Авторский блог Дарья Андреева 11:32 19 апреля 2019

Всеволод Чаплин: "В России надо менять всю элиту - мирным и законным путём"

о культуре, феминизме, участии в общественной жизни и роли Церкви
75

Большой разговор с настоятелем храма Феодора Студита у Никитских ворот протоиереем Всеволодом Чаплиным на нестандартные темы – о предпочтениях в музыке и православных медиа, death cafе и современном феминизме. Чаплин уверен, что Церковь и поколение постмиллениалов обязательно найдут общий язык, но для этого нужны серьезные перемены, в первую очередь, в сфере внутренней политики и культуры.

- Отец Всеволод, уместно ли представителю церкви заниматься политикой? Если да, в каком формате – уличная политика, политтехнологии, общественные движения? В конце марта вы с другими известными деятелями приняли участие в митинге, что вызвало определенный общественный резонанс. Вы действительно собираетесь менять власть в России? Как вы оцениваете сегодняшний вес церкви во внешней и внутренней политике и наметившуюся тенденцию к его увеличению?

- В церковных документах, которые я в своё время и готовил, говорится о том, что церковная полнота и священнослужители не должны участвовать в предвыборной борьбе, то есть агитировать за или против кандидатов либо партий. Священнослужителям за некоторым исключением запрещено баллотироваться в органы представительной власти, также им запрещено без всяких исключений быть членами политических партий. Однако они могут высказывать своё мнение.

Вполне допустимо и нужно, что Церковь, в том числе устами священнослужителей, часто даёт оценку происходящему в обществе и поддерживает системный диалог с разными политическими силами. Яркий пример тому - Всемирный Русский Народный Собор, который, кстати, получил новое руководство в лице Константина Малофеева, он займет место заместителя главы. Так что хочется надеется, что эта организация оживёт.

Уличные акции, конечно, вполне возможны и нужны. Был создан оргкомитет, организующий разные гражданские акции, и я вошёл в его состав. Состоялось уже два уличных собрания, одно было посвящено Курилам, второе – социально-экономической политике, поискам нового курса. Следующее, даст Бог, пройдёт 2 мая под названием «Помни Одессу».

В России надо менять весь элитный слой - мирным и законным путём. И речь идет об очень многих - о всех, у кого есть собственность на Западе; всех, кто поддерживает неправильно принятую в нашей стране западную модель политического и экономического устройства; всех, кто выступает против российского патриотизма; всех русофобов.

Сегодняшний вес Церкви скорее стремительно снижается, что демонстрирует в том числе сильно упавший рейтинг Его Святейшества. Тенденция идёт к снижению общественной активности, от очень многих тем, по которым раньше высказывались Патриарх, Синод и даже Архиерейские Соборы, сегодня бегут маленькие церковные спикеры. Но, убеждён, это ненадолго. Причина в том, что некоторые чиновники и интернет-крикуны, кто кнутом, кто пряником пытаются убедить и иерархов, и церковных чиновников не вмешиваться в «светскую жизнь». На самом деле Церковь в стране с православным большинством должна иметь не просто отношение к этой жизни, а стоять в её центре, определять, что в ней правильно, а что неправильно. Думаю, что именно к такой роли Церкви не только как священнослужителей, но и как объединений мирян мы в ближайшее время придём.

- Пять лет мы были опьянены фактом присоединения Крыма, сейчас посткрымская волна патриотизма сошла на нет, и выяснилось, что за это время не было создано жизнеспособной идеологической платформы, которая могла бы использовать уникальный заряд крымского консенсуса. Выросло поколение постмиллениалов, которым на это, кажется, наплевать. Как вы считаете, что сегодня может выступить в качестве такой объединяющей платформы для российского народа и у не ушел ли поезд для создания больших патриотических проектов?

- Посткрымский патриотизм столкнулся с двумя сдерживающими факторами: это усталость, в том числе от застоя общественной жизни и от неправильных решений в сфере социально-экономической, и страх определенных людей перед появлением мощной идеологии, перед объединением и активным самостоятельным действием нашего народа. Эти люди живут инерцией, они являются духовными, а иногда структурными наследниками 90-х годов, когда удалось продавить чуждую России общественную формацию. Они понимают, что ни на референдумах, ни в честных спорах, ни в контексте открытого отбора новых лидеров и новой элиты они победить не способны - слишком уж противны народу, слишком бесцветны, слишком привыкли взаимодействовать не с простыми людьми, а с манипулятивными элитами Запада и сами между собой. Они понимают, что если выйдут к народу, то народ их сметёт, а в лучшем случае посмеётся. Именно данная среда пытается сдержать свободное развитие идеологии, общественную дискуссию, исключить из неё чуть ли не все значимые темы, оставив только бесконечную пустую болтовню и затушевав наиболее ярких мыслящих людей. Но нам нужно пробивать эту стену, и новые технологии для этого дают хорошие возможности.

Сегодня молодёжь не понимает, чего можно достичь, если поднять настоящую патриотическую волну. Масштабные проекты, способные увлечь молодёжь, очевидны. Это создание зоны ответственности России на всех территориях, где живёт компактно русский народ и другие народы, чье большинство и чьи исторические корни находятся в России. Это восстановление единого пространства, освобождение Киева, замена долларовой экономики на золотую, изгнание американских войск из Европы. Это, опять же, появление новой элиты с новой экономической программой, которая за год-за два сменила бы полностью правящий слой. За такими проектами молодые люди пойдут быстро. Постмилениалы, конечно, публика слабоватая, но если дать им понять, что можно за несколько ходов качественно изменить свой статус в обществе, настроение тут же поменяется.

- В России сфера духовного, религиозного и сфера культуры, внутри которой существуют театры, галереи и так далее, не просто разделены, а находятся в постоянном конфликте. Скандалы из-за передачи Исакиевского собора или Музея Рублева церкви, кейсы с оскорблением чувств верующих - в глазах общественности церковь всегда выступает в роли в роли надзирающего органа и при этом не предлагает какую-то живую альтернативу. Сейчас как раз обсуждается проект закона о культуре, в котором есть пункт, предполагающий не распространять действие уголовной статьи об оскорблении чувств на театральные постановки, произведения изобразительного и киноискусства, выставки и музеи. Понятно, что с точки зрения церкви это совершенно недопустимо, но можно попробовать понять представителей культуры, переживающих, что в условиях жёстких рамок культура не сможет нормально развиваться. Как разрешить этот конфликт, который в числе прочего раскалывает наше общество? Непосредственное участие представителей Церкви в обсуждении закона о культуре необходимо?

- Конечно, участие Церкви в обсуждении этого законопроекта о культуре нужно. Более чем странно, что профильные церковные учреждения не были включены в рабочую группу. Даже по обязательствам в рамках ОБСЕ Россия обязана приглашать религиозные общины к обсуждению тех законопроектов или иных мер, которые затрагивают их интересы.

Общественное пространство у нас одно - и для верующих, и для деятелей культуры. И правила, которые его касаются, должны в равной степени удовлетворять и верующих, и творческих экспериментаторов. Да, в храме неуместны многие вещи, которые могли бы быть уместны на улице или в галерее. Но есть сакральные символы, не только религиозные, которые важны или для верующих, или для неверующих - например, Вечный огонь, изображения почитаемых деятелей прошлого или настоящего, и они должны охраняться везде в публичном пространстве. Попытка формально-юридически вычленить культуру из публичного пространства, чтобы норма о защите чувств верующих не распространялась на выставки, кинопоказы, спектакли - чудовищное лицемерие. Всё, что публикуется в Интернете, все публичные мероприятия – неотъемлемая часть общего пространства, даже если какая-то выставка или спектакль имеют ограниченный вход.

