Нынешняя годовщина независимости Украины, помимо традиционных праздничных торжеств с участием руководства страны, отметилась ещё одним немаловажным событием. Сразу после протокольных мероприятий в Киеве, президент страны Пётр Порошенко вылетел в Берлин для встречи в «усечённом нормандском формате» (термин украинских СМИ).
Собственно, усечённым он был назван потому, что мероприятие проходило без участия российского президента. И, хотя канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила о своём разговоре с Владимиром Путиным в телефонном режиме накануне, отсутствие представительства России вызвало целый ряд вопросов и догадок.
В преддверии мероприятия, мировые СМИ, вполне традиционно, пестрили противоречивыми материалами пропагандистского характера. Украинские издания, ожидаемо, пытались представить встречу Порошенко с Меркель и Олландом в качестве материализации некоего «международного бойкота» России, при этом не уточняя, как подобное положение вещей может поспособствовать реализации минских соглашений, о верности принципам которых они заявляют при каждом удобном случае.
Западная пресса была, традиционно, более сдержанной, описывая предстоящую встречу, как «рабочий момент», необходимый для воплощения в жизнь всё тех же минских соглашений.
В России же мнения разделились. Одни представители медиа-сообщества выражали недовольство проведением данного мероприятия без участия российского президента, другие указывали на бессмысленность затеи, ввиду сложившегося тупика в реализации минских договорённостей. При этом и те и другие сходились во мнении о том, что предстоящая встреча не принесёт каких-либо значимых результатов.
Международно-политическая обстановка, на фоне которой прошли переговоры Порошенко, Меркель и Олланда, представляет большой интерес для понимания их сути.
Уже около месяца не утихают разговоры о скором переходе боевых действий на Донбассе в активную фазу. Напомним, с момента завершения зимней кампании, закончившейся поражением украинской стороны и отступлением с Дебальцевского выступа, а также – подписанием второй редакции минских соглашений, боевые действия приняли позиционный характер. Около полугода стороны продолжают непрерывно обвинять друг друга в несоблюдении режима прекращения огня и пунктов мирных договорённостей. При этом каждое из подобных заявлений сопровождается риторикой о приверженности принципам минских соглашений и их безальтернативности в деле урегулирования вооружённого конфликта.
На фоне этой информационно-пропагандистской войны неизменно продолжаются позиционные боевые действия и артиллерийские дуэли, вскрывающие невыполнимость договорённостей о мире, или, хотя бы, режиме тишины.
В августе интенсивность артиллерийского огня в зоне боевых действий резко возросла, что привело к увеличению количества жертв среди гражданского населения и военных с обеих сторон. Данное обстоятельство дало экспертам основания говорить о скором переходе конфликта в очередную горячую фазу.
Как водится, в подготовке наступления, нарушающего и без того попранные минские соглашения, стороны обвиняют друг друга. Причиной тому является нежелание выглядеть инициатором обострения конфликта в глазах международного сообщества. Однако, учитывая то, что основные участники современных международных отношений давно определились со своими симпатиями в идущем противостоянии, реальная обстановка на фронте будет последним фактором, определяющим их реакцию на очередную активизацию боевых действий.
Говоря о возможном обострении конфликта нельзя обойти вниманием тот факт, что, на данный момент, именно украинская сторона обладает численным превосходством и политическими основаниями для нового наступления. Вооружённые формирования самопровозглашённых республик не имеют необходимого ресурса для организации крупномасштабных наступательных операций, а политическая обстановка (контроль со стороны России) делает подобное развитие событий практически невозможным.
Исходя из этого, с большой долей вероятности можно ожидать, что инициатива очередного обострения конфликта будет исходить именно с украинской стороны. В Киеве уже неоднократно озвучивали намерения возвратить неподконтрольные территории силовым путём, приводя в пример операцию хорватской армии по ликвидации Сербской Краины.
