Авторский блог Марина Алексинская 06:20 1 сентября 2023

Время – Вагнер

Памяти Евгения Пригожина – основателя ЧВК «Вагнер»

23 августа 2023 года. Рождения трагедии из духа музыки. Бизнес-джет Embraer 600, выполняющий рейс Москва-Петербург, потерпел крушение в небе над Тверской областью. На борту самолета находилось 10 человек – 3 члена экипажа и 7 пассажиров. На борт были зарегистрированы основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин, его заместитель, командир ЧВК «Вагнер» Дмитрий Уткин. В стране – необъявленный траур. Стихийные мемориалы один за другим возникают в больших и малых городах, сёлах от Балтики до Тихого океана. Люди приносят цветы, охапки алых гвоздик и белых лилий складываются в один единый венок, черные полотна знамен над ним как напоминание о культе павших. Приходят «вагнера», не скрывая слез, они приклоняют колено. Кто-то, мальчишка, наверное, оставил записку, небольшой клочок бумаги с нарисованными бойцом, шевроном Wagner Group, текстом: «Дядя Женя и Дима, мы все скорбим по вам скучаем, любим, скорбим. Настоящие патриоты и защитники отечества. Пусть все кто это сделали умрут в муках». Кто-то возложил распахнутый футляр с вложенной в него скрипкой, и эта скрипка – дороже инструмента Амати и Страдивари. Возжигают поминальные свечи. Движимая огненная цепь в ночи напоминает факельное шествие – церемониал, некогда сопровождавший гения музыки. Мистерия. Реминисценция августа 1876-го, когда в баварском Байройте был открыт театр, выстроенный специально для исполнения произведений Вагнера.

… В эти дни траура я думаю – о Вагнере. Титан, преисполненный фаустовской гордыней духа. «Саксонский гном» с вечной табакеркой для нюхательного табака. Выразитель сумрачного немецкого романтизма. Он заглянул в бездны «опасной тайны Германии» и сотворил миры. Уже не «оперу-серия» на французский или итальянский манер с присущими ей внешним эффектом (причудливые звучание отвлекают от ощущения прекрасного), подчас разрывом между либретто и музыкой, но – теургическую мессу. Слияние звука и слова. Монолит. Неизменную вечность. Музыкальную драму, в основе которой германские и романские сказания, германо-скандинавские мифы или призыв к крестовому походу против пошлости и всего усредненного, или страстный протест против своекорыстия и эгоизма, но неизменно – восторг. Восторг перед решимостью, в случае необходимости, отдать всю свою жизнь до последней минуты и капли крови во имя великого замысла. И весь этот эпос сверхчеловека, от ранней оперы «Риенци» до заключительного аккорда – тетралогии всех времен и народов, нещадно погрузил в «сладкую вату желаний, вызывающей потоки мистических слез», в то сладострастно-упоительное, дурманящее, изысканно-роскошное, что есть в музыке. Музыке сфер. Гремели громы, сверкали молнии в тот час, когда театр давал оперу Вагнера. Эпидемия вагнеризма охватила Европу второй половины XIX века. Обратная сторона медали – сама личность Вагнера. Сверхреволюционность композитора, эгоизм, самонадеянность, желание во чтобы то ни стало произвести впечатление колосса, ненависть, с которой он готов ополчиться буквально против всех, и в то же время скаредность, пресыщенная буржуазность смущали не только миролюбиво-трусливых бюргеров, врагов-завистников, но и друзей. Ну а после участия Вагнера в дрезденском восстании 1849 года, он был вынужден покинуть Родину, до дна испить участь изгнанника. И стать идолом, кумиром в глазах не одного поколения, для которого, как сказал бы поэт, «мечта о могуществе погибает с самой чистой экзальтацией романтизма».

… В эти дни траура я вспоминаю прогулку в берлинский парк Тиргартен. Тот ужас, что охватил пред презанятным сооружением, похожим на вставной зуб. Металлический бункер цвета антрацита с глазком. Заглядываешь в такой и перед тобой разворачивается видео-панорама; «плывущая» строка изъясняет суть событий, а именно: Берлин в начале ХХ века – флагман эмансипации, гей-движения. В 1933-м к власти пришел Гитлер… на первый план выдвигается изображение двух полуобнаженных мужчин, они нежно обнимают друг друга, целуют друг друга в губы, и – исчезают в печах нацизма. Мораль: гомосексуалист – новая «сакральная жертва». А вокруг-то – не скучно, экскурсия следует за экскурсией, гости Берлина внимают краткой лекции экскурсовода, после чего возлагают букеты. Всего несколько десятков метров, и – оцепенение. Величие монумента из белого мрамора не может оставить равнодушной. Почти трёхметровая фигура Рихарда Вагнера восседает в кресле, одухотворенный, он сжимает в кулаке правой руки пачку нотных страниц, взгляд устремлен в туманы средневековья; у подножия высечены дубовая ветвь, лавровый венок как свидетельство непреходящей славы; герои музыкальных драм вокруг постамента как продолжение германских легенд. Здесь нет ни экскурсий, ни просто гуляющих зевак. От Вагнера веет холодком вселенского одиночества. Ощущение: бесы – победили богов.