В конце концов, если мы не хотим, чтобы война символов перешла в стадию кровавого хаоса, нужно договариваться об уважении символов друг друга, может быть, даже того же флага ЛГБТ - при твёрдом понимании того, что иконографические изображения, священные тексты, имена святых, портреты политических вождей и т.д., не подлежат осквернению в публичном пространстве. Очень важен диалог между всеми участниками этого публичного пространства, между разными группами. Конечно, нужно вести речь о восстановлении справедливости. Если говорить о дискуссиях вокруг Исаакиевского собора или Спасо-Андроникова монастыря (я намеренно объединяю эти два случая), вопрос на самом деле не в том, останется ли общий доступ в эти учреждения и сохранятся ли памятники культуры, а в том, кто хозяин. Мощное музейное лобби, борющееся за зарплаты гораздо более высокие, чем в церковной среде, за возможность красоваться на фоне известных памятников архитектуры, не хочет уступать контроль над этими местами. Но для церковной общины более чем странно, что в храме или монастыре распоряжается светский чиновник и не очень понимающий особенности религиозной жизни персонал. Впрочем, не будем забывать о том, что и среди храмовых служителей также бывают недостойно ведущие себя люди - но с этим всё-таки Церковь борется. В Троице-Сергиевой лавре и на Соловках, где наместники монастырей стали директорами музеев, «церковно-культурная» проблема полностью разрешилась. Проблема разрешится всегда, когда в здании, которое построено как храм или как монастырь, в качестве некоего распорядителя не будет чуждой группы людей.

- Вы современную российскую музыку слушаете? Я не имею в виду эстраду - с ней все понятно. Сейчас много говорят о подъеме российской независимой сцены, при этом с околомузыкальным сообществом в нашем государстве так и не научились работать, хотя и начали - неуклюже и явно по указке сверху, сначала запретили концерты, а потом позвали рэперов в Госдуму. Музыка, Церковь и государство могут найти общий язык на благо общество?

- Я слушаю музыку самую разную с юных лет - раньше, чем начал учиться в школе, выбирал ее сам, насколько это было возможно в 70-е. С 13 лет хожу в консерваторию. Часто в компании становлюсь таким живым джукбоксом, ища в Ютубе и ставя, на мой взгляд, интересные вещи. Правда, некоторые люди начинают возмущаться, если я, предположим, ставлю 15-ю симфонию Шостаковича, когда им хочется послушать «нейромонаха Феофана». Но тогда я уже никого не подпускаю к компьютеру. Есть много интересного, хотя гениального в современной российской музыке очень мало. Последним гением я считаю Шостаковича, были отдельные озарения у Свиридова, у некоторых других композиторов. Но если нам сегодня предлагают Кирилла Рихтера как что-то очень умное, значит все не так благополучно. Хотя есть композиторы яркие, я периодически пишу у себя на фейсбуке о разных концертах, которые посещаю.

Рэперы - я их мало знаю. Но есть православные рэперы с очень интересными текстами. Например, костромская группа «Комба БАКХ». И среди деятелей современной музыки - как интеллектуально-экспериментальной, так и популярной, - я практически не встречал людей, которые не стремились бы к диалогу с Церковью. И практически не встречал людей, которых бы корёжило от разговора со священником так, как корёжит некоторых либералов старшего поколения, которым, по-моему, уже отчитка не поможет - так прочно бесы захватили их умы, их уста. Вот с более молодым поколением диалог возможен и обязательно получится.

- Мы кажется избыточно восхищаемся русской культурой прошлых десятилетий: Цой и Бодров по-прежнему кумиры молодежи. Сейчас в России отсутствует фигура героя поколения, дело в том, что для одних это условный Серебренников, для других Моторола. Видите ли вы кого-то в такой роли из известных широкой публике людей?

- Культуру 90-х годов я считаю мелкой и сиюминутной, незаслуженно проехавшейся на волне политических перемен. Гениального в ней не было практически ничего. Сравните Высоцкого и Цоя - по-моему, здесь всё должно быть понятно. Культуре, как и Церкви, полезна определённая стеснённость. Без страдания творчество, как и политика, заплывает жиром, покрывается плесенью, а потом и могильной пылью - без крови, без уличного действия. И как раз оживление могло бы произойти на почве разговора о героях - Евгении Родионове, Романе Филипове, Магомеде Нурбагандове. Нужно понять внутреннюю мотивацию этих людей, приложить их жизнь и их смерть к себе, снять фильмы, сложить песни. Есть и другие герои - видимые и не видимые, известные и неизвестные. Несмотря на весь либеральный вой, который сразу же поднимется, особенно со стороны барышень-пацифисток, такие образы могут серьёзно проломить стену культурного застоя и открыть новых гениев.

- По вашим личным ощущениям, наблюдениям за собственным приходом, Церковь становится популярнее? В статистику ВЦИОМ, демонстрирующую, что количество россиян соблюдающих пост и посещающих церковь за последнюю пятилетку выросли, верится слабо. Как сделать Церковь привлекательнее для людей, особенно молодежи модной, думающей и по-хорошему сомневающейся?

- Я, во-первых, очень не люблю выражение «собственный приход», «наш» или «мой» храм. Мы здесь все временно. Приходы, епархии, Поместные Церкви - они в первую очередь Христовы, а потом уже имеют отношение к каким-то личностям. Но статистика мне кажется вполне корректной. Я на своём опыте и в храме, и в быту вижу, что от четверти до трети населения страны имеют православную религиозную практику, держат иконы дома, читают религиозную литературу, причащаются хотя бы иногда, знают, что такое исповедь. Они ходят в храм, пусть может быть и не каждое воскресенье, но по крайней мере несколько раз в год.

Церковь не должна превращаться ни в политическую партию, которая зазывает избирателей, ни в рекламное агентство, которое подтягивает клиентов и покупателей. И Церковь может говорить языком рэпа, и языком модного видеоблога, и языком скучнейшей академической лекции. Самое главное - говорить правду и властям, и народу. За это могут избить и даже убить, подвергать гонениям и посадить, но в конце концов люди услышат настоящую правду и поймут, что это было именно то, что должна была сказать Церковь. В истории много раз, когда Церковь в лице, может быть, отдельных людей, шла и против властей, и против толп, она оказывалась способной изменить жизнь общества. Вот к этому нужно стремиться, а не к тому, чтобы создать глянцевую иллюзию того, что мы стали модными, или прикольными, или по-житейски успешными. И думающих молодых людей в храмах не так уж мало. Я бы даже сказал, что их становится больше именно в последние два-три года, в то время как некоторые лица в интернете якобы от имени общества нас пытаются убедить, что в церковь ходят одни бабушки, молодежь от нас отворачивается, и остался 1% реальных православных. Утверждающие подобные вещи хотят вместо христианства насадить религию потребления и вседозволенности, подменить Христа Микки-Маусом, как на рисунке одного современного художника. Так вот, этих людей нам нужно внимательно слушать - и поступать ровно наоборот, а не подлаживаться под их вкусы.

- Получается так, что Церковь, условно говоря, подвергает анафеме блогеров, и при этом проваливает медийную работу, продвижение своих идеей в социальных сетях, современных и визуально привлекательных православных СМИ просто не существует, а интересующимся приходится иметь дело с пыльными ресурсами уровня 00-х годов. Судя по всему, Церкви нужны медийные платформы с большим количеством подписчиков, и для этого есть ресурсы, в чем же тогда проблема?