О потенциальном исходе подобных инициатив можно судить по результатам предыдущих военных кампаний, каждая из которых являлась для украинской армии серьёзным ударом. Вряд ли этот раз станет исключением. Особенно, учитывая наличие у самопровозглашённых республик опции получения прямой поддержки российской стороны при неблагоприятном для них развитии событий.
Помимо тревожных новостей, всё чаще приходящих с передовой, политическую обстановку осложняет ещё целый ряд событий, главное из которых – предстоящие местные выборы. Примечательно, что их проведение анонсировано как на Украине, так и в неподконтрольных ей регионах Донбасса.
ДНР и ЛНР, как и Киев, собираются провести волеизъявление в октябре (правда, даты разнятся). Украинские власти уже успели объявить предстоящие выборы на неподконтрольной им территории срывом минских соглашений. Более того, в киевской околополитической среде всерьёз обсуждается вопрос целесообразности проведения местных выборов даже на контролируемой Украиной территории Донбасса.
Политики и эксперты, продвигающие данную идею, аргументируют свою позицию недостаточной лояльностью местного населения действующим властям Украины. Тем не менее, Пётр Порошенко пока не спешит следовать их рекомендациям. Вероятно, у него в администрации понимают, что отсутствие законно избранных местных властей на подконтрольных Украине территориях может поставить под вопрос и общую легитимность киевской власти на них.
Конфронтация по вопросу местных выборов вполне может послужить поводом для возобновления активных боевых действий. Ведь если в Киеве говорят о том, что волеизъявление на Донбассе перечеркнёт минские соглашения, значит, могут под этим предлогом отказаться от их соблюдения (которое и так является сугубо формальным).
Ещё одной приметой времени стали участившиеся разговоры о подготовке правовой базы для интеграции ДНР и ЛНР в состав России. Речь, в частности, идёт о возможности выдачи жителям самопровозглашённых республик российских паспортов. О высокой вероятности принятия Москвой подобного решения уже на протяжении нескольких недель твердит российское экспертное сообщество.
На практике, данная мера, скорее всего, призвана определить правовой статус жителей ДНР и ЛНР. Документы, выданные непризнанными республиками, создают им трудности при выезде за рубеж. Даже в России (ввиду отсутствия официального признания ДНР и ЛНР) у выходцев с Донбасса могут возникнуть проблемы с ФМС. Украинские паспорта сохранились не у всех из них, а Киев, как известно, прекратил паспортизацию населения неподконтрольных ему территорий. В этих условиях, нормальную реализацию права жителей Донбасса на свободное перемещение может обеспечить только Россия.
Но данное решение, в случае его принятия, будет иметь и обратную сторону. Сделав население ДНР и ЛНР своими гражданами, Россия больше не сможет придерживаться декларируемой ею официально позиции «неучастия» в конфликте на Украине. Чем это чревато, мы видели в 2008-м году, когда Российская Федерация была вынуждена начать операцию по принуждению Грузии к миру, ввиду проживания значительного количества её граждан на территории Южной Осетии и Абхазии.
Учитывая то, что до сих пор Москва стремилась всячески дистанцироваться от официального участия в вооружённом конфликте на Украине, решение о паспортизации населения ДНР и ЛНР может даться российским властям очень нелегко.
Однако это – не единственная инициатива, указывающая на возможность более активного участия России в украинских событиях. Помимо паспортизации населения Донбасса, в последнее время, всё шире стала обсуждаться вероятность проведения там референдума о вхождении в состав РФ. Причём, о такой возможности говорят как украинские, так и российские СМИ. И если на первых порах эти сообщения воспринимались как очередной «фейк», то теперь тема стала обрастать всё новыми подробностями.
Так, некоторые российские эксперты указывают на то, что проведение подобного референдума возможно после местных выборов, назначенных в ДНР и ЛНР на 18 октября. Ожидается, что таким образом будет достигнута формальная легитимность местных властей, а значит, и их право проводить референдум.
Разумеется, реакция украинской стороны на подобные инициативы может быть только отрицательной. Более того, в случае их реализации, весьма вероятно введение Европейским Союзом и США новых санкций против России. Это делает принятие данных решений крайне рискованным для РФ.
