пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 10 июня 2025
Авторский блог Василий Шахов 21:55 17 июня 2017

"Вторжение":подвиг Смоленска-Великого-12

Дистанционная лекция Московско-Троицкого общественного университета МТОДУЗ (Москва-Троицк) проф. В.В.Шахова

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

«ВТОРЖЕНИЕ»: ПОДВИГ СМОЛЕНСКА-ВЕЛИКОГО – 12

…Ты жив, Смоленск, и будешь вечно жить!
А те, что надругались над тобою,
Что всю страну хотели задушить,
За свой разбой заплатят нам с лихвою!

Ты слышишь - грянул благодатный гром,
Разя врагов ударом исполинским!
И сколько их свалилось за Днепром,
И сколько уничтожено под Минском!

Они лежат, повержены во прах,
Валяются, железной бурей смяты,
Они гниют в болотах и лесах -
Хваленые фашистские солдаты!

Кровавых дел им больше не вершить,
Над нашею землею не глумиться...
А ты живешь и вечно будешь жить,
И с каждым годом выше возноситься
!

МИХАИЛ ИСАКОВСКИЙ. Сентябрь, 1944

СОЛДАТСКАЯ ПЕСНЬ,
СОЧИНЕННАЯ И ПЕТАЯ ВО ВРЕМЯ СОЕДИНЕНИЯ ВОЙСК
У ГОРОДА СМОЛЕНСКА В ИЮЛЕ 1812 ГОДА


Слова Федора Глинки
На голос: Веселися в чистом поле

Вспомним, братцы, россов славу
И пойдем врагов разить!
Защитим свою державу:
Лучше смерть - чем в рабстве жить.

Мы вперед, вперед, ребята,
С Богом, верой и штыком!
Вера нам и верность свята:
Победим или умрем!

Под смоленскими степями,
Здесь, России у дверей,
Стать и биться нам с врагами!..
Не пропустим злых зверей!

Вот рыдают наши жены,
Девы, старцы вопиют,
Что злодеи разъяренны
Меч и пламень к ним несут.

Враг строптивый мещет громы,
Храмов Божьих не щадит;
Топчет нивы, палит домы,
Змеем лютым в Русь летит!

Русь святую разоряет!..
Нет уж сил владеть собой:
Бранный жар в крови пылает,
Сердце просится на бой!

Мы вперед, вперед, ребята,
С Богом, верой и штыком!
Вера нам и верность свята:
Победим или умрем!

1812

Б Е С С М Е Р Т Н Ы Й П О Л К… В ДЕНЬ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ тысячи тысяч россиян светло-печальными колоннами - от Тихого Океана до Балтики - почтили память сыновей и дочерей советского народа, одержавших величайшую Победу ценой величайших потерь и страданий…

НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО… Соблюдаем ли мы этот молитвенно-весомый, духовно-энергоёмкий завет? «ДА ВЕДАЮТ ПОТОМКИ ПРАВОСЛАВНЫХ ЗЕМЛИ РОДНОЙ МИНУВШУЮ СУДЬБУ…».

ДВАДЦАТЬ ВТОРОГО ИЮНЯ… Трагически-болевая дата… Смертно-бессмертные отделения, взводы, роты, батальоны, полки, дивизионы, дивизии, армии, фронты… Оборонно-трудовые фронты…

Поэт-фронтовик Павел Шубин вочеловечил печаль, горе, боль, боевое единение, искренний пафос подвига, воодушевление строфами «Волховской застольной»:

Если бывало, бывало встречается,
Несколько старых друзей,
Всё, что нам дорого - припоминается,
Песня звучит веселей.
Всё, что нам дорого - припоминается,
Песня звучит веселей.
 
Редко, друзья, нам встречаться приходится,
Но уж когда довелось,
Вспомним, что было, и выпьем, как водится,
Как на Руси повелось!
Вспомним, что было, и выпьем, как водится,
Как на Руси повелось!
 
Здесь, с нами вместе, семья Ленинградская,
С нами сидит у стола,
Вспомним, как Русская сила солдатская
Немца на запад гнала!
Вспомним, как Русская сила солдатская
Немца на запад гнала!
 
