Новейший широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт Ил-96-400М совершил свой первый полёт. Сегодня в мире есть только три корпорации, способные производить такие машины – Boeing, Airbus и наша ОАК. Куда полетит новый Ил, и какое будущее его ждёт, почему не состоялся наш проект с Китаем, и для чего решено превратить самолёт в настоящий летающий бункер? Об этом и о новых историях спасения расскажем после краткой сводки позитивных новостей.
Время новостей
Широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт Ил-96-400М совершил первый полёт.
«Курганмашзавод» поставил в войска очередную партию БМП-3.
В Волгоградской области запустили первый в регионе комплекс сжижения природного газа.
В Санкт-Петербурге – производство запорной арматуры для нефтегазовой промышленности.
В Московской области – завод автоподшипников и производство первых в стране цифровых источников питания для светодиодного освещения.
В Башкирии – завод полимерных смол.
В Пермском крае – предприятие по обработке отходов.
В Калужской области – завод полимерных труб.
В Краснодарском крае – крупнейший в России и Восточной Европе комплекс по выращиванию и переработке салатов.
В Тульской области – крупнейшее в Европе и России предприятие по глубокой переработке семян пищевой конопли.
В Курганской области – молочная ферма.
Широкий размах
В 1969 году американцы построили первый в мире широкофюзеляжный самолёт Боинг 747. В тот период население планеты и его благосостояние росло как на дрожжах, люди летали на всё большие расстояния, и им потребовались вместительные и комфортные самолёты, имеющие не один, а два прохода между рядами кресел в салоне. Вскоре похожие самолёты стал выпускать и Airbus, а Советский Союз вошёл в высшую лигу авиастроения 28 сентября 1988, когда первый полёт совершил новейший Ил-96-300. Вскоре он выполнил рекордный перелёт: вылетел из Москвы, долетел до Петропавловска-Камчатского и без посадки вернулся обратно в Москву, преодолев 14 800 км.
К сожалению, стать массовым Ил так и не смог. Как по причине скорого развала Союза, так и по причине некоторых особенностей, в частности, наличия четырёх мощных и надёжных двигателей, которые делали его совсем не экономичным. К тому же экипаж самолёта состоял из трёх человек, что также увеличивало расходы на эксплуатацию. Тем не менее, машина нашла свою нишу и стала востребованной в Специальном лётном отряде "Россия" для перевозок президента и первых лиц государства. Стоит отметить, что за всё время с Ил-96-300 не произошло ни одного инцидента, повлёкшего за собой гибель или травмы людей. Однако выпускаться крупносерийно из-за своих особенностей он так и не стал.
В 2017 году было объявлено о намерении создать новую версию Ил-94-400М. И вот в начале ноября она совершила свой первый испытательный полёт. Что же в ней нового?
Взлетаем!
Самолёт отличается от предшественника удлинённым на 9 с лишним метров фюзеляжем, более мощными двигателями ПС‑90А1 и вмещает до 370 пассажиров. Новый навигационный комплекс создан из российских комплектующих и соответствует самым современным требованиям, обновлено оборудование радиосвязи, теперь самолётом управляет экипаж из двух человек. При этом заявляется, что, благодаря резервированию систем и аэродинамической компоновке, Ил-94-400М не уступает предыдущей модели по надёжности и безопасности. Но значит ли это, что «четырёхсотый» станет массовым?
Делать выводы можно будет по итогам опытной эксплуатации первого образца, который по своей сути является летающей лабораторией. Однозначно можно говорить лишь о том, что модернизированный Ил продолжит поступать в Специальный лётный отряд Россия. Четырёхдвигательная схема по-прежнему делает его массовую коммерческую эксплуатацию слишком дорогой. Впрочем, решением мог бы стать переход с четырёх на два более мощных двигателя ПД-35, разработка которых сейчас ведётся. Недавно состоялись первые испытания его газогенератора, но сам двигатель будет готов ещё не скоро – к 2030 году. К тому же переход на ПД-35 потребует перепроектирование крыла. Если уж перепроектировать крыло, то нужно делать его композитным, как у МС-21. А это тянет за собой необходимость переработки центроплана, затем фюзеляжа и оперения, что, фактически, является разработкой совершенно нового самолёта с колоссальными затратами.
Тут стоит вспомнить, что с 2014 года мы работаем над новой моделью дальнемагистрального самолёта CR929 совместно с Китаем. Но после 2022 года мы из проекта вышли, оставив за собой роль поставщика комплектующих. Поэтому у нас не остаётся иного варианта, как приниматься за проектирование нового самолёта с нуля. В этом свете продолжение производства Ил-94-400М нужно воспринимать как хороший способ не утратить и даже развить собственные компетенции в создании широкофюзеляжных самолётов. Впрочем, для «четырёхсотого» есть ещё одна интересная ниша – он станет т.н. «самолётом судного дня».
