Ключевой деловой новостью недели или даже месяца стало объявление о разводе владельцев "Вайлдберриз" Татьяны и Владислава Бакальчуков и включении в состав акционеров этого гигантского маркетплейса собственников Russ Outdoors. Новость даже затмила долгожданное возвращение «Яндекса» в российскую юрисдикцию и начало торгов акциями именно российского «Яндекса» на Московской бирже.
Ситуация с "Вайлдберриз" вызвала публичные вопросы у ряда политиков, включая Рамзана Кадырова и Максима Орешкина. Также возникли вопросы у большого числа предпринимателей и покупателей, сотрудничающих с "Вайлдберриз". Такой интерес неизбежен в силу его доминирующего положения, огромных оборотов и огромного числа клиентов, а также звучных проблем последнего времени.
Издержки, связанные с крупным сгоревшим складом, скачком процентных расходов и зарплат 46 тысяч рядовых работников, залежалыми товарами и невозвратной дебиторской задолженностью, в целом с бизнес-моделью агрессивного роста за счет традиционной розницы суммарно гипотетически могут вдвое превысить собственные средства и стать сопоставимыми со стоимостью продажи части акций «Магнита» с участием ВТБ в 2018-2021 годах.
Оборот "Вайлдберриз" превысил 2,5 трлн руб. в 2023 году и ожидается рост оборота на 60% в 2024 году, о чем говорила Татьяна Бакальчук в конце апреля 2024 года. Для сравнения, оборот сети розничных магазинов «Пятёрочка» и «Перекресток» (объединены в группе X5) составил 3,1 трлн руб. в 2023 году и вырос на 21% за год, розничной сети «Магнит» – те же 2,55 трлн руб. с ростом на 8%, маркетплейса «Озон» – 1,75 трлн руб. с ростом на 111%. На конец 2023 года "Вайлдберриз" и «Озон» сообщали примерно о 30 тыс. и 25 тыс. пунктов выдачи заказов соответственно, количество магазинов группы X5 составляло 24,5 тыс., «Магнита» – 29,2 тыс.
Показатель оборота – отчасти лукавый, отражающий совокупную величину прошедших через маркетплейс клиентских денег. Важнее знать выручку, точнее, торговую наценку самого маркетплейса. Непосредственно выручка "Вайлдберриз" составила 538 млрд руб., и это означает, что услуги маркетплейса обходятся его клиентам примерно в одну пятую часть оборота. Одна пятая – это очень немного, учитывая сложную логистику, а также в сравнении с намного большей торговой наценкой традиционных сетевых магазинов и особенно малых несетевых магазинов. Чистая прибыль "Вайлдберриз" составила 19 млрд руб. в 2023 году, всего 0,76% от оборота, а именно прибыль понимается как источник ресурсов для развития и купирования неожиданных проблем.
Маркетплейсы очевидно меняют розничную торговлю и нашу жизнь в целом. В крупных городах люди теперь реже ходят в традиционные торговые центры и супермаркеты, которых за последние 20-25 лет было построено и открыто с огромным избытком (в 5-10 раз больше по количеству торговых площадей и точек продаж, чем было в 1980-е и 1990-е годы). Существенные изменения коснулись и жителей небольших городов и поселений, поскольку пункты выдачи заказов маркетплейсов есть почти везде.
Крупнейшие маркетплейсы – это не только видимые клиентам сайты и пункты выдачи товаров, но также огромные распределительные склады и парк автомобилей. Именно эффективность логистики делает бизнес маркетплейсов доступным для огромного числа продавцов и покупателей. У "Вайлдберриз" 20 только огромных распределительных центров, каждый из которых по площади сопоставим с крупнейшими торговыми центрами. В частности, площадь распределительного склада "Вайлдберриз", сгоревшего в Санкт-Петербурге в январе 2024 года, составляла 112 тыс. кв. метров. Для сравнения, площадь знаменитого торгового центра «Мега-Химки» (некогда флагманского для «Икеи») составляет 210 тыс. кв. метров, а с учетом меньшей высоты этажей торговых залов получается сопоставимо.