Вспомним о тех, кто зимою холодною,
В мерзлых лежал блиндажах,
Бился на Ладоге, дрался на Волхове,
Не отступал ни на шаг.
Бился на Ладоге, дрался на Волхове,
Не отступал ни на шаг.
 
Вспомним о тех, кто командовал ротами,
Кто замерзал на снегу,
Кто в Ленинград пробирался болотами,
Горло ломая врагу.
Кто в Ленинград пробирался болотами,
Горло ломая врагу.
 
Вспомним о тех, кто убит под Синявино,
Те, кто не сдался живьём,
Выпьем за Родину, выпьем за Сталина,
Выпьем и снова нальём!
("Выпьем за Родину, выпьем за Сталина,
Выпьем и снова нальём!")
 
Встанем и чокнемся кружками полными,
Братством друзей боевых,
Выпьем за мужество Павших героев, мы
Выпьем за встречу живых!
Выпьем за мужество Павших героев, мы
Выпьем за встречу живых!
 
Выпьем за удальку нашу кипучую,
За богатырский народ!
Выпьем за Армию нашу могучую,
Выпьем за доблестный Флот!
Выпьем за Армию нашу могучую,
Выпьем за доблестный Флот

ДВЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ…

В эпиграфе памятного эссе-очерка, вместе со строфами Михаила Исаковского, - строфы Фёдора Глинки .Ф. Н. Глинка - участник Отечественной войны 1812 года, один из активных деятелей декабристских организаций «Союз Спасения» и «Союз Благоденствия». За участие в событиях 14 декабря 1825 года был заключен в Петропавловскую крепость, затем последовала ссылка в Олонецкую губернию. Многие произведения Глинки положены на музыку. Некоторые из них «пополнили» музыкально-песенный фольклор. Среди них и « СОЛДАТСКАЯ ПЕСНЬ, СОЧИНЕННАЯ И ПЕТАЯ ВО ВРЕМЯ СОЕДИНЕНИЯ ВОЙСК У ГОРОДА СМОЛЕНСКА В ИЮЛЕ 1812 ГОДА».

. Сам Фёдор Николаевич вспоминал: «Сидя у полевых огней, я написал солдатскую песню, которую в некоторых полках пели» (Ф. Н. Глинка. Письма русского офицера, ч. IV. М., 1815, с. 21).

Незаслуженно забыты и такие произведения, как глинковская «ВОЕННАЯ ПЕСНЯ, НАПИСАННАЯ ВО ВРЕМЯ ПРИБЛИЖЕНИЯ НЕПРПИЯТЕЛЯ…»»:

Раздался звук трубы военной,
Гремит сквозь бури бранный гром:
Народ, развратом воспоенный,
Грозит нам рабством и ярмом!
Текут толпы; корыстью гладны,
Ревут, как звери плотоядны,
Алкая пить в России кровь.
Идет. Сердца их жесткий камень,
В руках вращают меч и пламень
На гибель весей и градов!

В крови омочены знамена
Багреют в трепетных полях,
Враги нам вьют вериги плена,
Насилье грозно в их полках.
Идут — влекомы жаждой дани.
О страх! срывают дерзки длани
Со храмов Божьих лепоту!
Идут, и след их — пепл и степи!
На старцев возлагают цепи,
Влекут на муки красоту!

Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем — и в ужасах войны
Друзьям, отечеству, народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падем в родных полях!
Что лучше: жизнь — где узы плена,
Иль смерть — где русские знамена?
В героях быть или в рабах?

Исчезли мира дни счастливы,
Пылает зарево войны.
Простите веси, паствы, нивы!
К оружью, дети тишины!
Теперь, сейчас же, мы, о други!
Скуем в мечи серпы и плуги:
На бой теперь — иль никогда!
Замедлим час — и будет поздно!
Уж близко, близко время грозно:
Для всех равно близка беда!