Но следует также упомянуть и о том, что сам референдум (и даже его итоги) не являются гарантией вхождения самопровозглашённых республик в состав Российской Федерации. Кремль оставляет за собой право попросту игнорировать результаты волеизъявления. Однако, свои последствия они, всё же, будут иметь.
Для России итоги референдума могут стать очередным козырем в её непрерывных дебатах с ЕС и США. Расширив пространство для манёвра, они, возможно, дадут ей шанс выхода из тупика неработающих минских соглашений.
А вот для украинских властей планы руководства РФ и самопровозглашённых республик не несут ничего хорошего. После паспортизации Россией населения ДНР и ЛНР, осуществить основной, прорабатываемый ими, сценарий возвращения Донбасса в состав Украины (военный), станет практически невозможно. Шансы на его реализацию и так крайне малы. А после появления у России законных оснований для вмешательства в конфликт (защита собственных граждан) они, и вовсе, будут равны нулю.
Конечно, это обстоятельство будет сопряжено с новыми антироссийскими санкциями, но вряд ли в Киеве до сих пор питают иллюзии об их эффективности. Как показала практика, западные ограничения способны нанести определённый ущерб российской экономике, однако, сбить Москву с намеченного геополитического курса им не по силам.
Учитывая всё вышеизложенное, попробуем разобраться в истинных целях встречи Порошенко с Меркель и Олландом 24 августа. Нетрудно догадаться, что стороны видели их по-разному.
Ни для кого не секрет, что украинские власти уже не первый месяц бредят идеей создания некоего «антироссийского фронта» на международной арене. В последнее время эта инициатива стала обрастать подробными описаниями и постепенно превращаться в основу внешнеполитической доктрины Украины.
Её суть довольно точно описал бывший министр иностранных дел (занимал эту должность в период правления В. Ющенко) Владимир Огрызко. Выступая в эфире популярного политического ток-шоу, он заявил о том, что важнейшей задачей современной украинской внешней политики является проведение черты, по одну сторону которой будут стоять «цивилизованные страны», а по другую – Россия. Очевидно, что в качестве итоговой цели подобной политики её инициаторам видится развал Российской Федерации.
По большому счёту, данная идея – не более, чем новая редакция «холодной войны». И она, действительно, уже идёт полным ходом. Но в одном украинские «стратеги» ошибаются: в этом глобальном противостоянии Западу противостоит не только Россия. Вместе с ней очертания нового мирового порядка формируют державы БРИКС и примкнувшие к ним государства. На сегодняшний день они уже превосходят «коллективный запад» по многим показателям (количество населения и природных ресурсов, промышленный потенциал и т.д.) а вскоре превзойдут его и по номинальным экономическим величинам.
Тем не менее, в рамках диктуемого Соединёнными Штатами внешнеполитического курса, власти Украины пытаются максимально обострить противоречия между Россией и Европой, подтолкнув последнюю к беспрекословному следованию указаниям американцев. Сам Киев рассчитывает, что такая политика позволит ему, в скором времени, нивелировать вышеописанные риски на Донбассе, а возможно и заручится поддержкой в намерении разрешить конфликт силой.
Таким образом, цель визита Петра Порошенко в Берлин была вполне очевидна – в очередной раз попробовать побудить европейцев на более активную антироссийскую риторику, а возможно и действия.
Резкая смена украинским президентом риторики на протяжении одного дня (24 августа), как нельзя лучше, подтверждает это предположение. Ещё утром, выступая в Киеве на параде в честь дня независимости, П. Порошенко заявлял о том, что минские соглашения – лишь уловка, дающая Украине шанс восстановить военную мощь. А уже после обеда, в Берлине – говорил о безальтернативности этих договорённостей и неукоснительной приверженности их принципам.
Пытаясь показаться миротворцем в глазах европейцев, украинский президент преследовал цель возложить вину за новую эскалацию вооружённого противостояния на Россию.