Многим памятны скандалы с "Вайлдберриз": и упомянутый пожар, и нелегальные мигранты на складе в подмосковной Электростали, и частые жалобы работников пунктов выдачи заказов на изменения в тарифах и штрафы. Отчасти именно эти скандалы могли спровоцировать изменения в составе акционеров, когда только сгоревший склад мог стоить от 10 до 20 млрд руб., плюс товаров на 1,2-3,5 млрд руб. по разным оценкам. СМИ скупо и разнообразно, мягко говоря, сообщали о наличии страховки склада и о выплатах продавцам за сгоревший товар, а это масштаба годовой чистой прибыли.
Ещё одно уязвимое место бизнес-модели "Вайлдберриз" – проценты по кредитам. На конец 2023 года долгосрочные и краткосрочные заёмные средства составляли 17 млрд и 165 млрд руб., а на конец 2022 года – 92 млрд руб. (только краткосрочные), 2021 года – всего 40 млрд руб. (также только краткосрочные). Ключевая ставка в конце 2023 года достигла 16%, накинем ещё пару процентов, и процентные расходы по кредитам на 2024 год можно оценить примерно в 33 млрд руб. – вроде немного на фоне оборота и даже выручки, но вдвое больше чистой прибыли. Ключевая ставка в конце 2021 года составляла чуть меньше 7%, исходя из этого процентные расходы за тот год можно оценить в 3,6 млрд руб. (с учётом вдвое меньшей ставки и в четыре раза меньшего долга), что буквально на порядок меньше процентных расходов 2024 года.
Следующий удар по бизнес-модели маркетплейса нанесла инфляция, точнее, резкий рост зарплат низкооплачиваемых категорий сотрудников на фоне обострения их дефицита, особенно в сочетании с проблемой мигрантов. В частности, в ковидном 2020 году мигрант в Москве довольствовался типичной зарплатой 2 тыс. руб. в день, в 2023 году зарплаты поднялись до 3,5-4 тыс. руб. в день, а в условиях экономического бума 2024 года – уже до 4-5 тыс. руб. в день. Зарплаты мигрантов в розничной торговле и общепите в Москве и Московской области теперь начинаются от 80 тыс. руб. в месяц. "Вайлдберриз" сообщает о подобных же зарплатах работников складов (всего различных категорий сотрудников было 46 тыс. на конец 2022 года), и удвоение их зарплат за несколько лет (с 40 тыс. до 80 тыс. руб. в месяц) может означать рост издержек в год примерно на 30 млрд руб. с учётом налогов.
У предприятий розничной торговли и складов маркетплейсов есть одна общая объективная проблема – огромные товарные запасы и неясность с их «усушкой и утруской». Бухгалтерская отчётность "Вайлдберриз" сообщает нам о товарах на складах на 93 млрд руб. на конец 2023 года – это на 13 дней продаж исходя из оборота 2,5 трлн руб. в год. Товара настолько много, что провести его полноценную инвентаризацию нереально, и некоторая часть этого товара пропадает. Это обычное явление в истории банкротств крупных торговых сетей, когда обостряются несоответствия между бухгалтерской и реальной оценкой товаров. Чем больше работает крупный склад и чем с большей номенклатурой товаров, тем больше накапливается «усушки и утруски». "Вайлдберриз" не раскрывает размеры списаний товаров, но сообщает о примерно 15 млрд руб. штрафов в 2023 году на пункты выдачи товаров, и это только часть объективных проблем.
У "Вайлдберриз" ещё есть дебиторская задолженность в 118 млрд руб. на конец 2023 года, масштаба стоимости наличных товаров, а среди дебиторов бывают неплатежеспособные, проблемы с которыми зреют постепенно и также требуют списаний, но этот маркетплейс данные по списаниям дебитороской задолженности не раскрывает.