И всех, мне мнится, клятву внемлю:
Забав и радостей не знать,
Доколе враг святую землю
Престанет кровью обагрять!
Там друг зовет на битву друга,
Жена, рыдая, шлет супруга,
И матерь в бой своих сынов!
Жених не мыслит о невесте,
И громче труб на поле чести
Зовет к отечеству любовь.

Неизвестная война 1 8 1 2 года

Вызывал полемику фильм «Неизвестная война» о событиях 1941 – 1945 годов.

Почему неизвестная? Однако авторы фильма показали, что многое из той исторической эпохи или предано забвению, или вообще доселе неизвестно, или же представлено в сочинениях разных жанров (включая документалистику) скудно и предвзято.

Относительно Отечественной войны 1812 года также правомерно говорить как о войне неизвестной. В самом деле, лишь немногие из школьников и студентов назовут имена

Барклая-де-Толли, Ростопчина, Багратиона, Давыдова, Милорадовича, Фигнера, Платова. Отроки и отроковицы с недоумением слышат имена воспетых Жуковским в «Певце во стане русских воинов» Ермолова, Раевского, Витгенштейна, Коновницына, Бенигсона, Воронцова, Кульнева, Кайсарова. В том же «Певце во стане русских воинов» Жуковский благоговейно и уважительно повествует о подвигах Кутайсова, Чернышова, Кудашева, Строганова, Палена, Щербатова, Тормасова.

Или – произведения об Отечественной войне самих участников тех судьбоносных событий… Разве подлежат забвению буквально «огнедышащие» сочинения-исповеди

Фёдора Глинки, Василия Капниста, Михаила Милонова, Александра Востокова, Семёна Раича, Константина Батюшкова, Евгения Баратынского?..

Участниками сражений, «схваток боевых» были деды и отцы замечательных деятелей государственности, науки, культуры, просвещения.

Отец великого географа Тян-Шанского Пётр Николаевич Семёнов (1791 – 1832) геройски сражался под Бородиным. Сюртук и кивер его были прострелены неоднократно.

Одна из неприятельских пуль попала ему в грудь, но от верной смерти его спас толстый серебряный складень из трёх образов – благословение его матери Марии Петровны (Складень этот, как семейная реликвия, впоследствии хранился у его старшего брата).

Золотая шпага «За храбрость» была ещё одной реликвией Семёновых…

… Проследим по карте движение русских сил. По Рязанской дороге – до Москвы-реки; на Боровском перевозе при впадении Пахры – переправа, далее – на запад в направлении Подольска. В переписке Кутузова с государем-императором, в документах тех лет, мемуарах, художественно-документальных источниках называются населенные пункты, через которые продвигалось русское воинство: Жуково, Константиново, Плетениха, Новлянское, Колычево, Похрино, Старый Ям, Заболотье, Борисоглебское, и наконец - Подольск… В частности, 5 сентября Кутузов информирует Александра 1 о скрытом ночном форсированном марше армии и арьергарда – «фланговою дорогою к Подольску… …оставя часть казаков для фальшивого их движения на Коломну». 6 и 7 сентября главная квартира Кутузова размещается в Подольске. Следующий этап – продвижение к Красной Пахре. В 5 часов 8 сентября началось движение… Двумя колоннами. Две кавалерийские дивизии, три пехотных корпуса. Командовал 56-летний генерал от инфантерии Дмитрий Сергеевич Дохтуров. Прошли через Дубровицы, Луковню, Власьево, Пыхчево…

…Фёдор Глинка – один из поэтических л е т о п и с ц е в Отечественной войны 1812 года; он лироэпически «запортретировал» участников судьбоносных событий. Вот, к примеру, его стихотворение «Партизан Давыдов»:

«Усач. Умом, пером остер он, как француз, Но саблею французам страшен: Он не дает топтать врагам нежатых пашен И, закрутив гусарский ус, Вот потонул в густых лесах с отрядом — И след простыл!.. То невидимкой он, то рядом, То, вынырнув опять, следом Идет за шумными французскими полками И ловит их, как рыб, без невода, руками. Его постель — земля, а лес дремучий — дом! И часто он, с толпой башкир и с козаками, И с кучей мужиков, и конных русских баб, В мужицком армяке, хотя душой не раб, Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы, И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан. Но милым он дарит, в своих куплетах, розы. Давыдов! Это ты, поэт и партизан!..».