- Медийная работа у нас не хуже, чем у Ватикана или у традиционных западных протестантов. Не беру во внимание евангеликов - это отдельная совершенно среда, там работают несколько другие схемы. Так называемое исцеление в прямом эфире способно собрать большое количество людей, но эта аудитория самозамкнута, она не расширяется. У нас есть глянцевые журналы типа «Фомы», есть радио «Вера», каналы «Спас» и «Союз». «Спас» в последнее время стал достаточно модным внешне - яркие ведущие, современная форма подачи материала. Но опять же всё зависит от готовности быть настоящим лидером страны и народа, поднимать самые сложные темы - от развода Путина до стиля одежды большинства наших женщин, и не бояться идти и против власти, и против толпы. Если говорить о таких темах даже в самом скучном, может быть, виде, люди будут слушать. Я знаю молодых людей, которых слушают длиннейшие видеоматериалы в Ютубе, потому что там говорится о чем-то, что им интересно. Нужна правда, способность говорить, не оглядываясь ни на шёпот в коридорах власти, ни на интернетный лай. Да, нужны современные платформы с яркой современной подачей материалов - но самое главное, что мы говорим, а не как. И надо иметь в виду, что слово о Христе будет ненавидимо, как ненавидимо было слово Христа. Он сказал: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (ин. 15: 18).

- Грехопадение человечества случилось из-за слабости Евы, именно через нее действовал змей-искуситель, и в целом историю мировой культуры сопровождает вечный мотив женщины как источника всех проблем, будь то ящик Пандоры, «Троя» Гомера и так далее. Сегодня неолиберальная феминоцентристская система ценностей предполагает виктимность мужчины и стремится ее доказать посредством медиа, кинематографа, разрушая вышеописанный традиционный сюжет. Как вы считаете, дьявол действительно чаще предпочитает действовать через женщину?

- Да, у нас женская политика, женская информационная сфера, женская культура, женская церковность. У нас образ воина, сама идея воинства, идея жертвенности тут же наталкивается на истерический дамский визг: «Уберите это отсюда, это опасно, это кончится войной». Подкаблучное состояние нашей общественной жизни нужно преодолеть. Женщина – «сосуд немощнейший» — сказано в Священном Писании (1 Пет. 3: 7). Эмоциональная сфера гораздо чаще, чем умственная, оказывается в поле действия и во влиянии злых сил. Действительно диавол часто действует через наши чувства. Впрочем, наша рациональность тоже ограничена телесным существованием, поэтому иногда сложно понять и разложить по полочкам нашей логики те реалии, которые не скованы материей, а в том числе такой ее характеристикой как время. Женщина — это, конечно, не источник всех проблем, но это, да, слабое звено, «сосуд немощнейший», поэтому женщине и нужно прислушиваться больше к мужчине и не кидаться туфельками всякий раз, как только мужское начало начинает проявляться в политике или в культуре.

- Вопросы религии и смерти тесно связаны. В нашем обществе смерть - это в первую очередь физиология и бюрократия, духовное где-то на заднем плане под вопросом. До революции смерть была торжественна, делалось все, чтобы умирающий встретил ее в сопровождении священника и успел исповедаться и причаститься. Сейчас начали появляться Death cafе, где люди могут поговорить друг с другом о смерти и это вроде бы неплохо, но не замена ли это церкви? Как вы говорите со своими прихожанами о смерти?

- Вопрос о смерти — это главный вопрос жизни. Без него человек жить не может - он либо подавляет его в себе всякими разговорами о «продолжении в детях», о лопухе на могиле, о том, что ему всё равно, о том, что смерти нет, или же имеет мужество ответить на него, а ответить на него невозможно иначе как в религиозном поле. Всех, кто в 80-е, в 70-е годы искал Бога и приходил в Церковь из атеистических семей, привёл к вопросу о Боге именно к вопрос о смерти, и я здесь не исключение. Сколько не превращали смерть в товар, в элемент обыденности или в спрятанную какую-то реальность - от вопроса не уйти, если у тебя хотя бы немножко осталось мозгов и души.

Death cafе - это действительно неплохо, но я боюсь, что, даже в рамках этого формата, всё равно не уйти от вопроса: есть ли вечность и есть ли Бог? Я считаю, что в такие места можно и нужно приходить священнику, тем более что это не является той греховной «корчемницей», в которую нельзя заходить священнослужителю. Прихожане и в целом христиане обычно знают ответ на вопрос о смерти. Но если кто-то из них чувствует приближение кончины или умирает близкий человек, им, конечно, становится страшно, это побуждает к особой молитве и с этими людьми приходится часто разговаривать. Но вопрос о смерти скорее приходится обсуждать с неверующими - если не в кафе, то на разных светских мероприятиях или просто во время дружеского общения. И это ещё раз говорит о том, что от главного вопроса жизни не уйдёшь.

Комментарии Написать свой комментарий
19 апреля 2019 в 12:20

"21 Апреля 2017

Протоиерей Всеволод Чаплин в ходе пресс-конференции НСН на тему: «100-летие революции как повод для перезахоронения Ленина» заявил, что независимо от положения тела лидера большевиков, его душа обречена на вечные муки в аду. Также он обратил внимание противников предания останков вождя революции земле на то, что положение музейного экспоната, в котором оказался их идейный вдохновитель, оскорбляет саму память о нем.

«Не надо бояться сказать, что душа Ленина находится в аду, и находится в аду вечно. Это мы знаем, совершенно ясно из тех слов, которые в Евангелии говорил господь Иисус Христос. А он говорил, что люди, которые не веровали в него и не творили добрых дел, а творили злые дела, не попадают в его царство. Хотя молиться об упокоении Ленина тоже можно. В этом свете, может быть, не так важно, где находится его тело. Ясно, что положение этого тела не соответствует нашей многовековой традиции. Тело находится на всеобщем обозрении, оно превратилось в экспонат для праздного любопытства туристов. И даже на месте почитателей этого господина я бы подумал о том, не оскорбляет ли его память нынешнее положение его останков», — заявил протоиерей".
http://nsn.fm/society/chaplin-dusha-lenina-v-adu-navechno.html

Неужто и сам г-н Чаплин, выдвигая радикальные идеи, вознамерился попасть в ад?

19 апреля 2019 в 19:58

Чаплин: «Душа Ленина находится в аду, и находится в аду вечно».
А у меня другие сведения: Ленин - это Махатма, или Великая Душа. Тот, кто «принял наибольшую тяготу во имя Общего Блага». Тот, кто «даже последний свой вздох послал народу». Тот, кто, отдохнув в Тонком мире семь лет после своей смерти и восстановив силы, теперь «привлечен к сотрудничеству» с планетарными Силами Света и с их Владыкой - Христом. И Христос назвал его «мой бесстрашный воин». Так Сказано в Новом Откровении, которому я лично верю, а церковным россказням - нет.
Почему? А вот хотя бы поэтому:
Чаплин (далее):: «Это мы знаем, совершенно ясно из тех слов, которые в Евангелии говорил Господь Иисус Христос. А Он говорил, что люди, которые не веровали в Него, …, не попадают в Его Царство». «Но так как человечество, от самого начала своего, рождалось и рождается во множестве вне лона христианской церкви, то, значит, огромное большинство осуждено на вечные муки. Но разве виноваты они, что «Милосердный» Отец соизволил послать Своего Единородного Сына лишь в одно время, лишь в одну страну и к одному народу? За что же карать их? Неужели все эти биллионы душ осуждены вечно гореть в адовом огне только потому, что они не имели возможности физически узреть и услышать Сына?» (Е.И. Рерих) или родились во времена до Его Рождества?

19 апреля 2019 в 20:09

«Тело находится на всеобщем обозрении, оно превратилось в экспонат для праздного любопытства туристов».
В Мавзолее создана торжественная и сдержанно молчаливая атмосфера, как и подобает в таких местах. Ничего «праздного». А во-вторых, кто может сказать с какими мыслями тот или иной человек приходит в Мавзолей? «Праздный» ли он турист или «непраздный»? Наконец, разве «праздные туристы» не посещают храмы и не осматривают там захоронения царей и святых? Почему это не «праздное любопытство»?