Так что проблем у "Вайлдберриз" по нескольким статьям на пару десятков миллиардов рублей каждая, включая крупный пожар, рост процентных расходов, рост зарплат, «усушку и утруску» товаров, проблемы с дебиторами. Суммарно это может дать 90-120 млрд руб., тогда как официальная прибыль составила всего 19 млрд руб. в 2023 году.
Отчётность "Вайлдберриз" показывает собственные средства в размере 53 млрд руб. на конец 2023 года, и гипотетическая оценка проблем может превзойти собственные средства вдвое. Гипотетическая «дыра» в таком случае разложится на поставщиков товаров (к слову, СМИ не особо освещали детали урегулирования проблем со сгоревшим товаров с его поставщиками) и коммерческие банки. (Кстати, банк ВТБ в 2018-м и 2021 годах покупал и продавал значительные пакеты акций другого, традиционного ритейлера «Магнит». Тогда ВТБ купил 29% акций за 138 млрд руб., а затем за несколько сделок продал эти акции дороже).
Вроде бы оборот маркетплейса "Вайлдберриз" огромный и быстро растёт, растущая выручка вроде покрывает растущие издержки, но маркетплейс, как велосипедист, вынужден постоянно двигаться, чтобы не упасть, точнее, постоянно расти в объемах бизнеса. Однако учебники и история говорят нам, что «деревья не растут до небес», а хороший прибыльный бизнес так просто обычно не продают. В западных учебниках бизнеса описывается такое понятие, как overtrading – слишком агрессивный рост продаж за счёт скрытых проблем.
Теперь следует напомнить о роли правительства применительно к крупнейшим компаниям. В нашей стране есть перечень системообразующих организаций российской экономики, утвержденный правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, в который входят и предприятия реального сектора, и многие другие, но не входят крупнейшие организации торговли. Также существует перечень системообразующих организаций в сфере информации и связи, утверждаемый профильным министерством, в который входят такие маркетплейсы, как «Яндекс» и «Озон», но не входит "Вайлдберриз". По своему значению для предпринимателей и клиентов "Вайлдберриз" точно должен быть в одном из таких списков, с периодическим пристальным вниманием со стороны разных ведомств.
Вроде бы ряд крупных СМИ сообщили, что изменения в составе акционеров "Вайлдберриз" согласованы с государством, но без официальных сообщений самих органов власти. В этих неофициальных сообщениях сказано о возможном создании гиганта типа американского "Амазона" или китайской "Алибаба груп", важного в условиях западных санкций. Системообразующий статус де-юре или де-факто требует согласования как минимум по линии антимонопольной службы. Также возникает вопрос хотя бы ограниченно публичного обсуждения бизнес-модели создания конкурента всемирно известным маркетплейсам и роли в таком создании Russ Outdoors – крупнейшего российского оператора рекламы.
Интересно, что изрядная часть акций Russ, точнее, его материнской компании «Стинн», принадлежит государственному банку ВТБ. ВТБ же играл значимую роль в развитии другого гиганта розничной торговли – «Магнита», владел одно время изрядным пакетом акций и активно его кредитовал. Так что, скорее всего, ВТБ также будет оказывать непубличное влияние на развитие и бизнес-модель "Вайлдберриз", аналогично увлечению Сбербанка своим маркетплейсом и доставкой. К слову, именно два крупнейших госбанка в силу своего доминирующего положения являются ключевыми кредиторами крупных традиционных торговых центров, бизнес которых страдает от роста маркетплейсов и процентных расходов.
Дадут ли банковско-торговые конгломераты и соревнование между ними полезный для экономики и для потребителей результат – покажет время. Пока же, возможно, стоит командам банковских аналитиков комплексно взглянуть на перспективы нашей розничной торговли с учетом ее явной избыточности и обостряющейся конкуренции и предложить правительству, профильным Минцифры и Минэку модели и детали её развития, особенно в контексте проблемы инфляции и дефицита кадров?
Автор - доктор экономических наук, профессор кафедры общественных финансов Финансового университета
Фото: Zuma\TASS