СМОЛЕНСКИЕ ТРАДИЦИИ И УРОКИ

…Созданное в 1944-ом стихотворение «Смоленск» Михаила Исаковского:

Я видел груды битого стекла,
Я видел горы каменных развалин…
Здесь городская улица была,
И нет её: здесь немцы побывали.

Я видел место, где в былые дни
Густые липы небо закрывали.
Их больше нет. Остались только пни:
Здесь враг прошёл. Здесь немцы побывали.

Я видел холм у старых стен Кремля,
И этот холм забудется едва ли.
Здесь вся в слезах и вся в крови земля:
Здесь был конец. Здесь в яму зарывали.

Я видел всё, что видеть мне пришлось,
Что враг терзал без всяких сожалений…
Но ни на миг ему не удалось
Тебя, Смоленск, поставить на колени.

Военная лирика Михаила Исаковского – в золотом фонде русской поэзии. Михаил Исаковский – вместе и рядом с Твардовским, Сурковым, Симоновым, Тихоновым, Инбер, Берггольц, Долматовским, Лебедевым-Кумачем, Фатьяновым, Щипачевым, Сельвинским, Кедриным.

«Смоленск» - М.Исаковского исповедально-автобиографичен:

Ты не склонился гордой головой,-
Пускай изранен, даже искалечен,
Но ты стоишь, но ты вовек живой,
Навстречу солнцу расправляешь плечи.

Ты вырвался из вражеских когтей,
Избавился от ночи окаянной.
И неустанно тысячи людей
Твои, Смоленск, залечивают раны.

И снова песни вольные звучат,
Звучит свое, родное сердцу, слово,
И бабушки баюкают внучат,
И солнце всходит и заходит снова.

Метафорическое олицетворение родного города… Лиро-эпическая «движущаяся панорама» судьбоносных событий, быто-бытийных коллизий, «диалектик душ», судеб человеческих. Доверительно-сыновнее обращение:

Ты жив, Смоленск, и будешь вечно жить!
А те, что надругались над тобою,
Что всю страну хотели задушить,
За свой разбой заплатят нам с лихвою!

Ты слышишь - грянул благодатный гром,
Разя врагов ударом исполинским!
И сколько их свалилось за Днепром,
И сколько уничтожено под Минском!

Они лежат, повержены во прах,
Валяются, железной бурей смяты,
Они гниют в болотах и лесах -
Хваленые фашистские солдаты!

Кровавых дел им больше не вершить,
Над нашею землею не глумиться...
А ты живешь и вечно будешь жить,
И с каждым годом выше возноситься
!

Сразу же после войны Михаил Исаковский напишет песенно-вдохновенный «КРАЙ МОЙ СМОЛЕНСКИЙ, КРАЙ МОЙ РОДНОЙ» («Здесь моя юность Когда-то бродила. По перелескам Костры разводила. В жите высоком Венки заплетала,
Встречи нежданной Здесь ожидала. В дальние дали Отсюда стремилась. Где ж она делась? Куда ж она скрылась? Знать, отшумела Весенней водою, Знать, отгорела Вечерней зарею. В поле следы ее Смыты дождями, Голос развеян Глухими ветрами»)…
Война и мир… Болевое, горевое, печальное, тоскливое… И – упование, надежда…

Воспоминание о будущем… - «Что ж я брожу По родимому краю, Что же я снова
Ее вспоминаю? — Ей никогда Не вернуться обратно,Желтые листья Мне шепчут невнятно. Гуси кричат, Надо мной пролетая, Что миновала Пора золотая.
Кто-то чуть слышно Ведет на гармошке: — Позарастали Стежки-дорожки; Позарастали Мохом, травою, Где мы гуляли, Милый, с тобою»…