20 апреля 2019 в 09:20

Одно могу сказать - Ленин Жил, Ленин Жив, Ленин будет Жить.
А такие как Чаплин - их души Бог Завтра расточит окончательно как плевелы. Они даже ада недостойны. Их души будут просто "выключены" как мусор истории.

27 января 2020 в 10:40

По поводу Ленина, протоиерей Чаплин высказал не церковное, а всего лишь свое собственное мнение.

Многие церковные лидеры, высказывали гораздо более здравые и взвешенные суждения по этому поводу. Так причисленный к лику святых патриарх Тихон (Белавин), утверждал, что Советская Власть от Бога.
А вот что он говорил патриарх про Ленина: "Ленин НЕ БЫЛ ОТЛУЧЕН ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Хотя мы идейно расходились с Лениным, я имею сведения о нем как о человеке ДОБРЕЙШЕЙ И ПОИСТИНЕ ХРИСТИАНСКОЙ ДУШИ" Патриарх ответил кому-то из духовенства на вопрос о том, МОЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ ЗА ЛЕНИНА: "Разрешаю, раз христиане этого просят".

Как видим мнение Тихона и Чаплина – очень сильно расходятся.

Добавлю, что это голословное утверждение Чаплина, о том, что душа Ленина обречена на вечные мучения в аду, вообще не имеет никакого отношения к православию. Потому что по церковному учению, только одному единственному Господу Богу доподлинно известно посмертная участь каждого.

27 января 2020 в 11:35

Надо сказать, что порой высказывания ныне покойного Чаплина были настолько абсурдны с православной точки зрения, что вводили просто в ступор.

К примеру. Будучи еще председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил родственникам и почитателям Владимира Ульянова-Ленина подумать о том, человечно ли выставлять тело умершего человека напоказ.
"Я бы на месте почитателей и потомков семьи Ульяновых подумал бы над тем, насколько все-таки человечным является то, что это тело выставлено на всеобщее обозрение и при этом добавил, что
" христианское погребение не предполагает выставления тела умершего на всеобщее обозрение в течение многих лет".
Такое заявление протоиерея, о якобы "несовместимости существования мавзолея Ленина с религиозными традициями и стремлением общества к христианским ценностям" – не соответствуют церковному учению и вводят доверчивых людей в заблуждение.
Христианские обычаи в мавзолее соблюдены в полной мере. Хотя бы потому, что его творец Алексей Викторович Щусев до революции построил и реставрировал немало церквей, в том числе знаменитый храм Русской православной церкви, посвященный святителю Николаю Чудотворцу в итальянском городе Бари.
Приведу цитату православного историка и богослова Александра Субботина: "Если принять во внимание исторический, градостроительный, символический и религиозный аспект вопроса, если учесть общественно-политическую атмосферу, сложившуюся на тот момент в стране, то можно сделать следующий вывод: в 1924-1930 годах А.В. Щусев разработал архитектурно-богословский проект и возвел на Красной площади в Москве православный Храм-часовню. Его художественный образ, его нахождение в контексте ансамбля Кремля и Красной площади, имеющего помимо архитектурно-исторического глубокое православное идейно-символическое значение, позволяет нам говорить о том, что этот Храм посвящен центральному эпизоду Священной истории, Распятию Господа нашего Иисуса Христа. В облике Храма (так и будем называть его в дальнейшем) зодчим запечатлен образ Священной горы Голгофы.
Как и подобает крещеному человеку, А.В. Щусев помещает тело покойного в соответствующее православному обычаю сооружение Храм-часовню. Именно здесь и сокрыта основа феноменального творческого успеха этого проекта. Высокая архитектурно-художественная безупречность сооружения, его символичность и сакральная сущность, все эти качества были заложены в него благодаря православной традиции храмостроительного искусства, которым в совершенстве владел А. В. Щусев".
(Александр Субботин XIII Международные образовательные Православные Рождественские Чтения. РУССКАЯ ГОЛГОФА. ОБРЕТЕНИЕ ХРАМА?)

Так что с православной точки зрения, все каноны полностью соблюдены и придраться абсолютно не к чему.
И все разглагольствования о том, что Ленина надо "захоронить по-человечески" помимо своей абсурдности вносят раскол и смуту в обществе, так как мешают честным и порядочным людям разных взглядов – объединиться.

27 января 2020 в 11:45

Добавлю, что все разговоры о том, что Ленин якобы не захоронен – глупость, вранье и невежество.
Ленин был захоронен с высшими государственными почестями, и при этом у современников не возникало ни малейших сомнений о том, что Ленин захоронен. Газетные заголовки тех времен: "Могила Ленина ", "У могилы Ильича ", "На могиле Ленина " и т.п.
Тело Ленина покоится в гробе-саркофаге на глубине ТРЕХ метров под землей, что полностью соответствует нормам Федерального закона "О погребении и похоронном деле " от 12.01.1996 г. В статье 3 этого закона говорится: "Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) ".
Далее: "Закон Российской Федерации "О погребении и похоронном деле " предусматривает: если отсутствует завещание умершего покоиться на каком-то определенном кладбище и нет согласия родных о перезахоронении, его останки должны оставаться захороненными на прежнем месте".
А все родственники Ленина, выступают категорически против выноса тела из Мавзолея. Например, Ольга Дмитриевна Ульянова, племянница Владимира Ильича Ленина, неоднократно давала отпор гробокопателям, утверждающим, что якобы Ленин захоронен не в соответствии с народными традициями, вне рамок православной культурной традиции.

Так что могу рекомендовать всем без исключения всякого рода мутным личностям - оставить Ленина в покое. Не только православным канонам, но и сегодняшним российским законам, его погребение не противоречит.

Это я к тому, что далеко не все, что делал протоиерей Чаплин, заслуживает симпатии и одобрения.

19 апреля 2019 в 12:28

В. Чаплин:
"В России надо менять весь элитный слой... ".

Простой вопрос. А где взять новых? Эти, "которых надо менять", имеют опыт управления. У "сменщиков" его не будет. И что, будет лучше?
Нужно менять (обновлять) "религию".
Элита - не вахта на Севере. От смены попа приход не изменится...

19 апреля 2019 в 12:42

Эти не имеют опыта управления, а только опыт личного обогащения любым путем. Не путай понятия. А мирным путем никакая власть не отдаст.

19 апреля 2019 в 17:28

Про опыт управления особенно понравилось)))

27 января 2020 в 13:02

Где взять новых? Пойдём, я покажу. Прямо не заменимые, сил нет. Гении-то, по попилу бабла - "нельзя уже не заметить моих двух ходовых схем". Собственно этой строчкой наша современная елита полностью и описывается. Описанная элита, описавшаяся элита... Да она просто вся в г... (в навозе). Просто нужна другая - противоположная. И больше ничего от неё не надо. Хоть кухарку ставь, хоть негра преклонных годов, хоть "даже" еврея (антисемитам серпом по ... сердцу).

19 апреля 2019 в 12:44

Существует простой способ проверить, есть ли Бог?
Все, что случилось, уже произошло, не изменить. Оно случилось потому, что Некто, или нечто сошлось в бесконечном числе условий и деталей, частью которых был человек.
Можем ли мы сказать: "вот если бы..."? Нет, ВСЕ УЖЕ ПРОИЗОШЛО. Произошло так, как "спланировала" и сделала Природа. НАШИМИ РУКАМИ.
Резюме.
Бог для одного человека - множество (Социал) людей. Только в Социале возможен отбор сильных от слабых, умных от глупых, верующих в Бога от не верующих...

19 апреля 2019 в 16:42

Это называется "эгрегор".

