Авторский блог Иван Вишневский 00:00 17 марта 2016

Взрыв в Анкаре

В Анкаре 13 марта рядом с автобусной остановкой в Гювен-парке произошёл мощный взрыв, жертвами которого стали более 100 человек (согласно уточнённым, но не окончательным данным — 37 погибших и 73 раненых), в большинстве своём — пассажиры автобуса, подвергшегося атаке автомобиля террористов-смертников. Виновниками турецкие власти сразу же назвали курдов, против которых уже несколько недель ведут боевые действия на юго-востоке страны

В Анкаре 13 марта рядом с автобусной остановкой в Гювен-парке произошёл мощный взрыв, жертвами которого стали более 100 человек (согласно уточнённым, но не окончательным данным — 37 погибших и 73 раненых), в большинстве своём — пассажиры автобуса, подвергшегося атаке автомобиля террористов-смертников. Виновниками турецкие власти сразу же назвали курдов, против которых уже несколько недель ведут боевые действия на юго-востоке страны. Параллельно в судебном порядке были введены ограничения на освещение данного теракта в масс-медиа и социальных сетях. Кроме того, ещё 11 марта на сайте посольства США в Турции появилось предупреждение о готовящемся в турецкой столице теракте. За комментарием о причинах и возможных последствиях этого события редакция "Завтра" обратилась к известному востоковеду-тюркологу, директору автономной некоммерческой организации "Центр изучения Ближнего Востока и Центральной Азии", депутату Государственной думы Семёну Аркадьевичу Багдасарову.

"ЗАВТРА". Та версия, которую озвучивают в связи с недавними терактами турецкие лидеры и турецкие СМИ, а чаще всего они кивают на курдов — кажется странной. Какова, на ваш взгляд, реальность: кто поджигает ситуацию в Турции?

Семён БАГДАСАРОВ. Вы знаете, это не просто странно, это всё очень значимые вещи. Не успело свершиться, как уже сказано, кто виноват, при этом называется конкретная ситуация, что у некой женщины был похищен автомобиль: не где-нибудь, а в Ире — это провинция Шанал-Урфа, приграничная с Сирией область компактного поселения курдов. Затем эту машину перегнали якобы в Диярбакыр и там начинили взрывчаткой, а потом пригнали в Анкару. Получается, что замешана Рабочая партия Курдистана и аффилированная с ней структура сирийских курдов. Цель предельно ясна. Эрдоган, если говорить объективно, оказался в очень тяжёлой ситуации: речь идёт о территориальной целостности страны. В марте намечается крупномасштабная дополнительная операция турецких силовых структур, о чём заявил министр внутренних дел Турции буквально неделю назад, говоря, что дополнительная операция начнётся в некоторых городах и сёлах с компактным курдским населением.

Одновременно курдское руководство в лице товарища Калкана (товарища — потому что это левая партия, господ у них нет) заявило, что в марте месяце тает снег в горах Курдистана и с высокогорных баз спускаются наиболее боеспособные отряды РПК, которые пойдут в города выбивать оттуда турецкие силовые структуры. Речь идёт о большой войне, а Эрдогану надо найти оправдание этой большой войны, жертв среди мирного населения, показать всему миру, что курды — террористы. Второе: ему надо подавить партию Демократический Союз и Отряд народной самообороны. Путём интриг и разных флиртов этого сделать не удалось, и на их место продвинулась более лояльная структура в виде Демократической партии Сирийского Курдистана — значит, надо действовать силовым способом, а для этого надо всячески наносить удары, вторгаться на территорию Сирии и так далее. Этому тоже нужно оправдание.

"ЗАВТРА". Курдскую Рабочую партию я считаю всё-таки движением нормальным, вменяемым, имел с ними дело, и они произвели на меня приятное в целом впечатление, но ведь при каждом даже нормальном движении существуют провокаторы. Может быть, есть какая-то провокационная структура, которая действительно осуществляет взрывы?

Семён БАГДАСАРОВ. Курдское движение существует не один десяток лет, одна только РПК — практически 40 лет. Конечно, развелось немало всяких ответвлений, всяких якобы филиалов, типа "ястребов Курдистана" или "соколов" каких-то. Конечно, сегодня создать такие структуры спецслужбам — вообще нет проблемы. Но есть руководство партии Демократического союза, руководство РПК и Демократическая партия народов — это Селахаттин Демирташ, который к нам приезжал, с Лавровым встречался, они уже тоже заявили о том, что не имеют никакого отношения, выразили сожаление и осуждение теракта. Я понимаю, о чём вы говорите, такую структуру можно создать, но к этому ни РПК, ни ПДР отношения не имеют.

"ЗАВТРА". Роль саудитов здесь не просматривается?

Семён БАГДАСАРОВ. Нет, этого я не вижу. В условиях Турции, когда она стала проходным двором для терроризма, всё что угодно можно сочинить, создать. И об этом, кстати, ведущая оппозиционная сила Турции, Народно-республиканская партия Кемаля, предупреждала Эрдогана и спецслужбы: не играйте, не заигрывайте с этими структурами — кончится плохо. Это тоже вариант возможный, но сейчас главное — нанести удар по РПК и аффилированной с ней структуре — партии Демократический союз. Вот это самое главное для официальной Анкары, всё остальное — вторично.

"ЗАВТРА". Какова, на ваш взгляд, в этой ситуации роль США?

Семён БАГДАСАРОВ. У американцев нам надо учиться работать. У них нет союзников. Они действуют по принципу: если нам будет выгодно — будем поддерживать. Кого угодно, где угодно и когда угодно. Они сейчас очень оперативно и хорошо работают, в том числе — на курдском направлении.

"ЗАВТРА". То есть то, что происходит — это всё-таки внутритурецкая ближневосточная история? И искать силы, которые заинтересованы в терактах, нужно всё-таки там?

Семён БАГДАСАРОВ. Да. Не надо думать, что кто-то за Ближний Восток где-то решает. На Ближнем Востоке своих умных людей хватает.

"ЗАВТРА". И последнее. Чем это грозит в ближайшее время?

Семён БАГДАСАРОВ. Грозит расширением гражданской войны с Турцией, слиянием гражданской власти Турции и Сирии, особенно, в первую очередь, по курдскому направлению, а в перспективе — распадом Турции, и распадом Сирии, и распадом Ирака: то есть, в этом году или на следующий год может быть создано, как минимум, одно курдское государство, которое де-факто уже существует, Ирак—Курдистан. Масрур Барзани, сын Масуда Барзани, возглавляет совет безопасности Курдистана, и он заявил о том, что более шестидесяти стран мира уже готовы признать независимость иракского Курдистана, а в перспективе будет независимость сирийского Курдистана, а там и турецкого — тут много вариантов и вариаций, но, скорее всего, они объединятся, потому что везде одна и та же партия.

Беседовал Иван ВИШНЕВСКИЙ

1.0x