Могучий потенциал великой советской литературы… Нравственно-духовная энергетика жанров прозы, драматургии, поэзии… Космически звездоносные созвездия талантов Шолохова, Леонова, Фадеева, Платонова, Симонова, Эренбурга, Соболева, Михалкова, Панфёрова, Федина. Более трёхсот литераторов не возвратились с полей сражений (среди них – Крымов, Петров, Ставский,Гайдар, Джалиль). Совсем юными погибли Кубанев, Кульчицкий, Майоров,Суворов, Коган,Отрада,Шульчев. С полей сражений пришли в советскую литературу Бондарев, Орлов, Недогонов, Луконин,Наровчатов, Винокуров, Исаев, Викулов…

СМОЛЕНСКИЙ ДНЕПР НИКОЛАЯ РЫЛЕНКОВА

(«Зелёный домик у Днепра»)

В военном 1944-ом Николай Иванович Рыленков создал стихотворение «Ты помнишь лето под Смоленском». Автобиографическому герою- повествователю, жизнь которого опалил смерч нашествия, видятся-чудятся несказанно-желанные образы-картины:

Ты помнишь лето под Смоленском,
Зеленый домик у Днепра?
Бродить по тихим перелескам
Я уходил с тобой с утра.

Еще туман стоит в низине,
Но облака ушли, как сны,
А небеса прозрачно-сини,
А травы влажно-зелены.

Свистят щеглы, спросонок нежась,
Шумят на вырубках овсы...
Всем телом мы вбираем свежесть
Листвы, тумана и росы.

Как будто снова в свете резком
Предстала первых встреч пора...
Ты помнишь летом под Смоленском
Зеленый домик у Днепра?

Глубинный психологизм изобразительно-выразительных средств,………… поэтический синтаксис, магическая «диалектика» метафор, рефренов, «кольцевой композиции», риторических вопросов-ответов… - «Закатов яркие открытки. Ночей туманный окоем... Да, было нам дано в избытке
Все то, что счастьем мы зовем. Но, лишь постранствовав по свету,
Увидев дальние края, Мы оценить сумели эту Простую радость бытия!».

«КАКОЕ СЧАСТЬЕ ДОРОГОЕ ИМЕТЬ СВОЮ РОДНУЮ СТОРОНУ»

Учебно-культурологическую, просветительско-педагогическую композицию хотелось бы завершить стихотворением «СМОЛЕНЩИНА» даровитого лирика Алексея Викторовича Мишина (1936- 2009):


Ты вся как на ладони
Моих минувших и грядущих лет.
Твои холмы и рощицы на склоне
Живут во мне,
Как воздух и как свет.

Просторы льна.
Густой медовый клевер,
И родники, что блюдца, здесь и там.
А сколько рек бегут на север
И к южным голубеющим морям?

Среди лесов, полей
Их путь недолгий,
То светлая Вазуза,
То Устром
Сливаются то с матушкою-Волгой,
А то неспешно с батюшкой-Днепром.

Какие весны!
Зори здесь какие!
Вечерний свет — рассветный достает!
Здесь соловей в минуты зоревые
Дуэтом в роще с иволгой поет.

И замирает каждая травинка.
Под эти трели и Гагарин рос,
И эти песни
Сам великий Глинка
Через года в душе своей пронес.

Мой трудный край
Не тихая обочина,
Полет судьбы его высок…
Что ни изба —
Свинцом войны прострочена,
Что ни верста — могилы у дорог…

Здесь вырастают новые таланты.
Рождаются и музыка и стих.
Уже и лайнеры,
И чудо-бриллианты
Страна берет из добрых рук твоих.

Я припаду к тебе, моя землица.
Где над цветком
Плывет шмелиный гуд.
Напьюсь воды,
Взгляну в родные лица —
И силы добрые по жилам потекут.

Бывают дни
Суровы, непогодливы.
От бед и слез
Мне добрый друг не мил,
Но я без этой малой родины,
Как будто бы
Птенец в гнезде без крыл.

О, как был прав
Твардовский в час покоя,
Сказав негромко,
Но на всю страну:
— Какое счастье дорогое
Иметь свою родную сторону

1.0x