и ориентиры для оценки событий, различать Добро и Зло, давать установки для деятельности. Это задача создания идеологии (или точнее, идеологий, поскольку цели и ценности людей слишком разнообразны, и нет оснований ожидать, что когда-нибудь все будут думать и чувствовать одинаково)", — утверждал тогда Виктор Волконский.

Интересно, что теперь предлагаемая им картина мира является уже не дуалистической, а троичной (помимо материального и духовного начал признаётся — в полном соответствии с православной традицией — и начало душевное), а Добро и Зло выступают уже не высшими этическими категориями, уступая это место (пока неявно) категориям Должного и Недолжного. Удивительная, почти невероятная эволюция! Тем более — для академического учёного, обременённого многими десятками лет сначала советской, а затем — и постсоветской, успешной карьеры и практики, каковым, несомненно, является автор: доктор экономических наук, профессор и главный научный сотрудник Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН.

"XXI век будет веком конвергенции и синтеза", — утверждает Виктор Волконский. Во всяком случае, это, по его мнению, куда более предпочтительный и вероятный сценарий развития событий, чем новая мировая война. И залогом тому он видит уникальный исторический опыт Российского государства и российского общества конца ХХ—начала XXI веков, сумевших — пусть с немалыми потерями — преодолеть как "ортодоксально-марксистскую" так и "ортодоксально-либеральную" парадигмы, вернувшись на передовые позиции в развитии современной цивилизации — правда, пока только в сфере международных отношений. Следующим этапом, по мнению автора книги, должно стать формирование идеологии, получившей у него название "широкого гуманизма" — искусства и умения жить вместе людей разных рас, конфессий и политических взглядов как главной "задачи истории". Только такая идеология, созданная на основе конвергенции и синтеза ценностей христианства и ценностей социализма, окажется в состоянии обеспечить бескризисное и мирное развитие "многополярного" человечества.

Подобного рода общая установка в современных условиях весьма "многопопулярна", однако "дьявол таится в деталях" — и даже не в деталях, а в закономерностях бытия/взаимодействия таких феноменов, как "большие системы", к числу которых относятся, безусловно, и различные человеческие сообщества.

Увы, но этот мир устроен так, что составляющие его "большие системы" находятся в непрерывно конфликтных отношениях между собой, которые могут усиливаться или ослабевать, но полностью исчезают и снимаются только в случае их превращения в одну, "сверхбольшую" систему, внутри которой всё равно будут идти конфликты составляющих её "подсистем": как "старых", унаследованных от прошлого, так и вновь возникающих.

Умение контролировать и направлять энергию всех этих конфликтов вовне "большой системы", а не внутрь её, на развитие, а не на разрыв — и является высшей функцией управляющих структур данной "системы", осуществление которой невозможно без понимания и, если можно так выразиться, освоения всей "конфликтной карты", актуально и потенциально ей присущей. Что возможно лишь в какой-то, большей или меньшей, но далеко не абсолютной мере.

Так что переход из Царства необходимости в Царство свободы (по Марксу — "осознанной необходимости"), собственно, и занимает всё историческое пространство (по Бахтину — "хронотоп") человеческого бытия. Наша история — это наша география (не только земная, но и системная), а "конец истории" и, соответственно, "начало настоящей истории" человечества оказывается достижим примерно в той же степени, что и линия горизонта. Конечно, всё вышесказанное не отменяет существования ни "самолётов", ни "станций загоризонтного слежения", но это уже — вопрос технологических принципов, а не идей или идеалов бытия.

С чем, наверное, и приходится всех нас, включая самих себя, поздравить. А Виктору Александровичу Волконскому — выразить искреннюю благодарность за то, что "копнул" настолько глубоко. Как говорится, не рой яму другому (в данном случае — однополярному Pax Americana) — можешь докопаться до истины.

1.0x