Говорят, в старину был такой обычай: если ребенок скажет что-то мерзкое или постыдное, его били по губам. Иногда тряпкой. А иногда и ладонью. Наверное, зависело от тяжести слова. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», – писал Ф.И. Тютчев. А иным удается, ибо их слово всегда в цене.
Я не застал, к сожалению, данное действо. Жаль. Может, напрасно так рьяно рвали со стариной? Человек я незлобивый, говорят, даже добрый, но и молчать не могу, читая «нетленные опусы» и этюды когорты неприкасаемых менеджеров про образование. Вроде бы и плюрализм. И все позиции должны быть представлены. Да, всё это так. Вроде так.
Но только позиция некоторых горе-теоретиков становится зачастую доктриной и даже руководством к действию. То Греф ужаснулся идее о доступности знания, то «не единожды соврамший» Чубайс (еще тот педагог!) возмутился бесплатностью школьного образования. Ввели вообще непонятный оксюморон-избыточное образование. Правильно, страна в тяжелой экономической ситуации, надо экономить! Но не на корпоративах же. Вдумайтесь, ИЗБЫТОЧНОЕ! Плату за обучение, кстати, отменили во времена Н.С. Хрущева. Разруху ликвидировать оказалось проще с образованным населением. Нужно было летать в космос, осваивать целину, строить новые города и заводы. Как же: «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых!» Образование противопоставлялось мещанству и лени. И смотрели на страну системно. На свою страну. Никто НИКОГДА не смел ее назвать – эта страна! Посмели бы. Кстати, во всех западных источниках, главными достижениями нашей страны, безусловно, назывались: школа, наука и культура. Всемирный банк, анализируя причины спада ВВП в Израиле, обратил внимание, что учителя советской «закваски» уже ушли на пенсию. Новые же учителя не смогли в полной мере ответить на вызовы. В Турции помнят, что беженцы из Болгарии (считай тоже адепты нашей школьной системы) создали в 80-е годы новую модернизированную школу. И тому не счесть примеров. Образование было нашим брендом. У нас учились. И было чему.
Теперь приоритеты другие. Когда министр финансов СССР предложил сократить детские библиотеки, а их было под 300 тысяч, в Совмине отреагировали, что высвободившиеся средства в таком случае пойдут на содержание новых исправительных спецучреждений. Вот так! До сих пор вспоминаю как деятель от просвещения (или против просвещения) излагал, что пионерлагеря - это калька с Гулага. Посему надо внедрить бойскаутские лагеря. Правильно! Только на вопрос об отличии оных, он смог только разницу в галстуках объяснить. Да и дворцы пионеров с бесплатными кружками не нужны. «Зря, – решили менеджеры, – лишнее это – детские библиотеки. Но так и быть. Что-то надо оставить. Услуга (слово-то какое?!) вроде бы нужная. И перед великой княгиней Марьей Алексеевной как-то неловко». Причем, c барского плеча (видно, в хорошем настроении были. Может премию получали в тот момент?) разрешили оставить три класса бесплатными, дескать, «нехай научатся читать и писать». Ведь надо, чтобы рекламе нашей внимали. Покупали все и вся. Иначе кто? Не наши же дети. Смеялись, причем все сразу, над «прекрасными» программами телевидения. А главное - налоговые декларации умели составлять. Это не возбраняется. Даже поощряется. Можно за это и по щеке похлопать. Ладошкой так. Не больно. Главное в перчатках. Пандемия все-таки. И вообще подцепить что-то можно.
Из арифметики можно оставить лишь вычитание. Хотя какой резон? Все равно вычтут. Остальные арифметические действия не для них. Зачем им умножать и складывать? И что им складывать? Ноль на ноль все равно даст ноль.
Аналогичную программу предлагали стране Ландау и Курчатова в 93-м году международные финансовые структуры. Правда, там была еще такая компетенция, как умение читать карты. Как же без этого? Дойти до усадьбы барина как-то же надо. Потом видно передумали. Зачем? Кучеры довезут. Хотя при такой структуре занятости, где главным лицом становится курьер (ничего против не имею), глядишь и впрямь будем этим довольствоваться.
Да… Вот тебе и Коменский, вот тебе и Марк Квинтилиан в придачу. Советских выдающихся педагогов специально не называю. Ну не авторитет они для «супер-менеджеров». Куда там Блонскому и Сухомлинскому до этих звезд! Что эти педагоги себе наработали? Ни мерседесов, ни вилл с яхтами. Что ж в них выдающегося то?! А еще и учат всех.
Как говорил незабвенный (в некоторых кругах) Горбачев, «дожились»! Может, басню И. Крылова про некое неблагодарное (и не очень чистое) существо под дубом почитать им? Не поймут-с! И обоснование-то странное какое-то. Хотя, если подумать, и не очень.
Так как, утверждает «менеджер всех менеджеров», мы не при социализме (приговаривая «к счастью»), то и его детище в виде бесплатного и доступного образования надо «реформировать, модернизировать, оптимизировать», ну а если не лукавить, то просто сделать платным. Дескать, мы еще не до конца всех обобрали. Да и школьные здания «зря простаивают», можно и под офисы отдать. Три класса, далее платно и дистанционно. А далее по А. Пушкину:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками и бич.
Так и видится их воплощенная мечта из сериала «Черного зеркала», где все только жуют и «потребляют» сплошной перформанс.
Мечта??? А может, и впрямь за такие идеи по губам и наотмашь? Это я так сгоряча. Но допустимо ли, что б все, что было в СССР, так беззастенчиво охаивать?! Говорила же неистовый деятель 90-х годов, что все деяния партии преступны. Причем, все. И Победа, и Космос? И Днепрогэс с атомным проектом? Поголовная грамотность тоже? Конечно же, ни одна система, в том числе и образовательная, не является «единственно верной» и вековечной. Но и введение платы это не путь. Поучились бы хоть у развитых стран, если советское вызывает аллергию, где доступность образования буквально лейтмотив политических программ.
Может, взять вам иную страну для экспериментов? Их много. Более 200. Опять до основания все разрушим? А потом? Что потом! А дальше уже остановиться все сложнее и сложнее. Потом уже уличный рэпер сменит Шостаковича, а «поющие трусики» Магомаева и Шаляпина. Дождемся! И появится диктатура хунвэйбинов! Причем тотальная. Во всем. Великий Ницше утверждал, что если долго смотреть в бездну, то бездна посмотрит на тебя!
Изменился язык уже; литература и история как предметы (и не только) влачат жалкое существование. Так мы теряем все то, что обрамляет народ. Родство по крови приносит горе, родство по слову создает народ. Весьма тонкий эстет Марамзин писал, что мы интересны Западу ровно до тех пор, пока мы русские. Разумеется, дело-то не в национальности, а в идентичности, в готовности к плебисциту, вызовам и ответственности.
Существует четыре пути….
Первый путь – что-нибудь обойти.
Путь второй – отрицание, ибо
Признается негодным что-либо.
Третий путь – на второй не похож он,
В нем предмет признается хорошим.
И четвертый есть путь – настоящий,
Над пространством путей надстоящий:
В нем предмет помещается в мире.
Всех путей существует четыре.
Н.Глазков
P.S. Это у меня такое ощущение или у многих, что профессор Преображенский, кажется, не приостановил свои эксперименты?! А?