19 апреля 2019 в 16:41

Эка батюшку вставило... Задолго до христианства, задолго до того, как Авраам появился на улицах Ура, человека интересовал вопрос смерти. Что это? И что будет дальше? И тогда же, в стародавние времена, на вопрос был дан ответ.

19 апреля 2019 в 19:51

России, прежде всего, надо вновь стать светской страной...

19 апреля 2019 в 20:39

СОВЕТСКОЙ страной....

20 апреля 2019 в 12:51

Михаилу Шталю

С поправкой согласен.

19 апреля 2019 в 21:47

Этакий современный поп Гапон.
Чем кончилась мирная демонстрация против угнетателей, мы знаем, а кто забыл, пусть вспомнят.

20 апреля 2019 в 03:12

Лучше посмотреть Чарли Чаплина. Он постоянно молчит.

20 апреля 2019 в 05:13

Протоиерей Всеволод Чаплин проблемы и пути решения верно обозначил.

27 января 2020 в 02:36

Игорь, проблемы - да, а пути - нет. Как менять, мирно, или не мирно, не принципиально. Но как это сделать? Не "а-ля-ля", а в реале?

20 апреля 2019 в 06:47

Церковь должна стать церковь Христовой, а сейчас она Химера, где распятому иудеями Христу в отцы назначили "бога" израилева - Иегову из инфернльного мира, о котором сам Христос сказал иудеям: ...ваш отец диавол..." (Ин.8:44).
Основной вклад в это внес псевдоапостол Павел, который и Христа не видел. Учение Христа извращено и Евангелие соединено с Ветхим Заветом, который есть история преступлений иудейского народа под руководством Иеговы.

Это же "божество" прихожани славили и отдавали свои жизненные силы, когда в церкви поют Аллилуйя и читают псалмы Давида.

В настоящее время пошли еще дальше и решили совсем сбросить маски, создав единую церковь - экуменизм, пытаясь полностью поставить и христианство, и ислам под управление синагогой. Ислам еще держится, а в христианстве власть захватили сатанисты, коими являются и папа, и Гундяев.

Потому начинается Суд Божий и первым сожжен символ западного сатанинского католицизма - собор в Париже. Дальше будет больше свидетельств такого Суда.

Эпоха такая наступает - Рассвет или Великий Переход. К нему и надо готовится.

А все, что предлагает Чаплин, есть мелкий косметический ремонт для лучшего обмана.Не получится это.

20 апреля 2019 в 08:52

Что можно сказать о человеке объявившем себя христианином - посредником и сказавшем следующее: "В России надо менять весь элитный слой - мирным и законным путём. И речь идет об очень многих - о всех, у кого есть собственность на Западе; всех, кто поддерживает неправильно принятую в нашей стране западную модель политического и экономического устройства; всех, кто выступает против российского патриотизма; всех русофобов."
Лично у меня первая ассоциация, что это не христианин - посредник сказал, а простой обыватель. Это ещё раз говорит о том, что РПЦ по духу стала такой же как и римская католическая церковь - обмирщевшая по духу. А значит звериная по своей сути. И как следствие призывающая не к Миру и Единению и Благополучию, а к войне, разъединению и горю.
Кто истинно с Богом в Духе, - тот мыслит не узко в рамках стаи, клана или племени, а именно в рамках утверждения всеобщей Правды и Справедливости для всего Человечества. Ведь тот же Иисус Христос принял крестную смерть именно из-за отказа быть мессией только для еврейского народа, - сказав на суде тех ещё древних священников, что для Него нет ни эллина, ни иудея.
А куда нас толкает в данном случае Чаплин?
Правильно - туда, чему ещё Ленин дал определение - "патриотизм защищающий капитал - есть убежище негодяев". Это есть дьявольский патриотизм.

Божий же Патриотизм подразумевает служение всему Человечеству.
Поэтому Вывод: - Божий Патриотизм может быть направлен только на Воскресение Духовного СССР для всех Сограждан Земли. В рамках которого культ "золотого тельца" = капитала = сатанизма будет окончательно расточён на просторах всей Земли.

20 апреля 2019 в 09:07

А как оценить это заявление Чаплина: "В конце концов, если мы не хотим, чтобы война символов перешла в стадию кровавого хаоса, нужно договариваться об уважении символов друг друга, может быть, даже того же флага ЛГБТ...."

Чаплин готов смириться с тем что содомиты разлагают общество?
Да, ещё и ещё раз убеждаюсь, что иерархи РПЦ стали абсолютно едины в духе с католиками и протестантами и служат все они не Богу, а культу золотого тельца = капиталу, - последователей которого ещё Моисей по Воле Бога Истинного - уничтожал, аналогично как и Ленин.

20 апреля 2019 в 09:20

С каких это пор Чаплин стал "иерархом"?

Иерарх - это "священноначальник: епископ, архиерей, митрополит" (с) Словарь Ожегова. А Чаплин - рядовой священник, отстраненный от "общественной работы" еще в 2015 году:

"Освободить протоиерея Всеволода Чаплина от должности председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и члена Межрелигиозного совета России, выразив ему благодарность за многолетнее участие в диалоге с органами власти на предмет развития законодательства, касающегося религиозных организаций, а также за участие в работе Межрелигиозного совета России"
http://www.patriarchia.ru/db/text/4304773.html

20 апреля 2019 в 09:35

Барахнин, а вы не знали что ли, что Чаплин был именно высшим иерархом несколько лет назад и довольно продолжительно? И только после содомистского скандала в Казанской семинарии, в которой местный митрополит массово принуждал к содомии семинаристов, он поплатился за излишнюю болтливость. Тогда Чаплин намекнул на то, что высший иерарх РПЦ - Кирилл сам есть содомит и его сняли тут же с очень высокой, приближённой к патриарху должности.

20 апреля 2019 в 09:40

Еще раз: иерарх - это епископ. Церковный чиновник без епископского сана, каковым был Чаплин, - не иерарх.

20 апреля 2019 в 12:59

Влиятельный человек в РПЦ - это Вас устроит?
"Священник Русской Православной Церкви, протоиерей; c 31 марта 2009 года по 24 декабря 2015 года Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, член Общественной палаты Российской Федерации с 24 сентября 2009 года по 17 июня 2017 года. Настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот. Член общественной палаты Союзного Государства России и Беларуси с июля 2017 года"

20 апреля 2019 в 15:22

Вся его "влиятельность" закончилась с момента освобождения от должности.

20 апреля 2019 в 16:59

Есть две могущественные силы, которые управляют этим нашим миром. Эти могущественные силы: желание-тьма и устремление-свет.

Желание-тьма — это любовь к силе, а устремление-свет — сила любви. Любовь к силе хочет разрушить и поглотить весь мир. Сила любви хочет накормить и обессмертить весь мир. Любовь к силе — это «я»-любовь, сила любви — Бог-любовь. Когда в повседневной деятельности мы используем любовь к силе, мы сознательно и намеренно выносим на передний план разрушительный гнев своего витала. Когда в разнообразной деятельности мы используем силу любви, Бог, по Своей бесконечной Щедрости, проливает на нас Свои самые избранные Благословения.

Держи свое сердце открытым
силе любви,
если хочешь быть
в близких отношениях с Богом.

22 апреля 2019 в 08:55

Не только менять россиянскую элиту и менять социально-экономическую модель страны .

22 апреля 2019 в 10:13

Ну вот и славненько....Даже ув. Чаплин со мной согласен, что надо менять верхушку. И, чем раньше, тем лучше.

27 января 2020 в 02:32

Ымею жиланые пастроить дом, да нэ ымею вазможнасты. Ымею вазможнаст купыт казу, да нэ ымею жиланыя. Так випием же за то, чтобы наши жиланыя усыгда савпадалы би с нашымы вазможнастами!

