пнвтсрчтптсбвс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Сегодня 06 апреля 2025
Авторский блог Геннадий Шангин 00:05 3 апреля 2025

Время патриотов

СВО: льготы семьям

В Общественной палате РФ 25 марта прошёл круглый стол на тему "Актуальные практики взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной политики в области военно-патриотического воспитания граждан", который организовала член Палаты Е.Г. Родионова и вела сенатор Л.Н. Глебова. Почти в самом конце заседания выступила Ирина Тихомирова, многодетная мама, супруга участника СВО, волонтёр, проживающая в Твери. Некоторые поднятые ею темы оказались системными, и сенатор Л.Н. Глебова взяла их в проработку.

Надо заметить, что эти вопросы не только системные, но и сложные в практической реализации. И судьбы участников СВО разные, и их семейные отношения разные: крепкая семья на десятилетия нынче редкость, а на СВО многие идут в поисках правды — у чиновников, родственников, общества. В одном из романов об СВО описывается эпизод мобилизации осени 2022 года. Жена остервенело искала броник, быстро начала разбираться в их типах, продралась сквозь предложения спекулянтов. В финале эпизода она с найденным броником прибегает в последний момент к уходящему поезду. Поезд уже тронулся, и мобилизованные решают выбить стекло, идут на оплату штрафа за это, чтобы жена передала-таки мужу броник.

Мне приходилось не раз наблюдать жён участников СВО в тыловых располагах, приезжающих с гуманитаркой и увидеться с мужьями. Они как-то продирались через посты военной полиции, трудно, доказывая, куда и зачем они едут, после формальных досмотров их пропускали, поскольку понимали, что к чему.

Как-то поздно вечером подрулила женщина, потерявшаяся в незнакомой местности в сумерках. Её муж оказался из воинской части хорошо знакомого мне города — для проверки женщины попросил её вспомнить, как выглядят выставка военной техники у въезда в часть и рельеф полигона за городом. Комбат, знакомый мне тогда всего неделю, сразу согласился выделить ей комнатушку в располаге и разыскал за два часа её мужа в соседнем батальоне. Чаще, конечно, жёны приезжают с машинами гуманитарки, с заблаговременным оповещением блокпостов, со встречей и сопровождением.

Теперь пройдёмся по вопросам, поднятым Ириной. Нередко бывает, что люди женятся второй раз, и дети бывают от разных браков. Кто-то из детей одной женщины оказывается ребёнком участника СВО, а кто-то нет. Одни дети получают подарки, бесплатные билеты, приглашения на мероприятия, а другие — нет. Так в одной и без того непростой семье воздвигаются психологические барьеры. Наверное, нужен некий период брака для получения льгот, хотя совместный ребёнок — уже достаточное подтверждение подлинности брака. К сожалению, вместе с единичными случаями фиктивных браков мы можем "выплеснуть" системную проблему.

Часть вернувшихся с СВО бойцов, особенно по инвалидности, ментально вернуться оттуда не могут. Ирина показывает, как именно такие люди продолжают жить Спецоперацией, собирая и отвозя в зону СВО гуманитарную помощь. У предприятий регионов, региональных и муниципальных властей есть свои сборы, где-то по зову сердца, где-то, может, по разнарядке. Такие сборы лучше делать с привлечением прошедших СВО, жён участников СВО, выстраивая с ними постоянные отношения на местном уровне.

Как быть с волонтёрским движением? Какие достижения волонтёров считать существенными и достойными награждения? Волонтёр из небогатого района обладает одними возможностями, из богатого города — другими. Кто-то сделал волонтёрство смыслом жизни, кто-то участвует раз в несколько месяцев. Народный ВПК также во многом работает на волонтёрских началах, по себестоимости. Достаточно ли только региональных грамот или медалей ветеранских организаций? Минобороны награждает волонтёров медалями "За помощь и милосердие", "За веру и служение Отечеству", желательно это делать чаще и с понятными критериями.

Сколько было слов сказано о привлечении участников СВО в школы! Что-то уже сделано, в основном в виде уроков "Разговоры о важном". Очевиден потенциал участников СВО на позициях заместителей директоров школ по воспитательной работе, учителей ОБЖ-НВП. Вроде для этого требуются "корочки" и "бумажки" о педагогическом образовании или переподготовке. Сенатор Л.Н. Глебова на заседании круглого стола обратила внимание на необходимость упростить бюрократию в этом вопросе, возможно, с помощью выработки положения об особом статусе наставника. Было бы неплохо опубликовать статистику, сколько участников СВО трудоустроились в школы (примерно как публикуют статистику приёма в рамках университетских квот для детей участников), чтобы понять, каковы лучшие практики регионов и районов, а где эту важную тему игнорируют.