В эти дни траура я понимаю… «Вагнер» воззвал к жизни Вагнера. Этот блистательный «оркестр», отменной выучке «музыкантов»-виртуозов которого позавидовал бы Венский филармонический в его былые звездные годы, явил себя граду и миру, Urbi et orbi. За дирижерским пультом – неизменно Пригожин, заслуга которого еще в том состоит, что он сумел значительно расширить «оркестр», усилить группу «духовых инструментов», внять вагнеровской системе лейтмотива как способу создания колоссальной мощи потока сквозного действия и преумножить, в конце концов, вагнеровскую идею невидимого оркестра. Как духи, «летучим голландцем» носились «музыканты» из страны в страну, из континента к континенту, чтобы доставить эпические полотна Вагнера в уголки, прежде о них и не помышлявших, чтобы узнали здесь о кольце нибелунга, что несет гибель всем тем, кто возжелает даруемой им власти над миром. Je suis Wagner – советник президента Центральноафриканской Республики отдает честь «музыкантам»… «Вагнер» - оркестр, принадлежащий воображаемому миру. И так исполнил «Битву за Бахмут», что позавидовал бы сам Бетховен с «Героической». Баталия зазвучала всемирным гимном несокрушимости русского духа, жертвенности русского воина, неотвратимости русской Победы. И это на фоне угнетения, надвигающейся апатии от сводок с фронтов ноября 2022-го: «Только что нас опрокинули в Харьковской области. Опрокинули в Донецкой. Генерал Суровикин принял трудное, но единственно верное решение – уходить с правого берега Днепра, чтобы спасти 20 тысяч воинов из наших лучших частей. Ушли сами – и у ВСУ осталась хорошо обученная, не сильно тронутая боями группировка в 60 тысяч человек». Гигантская океаническая волна выплеснула тогда на землю Донбасса эхо Пунических войн: Карфаген, эта злобная цивилизация торгашей с культом Молоха и жертвоприношением детей ради выгоды, должен быть разрушен! И тогда Пригожин «взял на себя ответственность, своей кипучей деятельностью и бьющей через край харизмой обеспечил Оркестр постоянным притоком добровольцев – как из мест заключения, так и нет, - цитирую майора Грома, военного корреспондента Федора Громова. - Убедил их идти туда, в пекло – и зачастую сам вместе с ними ходил, личным примером показывая как надо». Бахмут освобождён - ВСУ, нашпигованные оружием и наёмниками НАТО, отступают с позором. Значение сражения еще предстоит осмыслить историкам, оценить военным специалистам. Но уже сегодня в народном сознании оно занимает место рядом с битвой под Бородино и Сталинградской битвой, о «вагнерах» слагают стихи, поют песни… Только вот первым звуком «оркестра» стала его последняя нота, мысленно она уже звучала в ушах «дирижера».

Who is Mr. Wagner? – актуален вопрос.

Гений или злодей? Бог войны или демон из бизнеса? Гроза олигархам, чиновникам, «паркетным генералам» и далее по списку или фрондёр? Герой России или предатель, едва не поставивший страну на грань гражданской войны? Живой или мертвый? Из Петербурга позвонили: «вчера на Пороховском кладбище похоронили неизвестно кого рядом с могилой отца Пригожина. Сам Пригожин вместе с Уткиным вторым самолетом улетел в Баку, а дальше в Турцию, Африку. Пригожин есть, но его нет»… Пригожин, однажды и навсегда связав свою судьбу с судьбой Вагнера, претворил свою жизнь – в миф. А миф суждению не подлежит. В ответ – только музыка. Вы тоже слышите пленительный и невозможный в своей щемящей красоте романс Вольфрама из оперы «Тангейзер»?

Wie Todesahnung Dämmrung deckt die Lande,

umhüllt das Tal mit Schwärzlichem Gewande;

der Seele die nach jenen Höh'n verlangt

vor ihrem Flug durch Nacht und Grausen bangt.

Как смерти призрак, ночь на мир слетает,

Долину черной тканью покрывает;

Душе, что жаждет тех высот в мечтах,

Зловещий мрак внушает смутный страх

...

P.S. «Опера – мир исключительный, далекий от реальности, где все переносится в область возвышенного и превосходит действительность настолько, что разворачивающуюся здесь трагедию следует воспринимать как эатлог или предсказание оракула». (Мишель Лейрис)

9 апреля 2024
1.0x