22 апреля 2019 в 10:15

А что касается души Ленина, то, уверяю всех, Чаплин врет.....Не мог он видеть душу Ленина в аду, потому что там не был. Хотя и может попасть......хотя бы за это вранье. Священнослужителю врать нельзя!!!

22 апреля 2019 в 18:17

Хороший заголовок... "Надо сварить суп... но мирно, не разводя огня, не доводя до кипения... по хорошему уговаривая овощи" ))

27 января 2020 в 02:28

Александр, а что бы изменилось, скажи он по-другому. Будем честными: а ничего. По настоящему его слова адресованы как раз тем, кого надо менять. Они еще чего-то могут, если до них дойдет. А остальные - ИМПО-2020.

22 апреля 2019 в 21:36

А как быть тем, кто не хочет быть в одном царствии с Чаплиным?

24 апреля 2019 в 19:36

Слова Протоиерея Всеволода Чаплина изошли из чистого и глубоко верующего в Господа Бога нашего Иисуса Христа. Но, чтобы почувствовать наличие в человеческом сердце чистоты помыслов и истинной ВЕРЫ, необходимо быть по большому счёту ПОЭТОМ. То есть человеком, способным прочитывать знаки и символы как Божественного, так и демонического содержания. А это чрезвычайно редкий БОЖИЙ ДАР! У Всеволода Чаплина этот ДАР ЕСТЬ. А всем, не согласным с его выступлением,- фактически -- ПРОПОВЕДЬЮ, - остаётся сказать его же словами: слишком прочно бесы завладели умами и устами людскими, чтобы вразумить их.( цитирую по памяти ).

26 января 2020 в 22:34

"В России надо менять всю элиту - мирным и законным путём"
Как характеристика самого В. Чаплина, это (+). Но как диагноз это (-). В России прогнило всё, то есть российское общество утратило способность к самоорганизации, к самоочищению, оно мертво. Хуже того, кризис не внутрироссийский, а мировой, поэтому лечить один, отдельно взятый курятник нет никакого смысла. А лечить некому. "Низы не могут (мертвы), а верхи не хотят" (они исповедуют принципы "Меньше народу-больше кислороду", и "Умри ты сегодня, а я - завтра"). Безнадега.

27 января 2020 в 03:39

Наивно. Кого это мирно и законно хоть раз оторвали от корыта?

чаплин один из мракобесов причём воинствующих в РФ. Это он предлагал силой захватить Киев!. К счастью, таких как он пока меньшинство! Но именно он подтвердил тезис известного классика "Религия -опиум для народа"

7 февраля 2020 в 11:34

Захватить Киев - это Свет и Благо. За это абсолютное большинство. С нами Бог!

27 января 2020 в 12:35

Всеволод Чаплин: "В России надо менять всю элиту - мирным и законным путём"
На первый взгляд эта фраза выглядит умной.
Но это только на первый взгляд, и уж очень напоминает такое предложение, одну немецкую сказку о том, как мыши, хотели повесить кошке на шею колокольчик.
Собрались как-то мыши и давай совет держать, как им кошку усмирить. Долго думали-гадали – не знают. Тогда одна не менее умная умная мышь говорит:
– А повесим-ка ей на шею колокольчик. Как только кошка шевельнется, колокольчик зазвенит и предупредит нас об опасности.
Очень понравилась мышам такая мысль.
Тогда слово взяла одна старая мышь, которая многое повидала на своем веку, не раз воевала с кошками:
Идея то хорошая! Но покажите мне того, кто повесит колокольчик коту на шею! Пусть он выйдет на середину.
Желающих повесить колокольчик не нашлось и мыши разошлись.
Я это к тому сказку о мышах привел, что вопрос о власти - наиважнейший. Понятно что нынешнюю "элиту" менять надо. Чтобы это понять, большого ума не требуется. Но главный вопрос заключается не в этом, а в том, как это сделать мирным и законным способом?

Мирным и законным способом сменить "элиту", это предложение протоиерея Чаплина, не менее умно и выполнимо, чем предложение мыши, повесить колокольчик на шею кошки.

27 января 2020 в 12:58

Валентин, эту элиту не сменить никаким путем. Понятно, что даже мирный путь всегда опирается на силу, в отношених между людьми другого не дано. Но и в стране, и во все мире нет другой силы, кроме элиты. Не надо забывать, что кризис есть не российский национальный, а Мировой и системный.
Все остальные классы, кроме элиты, как российского, так и мирового общества существуют только как экономические категории, но никак не субъекты политические. Они лишены своего классового сознания, классовой идеологии, у них нет внутреннего единства, поскольку нет доверия друг к другу. В отличие от 17 года, общество мертво. Можно только попробовать его оживить. Гарантии успеха нет, прецедентов в истории не было. И попробовать это сделать может только та же элита, при всем моем неуважении к ней. Ведь она - полный аналог трупных червей. Но должны же они понимать, что одним поеданием трупа долго они не продержутся. И никакие капиталы в швейцарских банках их не спасут, когда начнется война всех против всех за дележ последних ресурсов. Если только Маск вывезет их на Марс, то есть на смерть.

27 января 2020 в 16:45

Григорий, а я считаю, что в настоящее время в первую очередь нет внутреннего единства, поскольку нет доверия друг к другу именно у элит.
Вы ведь обратите внимание везде и всюду в мире на руководящие должности утверждаются люди с исходными такими грехами, что если рыпнется этот элитарий, тут же можно запихивать его в кутузку. В том то и дело, что правило человек человеку волк сейчас самой элиты и касается. В низовом звене как раз таки такого озверения намного меньше.
Где же выход?
А пока не войдём в острейшую фазу кризиса, никто и не будет искать спасения.
А войдём, - тогда и поглядим и узнаем, - Божий этот Мир изначально или нет.

27 января 2020 в 17:29

Ваша, Сергей, беда в том, что Вы считаете свойства людей в среднем постоянными, данными от бога. А на самом деле они формируются образом жизни. В 17 году низы были здоровы, Россия поболела и выздоровела, когда ревоюция и гражданская война вымела весь сор из избы. Дорогой ценой вымела, но общество оздоровилось.
Сейчас в обществе нет здоровых классов. Может, и есть отдельные здоровые индивиды, но между ними нет единства, а "один в поле - не воин!" Ситуация на самом деле куда хуже, чем Вы думаете. Сейчас прогнил весь мир, и те, кто надеется вылечить только Россию, витают в облаках.

27 января 2020 в 17:45

Григорий, да всё я понимаю. И то что классов нет и то, что нет единства нигде и то что один в поле не воин, - но при всём этом я так же знаю, что есть и Зёрна во всех слоях и всех народов Земли, которые сейчас не объединены, но в нужный момент обязательно объединятся и Спасут Человечество, возглавив его в дальнейшем.
Да моя уверенность основана на Вере и Знании, которое ранее давалось только Пророкам. Поэтому как настоящий Советский танкист буду идти только вперёд с Верой и Надеждой в утверждение Истинного Нового Мира на Земле, пока бьётся моё сердце и пока дышу и мыслю головой.

27 января 2020 в 12:50

Менять элиту мирным законным путём. Добавим ещё путинское "эволюционным". Давайте приготовим яичницу не разбивая яиц. С учётом того, что эти законы эта же элита под себя и прописала. А мы давай на их условиях их менять. Фантасты. Сытые фантасты. Этими же элитами накормленные. Ну, вам и флаг в руки - меняйте "эволюционно". Чем бы не тешились...

27 января 2020 в 17:34

Александр, а Вы что предлагаете? Или просто так, как петух, перья топорщите?