Сами же европейцы, по всей вероятности, представляли себе цели прошедшей встречи несколько иначе. Вопреки инициативам украинской стороны, направленным на расширение «нормандского формата» путём подключения к нему США, Польши и/или других государств – «адвокатов Украины», Олланд и Меркель настояли на сохранении текущего формата переговоров по мирному урегулированию. Более того, по итогам встречи П. Порошенко был вынужден сделать заявление о приверженности «нормандскому» формату переговорного процесса.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что интересы ведущих держав Евросоюза в украинском вопросе остались неизменными с февраля 2015-го, когда они выступили с инициативой заморозки конфликта. Объясняется это довольно просто – боевые действия и падение экономических показателей Украины полностью сводят на «нет» эффект от обретения Евросоюзом нового рынка сбыта. Особенно актуальным данное объяснение становится в свете того, что Соглашение о зоне свободной торговли (из-за нежелания подписывать которое в конце 2013-го и разразился «евромайдан») заработает в полную силу уже с 1 января 2016-го.
Кроме того, нельзя обойти вниманием и страхи европейцев, связанные с нестабильностью в соседней стране. Потоки беженцев, контрабанды и оружия просачиваются даже через сверхукреплённую восточную границу ЕС, создавая проблемы его членам.
Вышеописанные причины побуждают Германию и Францию стремиться к заморозке конфликта на Украине даже ценой определённых уступок российской стороне. Так, европейцы настаивают на том, что конституционная реформа на Украине должна предоставить Донбассу особый статус в соответствии с минскими соглашениями. Украинские власти, в свою очередь, категорически отрицают подобную возможность, ограничиваясь децентрализацией, на деле лишь укрепляющей влияние президента в регионах.
Разумеется, европейские и украинские лидеры всячески маскируют собственные разногласия. Общая зависимость от американской гегемонии играет в этом ключевую роль.
Тем не менее, приезжая на встречу со столь разными целями, её участники не могли достигнуть каких бы то ни было конкретных результатов. Именно поэтому очередное мероприятие в рамках «нормандского формата урегулирования» (пусть и усечённого) закончилось повторением заученных фраз о приверженности принципам минских соглашений.
Стоит также упомянуть, что данное мероприятие изначально не претендовало на успех в деле урегулирования конфликта. Ведь любой процесс установления мира предполагает участие двух противоборствующих сторон. Россия, представляющая в контактной группе интересы самопровозглашенных республик, на мероприятие приглашена не была.
Что касается субъективных интересов Украины и стран ЕС, с которыми их представители ехали на переговоры в Берлин, они так же не были реализованы.
Украинскому президенту не удалось убедить своих европейских коллег усилить антироссийскую риторику и уж тем более – создать «международный антироссийский фронт», о котором так мечтают киевские «стратеги» и их заокеанские коллеги.
Европейцам также не удалось убедить Петра Порошенко в необходимости неукоснительного соблюдения духа и буквы минских соглашений. Разумеется, на словах президент Украины, как и раньше, изъявлял готовность соблюдать договорённости. На деле же, после его возвращения в Киев ситуация в зоне боевых действий осталась крайне напряжённой. Ожидание неминуемого обострения конфликта витает в воздухе, а вместо выполнения мирных договорённостей, воюющие стороны продолжают дипломатический пинг-понг, обвиняя друг друга в их срыве.
В заключение, можно констатировать, что прошедшая 24 августа встреча в Берлине ничего не изменила в ситуации с вооружённым конфликтом на Донбассе. Более того, из опыта предыдущих встреч в «нормандском», «минском» и других форматах следует, что с каждой из них процесс мирного урегулирования всё больше расходится с военными реалиями, оказывая всё меньшее влияние на обстановку в зоне конфликта.
С каждой новой безрезультатной встречей повышается вероятность того, что ведущие мировые державы найдут альтернативу тупику минских соглашений, урегулировав конфликт более болезненными, но, вместе с тем, более действенными методами.
Фото: Reuters