Авторский блог Игорь Грай 17:41 20 декабря 2016

Всех вспомним. Никого не забудем!

Подвиг панфиловцев у деревни Дубосеково - образцовый факт интернационального слияния общности, называемой Советский Народ.

Выхода фильма «28 панфиловцев» с заметным нетерпением ждали все. Ждали, чтобы хвалить, ждали, чтобы ругать. Среднего нам не дано! Потому, как к консенсусу мы приходить не привыкли и, видимо, не привыкнем. Может, этого самого консенсуса и нет на Руси? Термин «консенсус» - перестроечный, он воспринимается как сказочное «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», некоторые умудряются отыскать это чудо, но они, как показывает практика, являются сказочными персонажами. Всё бы нам на сказки кивать. Вот и основное обвинение, предъявляемое к фильму, так сказать Краеугольный Камень Критики, брошенный непримиримыми спорщиками на поле битвы , – что это всё сказка, миф, документов, подтверждающих факт подвига нет! Я сам слышал несколько лет назад, как по главному каналу толстый человек при должности и очках убеждал в этом страну. Это понятно, что документов нет! А, может быть, были, но уже нет? И такое бывало с документами. Беда с ними, с единицами хранения,- то наводнения, то пожары, то в частной коллекции окажутся, а числятся в Гос. учреждении. Но ведь фильм и не обязан быть документальным отражением действительных событий! Фильм – художественное произведение, предмет искусства: сценарий, режиссура, игра актёров. У войны свои задачи, у фильма – свои. О фильме спорят, на войне воюют. Поговорим об этом.

Волоколамское шоссе защищала от немецких войск не только дивизия генерала Панфилова, её бы одной, понятное дело, не хватило. Противники фильма не будут спорить с тем, что немцы от Москвы были отброшены. Кто-то ведь это точно сделал, даже если бы подвига 28 панфиловцев, предположим, не было. Например, имеются в Центральном архиве Министерства Обороны документы свидетельствующие об одном из боёв, происходящих как раз в одно время с событиями отражёнными в фильме «28 панфиловцев». Речь в означенных документах идёт о том, что в числе прочих частей, сражающихся на этом участке фронта, находился и 37-й Армавирский кавалерийский полк 50-й Кубанской кав. дивизии. Личный состав полка был набран из одной местности, укомплектован находящимися в запасе людьми разного возраста, и, по казачьему обычаю, там было много бойцов, связанных между собой родственными узами. Впоследствии полк стал именоваться 9-й Гвардейский кавалерийский Седлецкий Краснознамённый, ордена Суворова. Итак, 19 ноября 1941 года у деревни Федюково остатки 4-го эскадрона в количестве 37 человек на лошадях встретили 10 немецких танков под прикрытием пехоты, двигавшихся в сторону Волоколамского шоссе. В отличие от специально обученных и соответственно вооруженных истребителей танков пехотинцев-панфиловцев, находившихся в окопах и ведущих бой с танками по всем правилам войны того времени, Армавирский кавполк относился к «лёгкому типу», ему не полагалось ни средств огневой поддержки, ни механизированных подразделений. Кавалеристы были измотаны трёхдневными непрерывными боями без отдыха и горячей пищи. У бойцов было только холодное и личное стрелковое оружие. Ещё бутылки с горючей смесью. Вот так вот - с шашкой на танки. ( Кто-то может поострить на данную тему, тот, кому всё равно, на какую тему острить, пусть порадуется он такой удаче - явить способности своего подвижного ума.) Продолжим: казаки, понимая, что битва наступает для них последняя, отпустили коней и приняли бой. Тактика была простой: в бурке зарыться в снег, пропустить мимо танк и, если успеешь, пока тебя не убили, кинуть бутылку на решётку двигателя сзади башни. Товарищи в это время отвлекали пехоту огнём из карабинов.

10 танков были сожжены, но следом на казаков вышли ещё танки с пехотой на броне.

Они тоже были уничтожены. Как? А вот так! Событие задокументировано. Командованием полка к сражающемуся 4-му эскадрону было послано трое посыльных с приказом отходить. Добрался до поля боя только один, но было поздно. В архиве имеется донесение командира 37-го кавполка с кратким описанием боя и приложенной к рапорту картой: « Командующему кавалерийской группой ген.-майору Доватору боевое донесение № 1.74 штаба 50-й кав. дивизии. 22ч.30мин. 19.11.41., где было доложено, что 4-й эскадрон 37-го полка полностью выбыл (убиты). Потери противника 28 танков и до роты пехоты».

Я думаю, что таких эпизодов в те дни было много. Теперь на месте боя по Благословению покойного патриарха Алексия II установлен Поклонный Крест и гранитные плиты с фамилиями бойцов.

В Армавирском полку служили призванные из запаса казаки разных возрастов. Что это означает? А вот что: наряду с молодёжью были призваны матёрые казаки в возрасте, воевавшие в Гражданскую войну, и не только на стороне красных. Вот такой полк и встретил врага родовым монолитом, объединённый общей волей и единым вектором этой воли. Это наш характер. В станице ли, в деревне ли всегда были, скажем, жители «верхнего конца» и «нижнего», или там мы с «форштадта», а вы – с «пушки», мы с пруда, а вы – с горки. По этим «отличительным признакам» делились на своих и чужих, билась смертным боем с «чужими» молодёжь на танцах, а мужики на меже. Нет свирепее драки, чем между роднёй! Но когда приходилось разбираться в конфликтах с соседней деревней, ну тут уж все вместе гоняли чужаков. Таков наш национальный нрав. Вплоть до Гражданской войны. Но когда приходит внешний враг – тогда всё! Объединяются деревни, города, национальности, вероисповедания и встают на врага до полной Победы. Поэтому прахом Гражданской войны, делящей нас на, якобы, «белых» и «красных» пусть питаются те, кто ничего не понимает ни в народе нашем, ни в самом себе. Или понимает, но получает личную выгоду от раздувания различных форм вражды в обществе. Вот те, кто понимает – нормальные цельные враги, с ними приятно иметь дело, они умны и непреклонны, а вот те, кто, пользуясь случаем, занимается самопиаром по глупости своей ничтожной – это особи никчемные, не ведающие, что творят.