28 января 2020 в 08:56

Перья топорщу. Но и петух может клюнуть, особенно жареный. Закон написан элитой под себя, нас не спрашивали. Соответственно - это не наша, а их законность. Для нас ихняя законность транслируется исключительно "на штыках", и на сколько для нас она легитимна, и вписывается в наше мировоззрение. Ровно до этого. Поэтому "законность" - вещь относительная. Это договор между властью и народом. Договор не исполняется - законность аннулируется.

27 января 2020 в 18:40

https://www.youtube.com/watch?v=LVyDDaRI57I
В Москве возле храма скончался протоиерей Всеволод Чаплин. Что успел сделать и сказать перед смертью? Новости БЕЛРУСИНФО 2020 год.

28 января 2020 в 08:19

НУЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ЭЛИТУ?

Менять элиту, при всевластии денег — это менять шило на мыло.

Власть должна принадлежать трудовому народу.

О чем неоднократно говорил Ленин.

Тело которого, с регулярной завидностью, менялы всех сортов пытаются всякий раз вынести из Мавзолея, сакрального места нашей истории.

28 января 2020 в 16:08

Всеволод Чаплин, он же Арон Шемайер – мутная личность.
Сделал заявление, что "В России надо менять всю элиту - мирным и законным путём". Но как это сделать, так и не разъяснил. Такое заявление есть натуральная маниловщина. Ведь если действовать только в рамках правового поля, то это принципиально невозможно, потому что в руках господствующего класса находятся все финансовые, информационные и силовые ресурсы общества, и власти непременно будет их использовать для защиты собственных интересов.

Что еще можно сказать? Протоиерей Чаплин – один из самых раскрученных в российских масс-медиа церковных деятелей, выступающий когда это требуется власти в интересах этой власти.
Все его выступления и заявления – очень похожи на самую натуральную гапоновщину.
Например, его провокационное заявление – вынести из Мавзолея и похоронить В,И.Ленина. Но все такие заявления есть не что иное, как попытка внести раскол в общество и стравить "красных" и "белых". Потому что самое страшное для власти, когда люди выступают против них единым фронтом.

Вот еще информация, которая характеризует протоиерея не самой лучшей стороны. Напомню, как в сентябре 2011 после съезда Единой России, на котором Дмитрий Медведев, упомянув о заранее запланированной "рокировке", выдвинул кандидатом в президенты Владимира Путина, Чаплин заявил, что это настоящий пример доброты и нравственности в политике".
Этот холуяж был замечен. И Чаплина похвалили. Вспомните его многочисленные правительственные награды и посты.

27 августа 2012 года на пресс-конференции в Ставрополе заявил, что "если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы — это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно".
Еще задолго до американцев, высказывался в эфире радио "Эхо Москвы" о необходимости убийств ракетными ударами с воздуха политических эмигрантов на территории государств, куда те уехали, и созданию спецподразделений, что будут исполнять казни на территории других государств.

Чаплин всегда был и оставася другом Израиля и одобрял его политику. Выступая на праздновании Дня Иерусалима в 2019 году, протоиерей Чаплин четко обозначил, что считает Иерусалим, прежде всего, еврейским городом и неделимой столицей Государства Израиль. "Иерусалим остается городом мира (‏שָׁלוֹם‏‎). Потому что там есть Израиль. И страшно представить себе, что происходило бы в "городе трех религий", если бы Израиля не было".

Это всего лишь информация для размышления. А то слишком уж много о нем пишут всякого позитива от которого уже начинает тошнить. Поэтому надо "уравновесить". Что я и стараюсь делать по мере возможности.

28 января 2020 в 16:31

Добавлю. Чтобы понять, что такое заявление: "В России надо менять всю элиту - мирным и законным путём" – абсурдно и невыполнимо, достаточно ознакомиться с трудами В.И.Ленина, где классик марксизма подвергал беспощадной критике такие нелепые заявления.

На вопрос, что делать? Могу ответить так. Когда не знаешь что делать, то лучше вообще ничего не делать. "Делать" можно только тогда, когда хорошо понимаешь что и как надо делать.

29 января 2020 в 07:42

======Да-нет! Делать надо то, что нужно, так как можно. Другое дело, что для этого нужны не теоретики, а экспериментаторы, обладающие опытом, который "сын ОШИБОК трудных".======

То что теоретиков нет, а только одни экспериментаторы – это заметно. Вот уж много десятилетия прошло со времен перестройки, а лучше(для большинства населения) так и не стало. Совсем наоборот.
Но "экспериментаторы, обладающие опытом" и сегодня продолжают экспериментировать, продолжая утверждать, что это самый наилучший из всех способ. Ведь главное тут – не надо думать головой.

=======Вот здравомыслящий народ и голосует за "ничего не делать"======

Некогда этот "здравомыслящий" народ - очень захотел перемен. Его желание осуществилось. Но совсем не так, как он себе представлял.
Очевидно это и является основной причиной того, что сегодня он более не хочет никаких перемен и предпочитает "ничего не делать".
Очевидно, что он на своей шкуре, понял нехитрую истину, что сначала надо подумать(головой), и уже только потом делать, но никак не оборот.

======Валентин, не надо НАС разочаровывать в Чаплине: МЫ и не очаровывались им======

Интересно, а каким образом можно разочаровать того, которого невозможно очаровать?
А те, кто способен кем очароваться?
Какие претензии могут быть у них?
То, что я у них:
"силою отнял обман,
что приятнейшим был для сознанья"?

Но разве я уже всех представителей "оппозиции" развенчал и "обгадил"? Совсем нет. Так что осталось вполне достаточное количестве тех, кем вполне можно "очаровываться". Лишь бы была в том потребность.

=====а только отметили, что он встал к "красным" передом=======

Интересно, а тогда какого цвета у него "зад"? Любопытно. Может поясните?


======== но не наделила способностью критического осмысливания жизненного опыта=======

Эти слова – смертный приговор политику(да и не только). Все те, кто не обладает способностью критически осмыслить свой жизненный опыт, те не имеют права указывать другим, что им надо делать и как поступать.

====== Хорошо, пусть "невосполнимая утрата" в отношении Чаплина, станет просто горькой утратой, поскольку пока не видно на горизонте ни одного священника, способного хотя бы три раза мокнуться с головой в красное море========

А зачем надо непременно стремиться иметь таких священников?
Священник обязан(по церковным канонам) своими прямыми обязанностями. Дело священника — заниматься пастырской работой. Потому что "никто не может служить двум господам" (Мф. 6, 24),
А если проще, то: кому велено чирикать не мурлыкайте, кому велено мурлыкать не чирикайте... Пусть каждый занимается своим делом и не лезет куда не следует.

2 февраля 2020 в 10:06

======Затем, чтобы народ вразумлять! А других, как Чаплин, хотя бы таких, у нас нет. =======

Дело священника — заниматься пастырской работой и вразумлять свою паству, а не лезть на трибуны и принимать участвовать в политических тусовках.
"Не подобает епископу или пресвитеру вдаваться в народные управления", гласят "Правила святых апостолов", составленные в IV веке.
Если кто из священников желает участвовать в политике, то пусть этим занимается. Но сначала пусть откажется от своего сана. Церковные каноны надо соблюдать, иначе церковная организация развалится.

=======Когда-то за научные знания сжигали на кострах. Это время назвали Инквизицией======

Что за чушь? Назовите, хоть одного ученого, которого за его "научные знания" инквизиторы сожгли на костре?