«Летающий бункер»
Термин «самолёт судного дня» придумал Голливуд для обозначения самолётов, с которых предполагалось управлять Америкой по ходу ядерной войны. Дело в том, что появление межконтинентальных баллистических ядерных ракет поставило под сомнение концепцию защищённых командных бункеров. Даже если они сами уцелеют в ходе ядерного удара, их линии связи с внешним миром почти наверняка будут разрушены. Поэтому возникла идея разместить ядро управления армией и государством на борту самолёта, главным защитным фактором которого станет подвижность, непредсказуемость маршрута и прикрывающие его истребители.
Однако на пути создания воздушных командных пунктов всегда стояли три проблемы. Во-первых, управление обороной страны требует большого количества аппаратуры связи и засекречивания, которая занимает много места, тяжела по весу и прожорлива по энергопотреблению. Во-вторых, огромный объем штабной работы невозможен без большого количества офицеров, размещение которых также требует свободного пространства. В-третьих, держаться в воздухе все это должно долго, чтобы избежать риска оказаться без пригодных к посадке аэродромов после удара противника.
В США такие самолёты созданы на базе Boeing E-4B «Nightwatch». По американской концепции один из них предназначен для президента, другой – для вице-президента. В ряде сценариев может задействоваться и третий – для министра обороны. Еще один служит дублером на случай технических поломок и периода регламентных работ.
В России роль самолёта судного дня играет Ил-86 ВзПУ. У нас их тоже четыре. В случае угрозы ядерной войны в воздух поднимают не два, как в Америке, а три борта: один с президентом, другой – с министром обороны, третий – с начальником генерального штаба вооружённых сил.
Одна из главных оборонительных функций самолёта — защита экипажа от электромагнитных волн и проникающей радиации, вызванных ядерным взрывом. По этой причине фюзеляж дополнительно укреплён, отсутствуют иллюминаторы, минимум дверей и люков.
Хотя стоящие на вооружении Ил-86 свою эффективность в полной мере сохраняют, тем не менее, пришло время приступить к разработке машины, которая должна будет их заменить. Главная тому причина – новое электронное оборудование, которого раньше просто не существовало – станции радиоэлектронной борьбы, радиомаскировки, аппаратура защиты от зенитных ракет, комплексы глобального позиционирования и многое другое. В Ил-86 ВзПУ они не просто не помещаются, их установка требует полного перепроектирования машины. Вот тут и приходит на помощь широкофюзеляжный Ил-96-400М. Проект его переоборудования называется «Звено-3С». Строительство первого такого «летающего бункера» уже ведётся на Воронежском авиастроительном заводе, всего будет построено два или три таких самолёта. Они существенно повысят устойчивость российской обороны, но всё же надеемся, что использовать их по прямому назначению нам никогда не придётся.
…Возвращаясь к пассажирскому дальнемагистральному самолёту, обратим ваше внимание на интересную новость последних дней – компания «Туполев» запатентовала гиперзвуковой самолёт, оборудованный комбинированной силовой установкой, которая включает в себя два турбореактивных двигателя, использующих авиакеросин, и один – криогенное топливо. Похоже, что наши инженеры решили проблему нагрева планера при полете на сверхзвуковых скоростях с помощью криогенного топлива, которое поступает по трубопроводам к наиболее горячим частям планера и поглощает их тепло. Возможно, именно эта концепция ляжет в основу нашего совершенного нового дальнемагистрального самолёта, в котором, конечно же, будут использованы и наработки Ил-96-400М. Будем держать вас в курсе событий.
Далее о героях.
Время Человека
На борту самолёта, летящего из Екатеринбурга в Сочи на высоте семь тысяч метров над землёй, внезапно стало плохо пожилой женщине. Экипаж объявил по громкой связи, что требуется медик. На счастье среди пассажиров оказался фельдшер Ревдинской станции скорой помощи Татьяна Беликова. Она выяснила, что у пассажирки резко упало давление и пульс. Таблетки и сладкий чай помогли вернуть нормальное самочувствие.
Похожий случай произошёл в электропоезде, следовавшем из Нижнего Тагила в Екатеринбург. Артериальное давление одной пассажирки резко понизилось, и она потеряла сознание. Но рядом оказался врач-кардиолог Мукамил Сангинов. В течение полутора часов доступными средствами он поддерживал работоспособность её сердечно-сосудистой системы, а потом на станции передал бригаде скорой помощи.
В отличие от других героев нашей рубрики, эти люди не рисковали собой, спасая чужую жизнь, а просто честно выполняли свой профессиональный долг, пусть и не в рабочее время. Но как же приятно знать, что рядом с нами есть соотечественники, готовые прийти на помощь в трудную минуту. Желаем им крепкого здоровья и благодарим за участие!