Вернёмся в 1941-й. Воинское подразделение генерала Панфилова было сформировано в Семиречье и состояло из русских, в том числе семиреченских казаков, казахов, киргизов и людей других национальностей. Подвиг панфиловцев у деревни Дубосеково - образцовый факт интернационального слияния общности, называемой Советский Народ, поэтому пропаганда Советского периода нашей истории и отметила именно этот факт, который, в то же время, является и предметом гордости нынешнего общества. Подвиг же казаков 4-го эскадрона у деревни Федюково подпитывается из более глубинных источников, он исходит из более древних и незыблемых пластов нашей земли и свойств нашей крови и характера. Он выше и белых и красных, он выше идеологий и всяческих «измов», он являет народ наш как единый организм, если угодно. Поэтому советской пропагандой казачий подвиг и не замечен. Сомнительные они какие-то – казаки, с точки зрения коммунистических идеологов того периода. Но и царь, так сказать, батюшка казаков не жаловал. Ненадолго уйдём в сторону от Волоколамского шоссе, рассмотрим другой военный эпизод. Случился он во второй половине девятнадцатого века. Сотня казаков с шашками, карабинами и одним лёгким орудием в песках Средней Азии была окружена армией врагов насчитывающей двенадцать тысяч (!) человек с артиллерией! Несколько дней в кольце окружения по пустыне (!), в условиях непрерывного боя, казаки упорно продвигались к своим и прошли! Ну да, в результате командиру Серову и остальным героям дали Георгия. Казаки сочинили песню о бое под Иканом. И всё. Тишина в СМИ, как сказали бы сейчас. Хотя равного этому подвигу в мировой истории я не знаю. (Кстати, вполне возможно, что потомки тех казаков и их противников – азиатских воинов в одних окопах били немцев под Москвой, считали друг друга братьями, и именно про них снят фильм «28 панфиловцев» !) Где официальное признание и вечная слава? Хотя и в самых свежих боевых событиях за последние годы роль казаков не особо освещается. Традиция сложилась не похвальная - вырезать из Парада Победы кадры, где маршируют и скачут бойцы в черкесках. А это, в свою очередь, позволяет спекулянтам от истории впоследствии втирать общественности совсем уже маргинальные версии различных событий. Но велик наш народ! – не для славы, не для восхваления своих подвигов любой верховной властью, часто и вопреки её распоряжениям, он – народ наш, следуя голосу какой-то непостижимой древней интуиции делает то, что единственно следует делать для спасения своей земли, спасая мимоходом и саму власть, потом спокойно возвращается он к мирному труду и восстанавливает всё, что было войной разрушено. Такое впечатление, что когда приходит большая беда, то не руководство страны командует, а сам народ заставляет власть исполнять то, что должно исполнять в это трудное время, в глубине своей народной души снисходительно относясь к любому культу любой личности. И если руководитель по-настоящему мудр, то он это понимает правильно. Такой руководитель знает, что народ наш может, обязан и будет побеждать!

Многим, на первый взгляд, не глупым людям, мнится, что смерть героев ужасна, что умирать так, как погибают солдаты в боях, не рационально, не эстетично и, наконец, просто глупо. Видимо, думающие так, считают себя бессмертными. Они ошибаются – смертны все. Даже отдельные страны и цивилизации подвержены умиранию. Свойства России – это свойства птицы Феникс. Вы пробовали считать, сколько раз она гибла за свою историю? Но каждый раз, погибнув, она возрождалась в новом качестве с повышенным, по сравнению с предсмертным, потенциалом, способностями и возможностями. И вот уже те, кто думал, что в этот раз – всё! Убита!! Пропала!!! С ужасом или с восторгом наблюдают её возрождение и взлёт! Да, – через муки. Да, – через смерть. Это так и, видимо, по-другому быть не может. К сожалению, каждый раз воскресение окупается ценой чудовищных жертв и затрат. Для этого нам и даны просторы и богатства, как запас для возрождения. Хорошо ли это? – не знаю. Не хотелось бы проходить через такие испытания, чисто по-человечески размышляя. Но наша страна не доступна человеческому пониманию, давайте уже с этим смиримся. Пониманию рациональному не доступна, но интуитивно, повторюсь, народ знает что надо делать: когда умирать, когда возрождаться. И пусть те, кто рассчитывает его перестроить, не тратят зря время – не получится! И убить не получится.

Время течёт. Люди будут снимать новые фильмы. Разные. Для одних они будут хорошими, для других – плохими, третьи вообще не будут эти фильмы смотреть. Искусство – оно искусственно и не вечно. Смерть – мгновенна, а вот жизнь – вечна!

Да, и ещё – в завершение: не все бойцы 4-го эскадрона 37-го полка, принявшие этот бой, вопреки донесениям, погибли. Последний участник битвы ушёл от нас всего лишь несколько лет назад.


18. 11. 2016. З. Колинко.

1.0x