======Так исторический материализм, научный коммунизм - это тоже наука - философская, историческая=======

Истмат и научный коммунизм - доктрины, ставшие частью официальной советской идеологии. Но из можно скорее назвать "наукообразными" нежели научными.
Эти доктрины быстро "оторвалась от её творцов и стала жить своей жизнью (потому-то Маркс и заявил, что он - не марксист). Реально истмат был слеплен в партийных "лабораториях" в советское время и вовсе не исходя из идей классиков, а на потребу дня - не для предвидения, а для оправдания практики".
Подробней о истмате и научном коммунизме можно прочесть в книге: Кара-Мурза, С.Г.Истмат и проблема Восток-Запад Серия: Тропы практического разума Издательство: М.: Алгоритм 2001 г.
Рекомендую.

======Надо изжить антисоветскую ересь в народе=======

А какое отношение имел к этому протоиерей Чаплин? Разве это не он предлагал вынести Ленина из Мавзолея и говорил гадости про Павлика Морозова?
Каким образом эти высказывания Чаплина, могут способствовать "изжить антисоветскую ересь"?

Впрочем одной из самых характерных особенностью протоиерея Чаплина(Арона Шемайера) была его удивительнейшая изворотливость. Он с легкостью необычайной мог перейти от правой националистической риторике к левой социалистической и наоборот. На каждое утверждение он мог найти не менее убедительное опровержение. И в зависимости от обстоятельств и обстановки этим ловко пользовался.
Вот почему сегодня некоторые "правые" считают его - своим в доску, а некоторые "левые" - своим.

2 февраля 2020 в 14:45

=======Жертвою пали те церковники, которые так или иначе противостояли власти,
А она, всякая, как ВАМ известно, от Бога.======
Не всякая власть. Вслед за требованием подчиняться верховным властям, следует предупреждение, что "не власть если не от Бога".
Только "сущия", т.е. истинные, настоящие, действительные власти "учинены" Богом. Наряду с требованием подчиняться "истинным" властям, необходимо присмотреться действительно ли то, что с первого взгляда представляется Властью, таковой является.
Под личиной власти может таиться и "беззаконие". Предсказано, что явиться Антихрист. Но разве Бог заповедовал служить Антихристу верой и правдой? Но если есть такие указания, то укажите, в каком месте Священного писания об этом говориться?

======Называю: https://ru.wikipedia.org/wiki/Джордано_Бруно=======
Я просил назвать ученого. Но разве Бруно, ученый? Какими открытиями он обогатил науку? И за проповедывание каких научных истин был сожжен на костре инквизиторами?
Причем здесь вообще расстрига-монах Бруно? Я просил привести не примеры внутрицерковных разборок, а о том, как церковь боролась с наукой и уничтожала ученых.
Никаких научных открытий с именем Бруно не связано. Бруно был не ученым, а идеологом, пытавшимся доказать, что истинной является только древняя египетская религия, сбереженная в трактатах Гермеса Трисмегиста. Магия и Астрология, были для него самыми точными и самыми жизненными "науками".
Поскольку он отрицал основные догматы христианского учения (например, воплощение Бога) и распространял свои взгляды по всей Европе, формально-юридическая правомочность приговора и сожжения в соответствии с тогдашними теоретическими взглядами не может быть поставлена под сомнение ни одним здравомыслящим человеком.

Причем Бруно сожгли не как ученого, которым он никогда не являлся, а как еретика и врага Церкви. Как писал известный церковный историк профессор Шредер: "Бруно выступил против самого Бога, в фантастическом заблуждении он отрицал Его промысел, Его существование, в своих писаниях проповедуя грубейший пантеизм и проводя в своей жизни самый плоский материализм".

Я очень хорошо разбираюсь в этих вопросах. И мне не известны случаи, когда инквизиторы осудили и сожгли кого-нибудь, только по причине занятия наукой. Это ложь.

2 февраля 2020 в 19:48

========Догматы Церкви противоречат Науке в своей первооснове======

Догматы Церкви вообще никак не могут противоречить науке, по той простой причине, что основываются, не на науке и разуме, а на вере и откровении.

======Современная Церковь отошла от попыток спорить с Наукой и преследовать естественно-научных безбожников, осознав различие объектов исследования: мира духовного и мира материального========

Во все времена Церковь никогда и не спорила с наукой. Действительно она подвергала преследованию некоторых ученых, но не за науку, а за их ересь и безбожие, несовместимые с церковным учением.
Что касается современных взаимоотношений между Церковью и наукой, то тут давно уже нет никаких споров.
Уже с конца восемнадцатого века стало окончательно понятно, что два понятия - "вера" и "разум" и не надо смешивать. И что с помощью разума нельзя доказать существование Бога, поскольку разум имеет свои границы, за пределы которых он может выступать.
Подробней об этом написано у философа Иммануила Канта в его "Критики чистого разума". Кант доказал, что "область доступная исследованию нашего разума, есть только "область явлений, область чувственного опыта, происходящего во времени и пространстве". Бог христиан - трансцендентен, т. е. обитает вне этих самых явлений, вне пространства и времени и не подчиняется закону причинности, следовательно и вопрос о бытии или небытии Бога, находится вне области, доступной человеческому разуму.
Разум не утверждает и не отрицает бытия Божия, он может только сказать: "Я не знаю, есть ли Бог, или Его нет". Поэтому наряду со "ЗНАНИЕМ" существует также и "ВЕРА" а стало быть и верующие.
Кант убедительно показал ГРАНИЦЫ человеческого разума, за которые ему не следует выходить. Вот почему атеизм по Канту - это тоже ВЕРА, но только в то, что якобы никакого Бога нет, что Его выдумали люди; что материя вечна, что жизнь возникла из неразумной материи случайно, в результате эволюции. Что человек произошел от обезьяны и пр.
Вот почему у классиков марксизма невозможно найти попыток доказать, что Бога нет.
Такими "доказательствами" занималась околонаучная шушера, которая выпускала атеистические книжонки и брошюрки. Но это не литература, а самая натуральнейшая макулатура.
"Историк Рой Медведев нашел в архивах высказывание Сталина об атеистической литературе. Подбирая библиотеку для ближней дачи накануне войны, приписал для сведения исполнителей: "Прошу, чтобы не было НИКАКОЙ АТЕИСТИЧЕСКОЙ МАКУЛАТУРЫ!"
Так что и современные ученые(те которые знают о существовании Канта), сегодня более не лезут со своими идиотскими попытками что-то доказать верующим, понимая всю абсурдность и невозможность доказательств, основанных на разуме.

7 февраля 2020 в 18:26

=======Виталий Веселовский ……Мне страшно подумать, что будет с людьми истово верующими (их много даже среди кандидатов и докторов наук), если они узнают, что схождение огня небесного - не более чем ритуал======

Уважаемый Виталий, откуда вы берете такую дичь? Может потрудитесь назвать источник?

Схождение Благодатного Огня известно с давних времен, известны многочисленные свидетельства людей, у которых свечи в храме Гроба Господня в Великую Субботу возжигались сами собой, а также о необычных всполохах в храме, о том, что огонь не обжигает.
Представителями иных конфессий и атеистами, на протяжении столетий, выдвигались разного рода обвинения и в фальсификации и в мошенничестве. Но кроме голословных обвинений и всякого рода дурацких и идиотских гипотез, никаких убедительных доказательств и до сего дня представлено не было.
Аргументация современных критиков убога и примитивна: зажженние "хитрыми греками" лампы внутри Кувуклии с помощью припрятанной зажигалки или коробка спичек в одеянии Патриарха, всполохи имитирующие схождение огня делаются замаскированными лазерными установками и прочий бред.
Достигнутое современным человечеством научное знание, позволяющее с огромной точностью сделать анализ и определить химический состав Благодатного Огня, полностью игнорируется современными сплетниками.

======Я не разбираясь в вопросах богословия======

Если сами признаетесь, что в этих вопросах совершенно не разбираетесь, то почему пытаетесь спорить и доказывать?
Не разумнее ли слушать тех, кто во всем этом хорошо разбирается?

1.0x