Ирина Тихомирова подняла также вопрос об образовательных квотах для жён участников СВО, по аналогии с квотами для самих участников СВО и их детей. Многие люди выбор первого образования делают спонтанно и с годами тот выбор переосмысливают. Участники СВО и их жёны переосмысливают многое ещё глубже, часто переориентируются на медицинскую, образовательную тематику, тематику швейного производства или микроэлектроники. Отчасти это происходит в рамках волонтёрской деятельности, бывает, это становится новой основной профессией. Было бы полезно включить в образовательные квоты жён участников, возможно, только по перечню значимых профессий именно по тематике СВО. Надо отметить, что квоты университетов прошлым летом были выбраны примерно на треть.

Ещё более сложный вопрос с заходом на СВО через столичные и богатые регионы с большими "подъёмными", минуя родные регионы. Местные органы власти родных регионов могут "динамить" семьи с льготами, неформально отсылая в регион "захода", а тот отсылает обратно по месту прописки. С натяжкой это даже можно понять, поскольку богатые столичные регионы привлекают контрактников за счёт регионов победнее. Только мы опять получаем общественные барьеры, влияющие на единство нашей страны. Вроде регион места жительства даже немало сэкономил на подъёмных за счёт богатого региона. Может, ставить "в зачёт" такого контрактника обоим регионам? Хотя тогда придётся пересмотреть планы из-за "двойного счёта". Про единые стандарты поддержки семей участников СВО уже высказались многие политики самого высокого уровня.

"Подъёмные" и ежемесячные выплаты по контракту существенны и выводят семьи из категории нуждающихся в рамках детских пособий. Однако значительная часть выплат идёт на дополнительное обеспечение самих бойцов непосредственно в зоне СВО. Раненые бойцы в тыловых госпиталях быстро "слетают" с весомых боевых суточных на заурядные оклады. Только, как отметила Ирина, достаточно трудно оперативно получать выписки о фактическом денежном довольствии и менять статус нуждаемости семей в органах власти родных регионов. Ирина предлагает не учитывать единоразовые подъёмные и суточные боевые при расчёте нуждаемости хотя бы по многодетным семьям. Многодетных семей участников СВО в нашей стране немного, и это было бы необременительным для государства расширением детской льготы.

Перечисленные выше предложения Ирины Тихомировой сложны в деталях, многие уже озвучивались ранее, но пока не получили реализации в конкретных решениях. Надеюсь, что они будут обстоятельно проработаны профильными ведомствами. Может, даже отдельный круглый стол организуют с обсуждением проектов решений.

***

Редакция газеты "Завтра" ознакомила мэрию Твери с материалами Ирины Тихомировой, и быстрый ответ показал, что мы за общее дело.

В Твери комплексная работа по тематике СВО с добровольцами, ветеранами, их семьями проводится через местный благотворительный фонд "Первый Доброволец" и федеральное отделение "Защитников Отечества". Одно из ключевых направлений местного фонда — бесплатные курсы начальной военной подготовки для добровольцев с обеспечением экипировкой. Этот фонд бесплатно предоставляет услуги психологической и физической реабилитации, юридическую поддержку ветеранам и семьям, сотрудничает с тверскими вузами по переподготовке и местными организациями — по трудоустройству ветеранов, их адаптации и самореализации. Известные волонтёрские движения города "Добро 69" и "Мы Zа Победу" совершили более 35 поездок в зону СВО, каждая из которых оценивается в сумму от 1,5 до 5 млн рублей, с доставкой автомобилей, квадрокоптеров, тепловизоров, прицелов, дрон-детекторов, тонн продовольственных товаров. В Тверской области региональные доплаты семьям погибших по 50 тыс. рублей ежемесячно, компенсации на ремонт жилья, покупку лекарств. Также действуют федеральные выплаты за ранения и инвалидность в зависимости от их степени, освобождение от налога на имущество и транспортного налога, скидка на услуги ЖКХ 50%. На региональном уровне прорабатывается поручение президента РФ В.В. Путина по льготам для приёмных детей участников СВО без усыновления, а также для братьев и сестёр военнослужащих.

Ирину Тихомирову в городе знают, о ней рассказывалось в новостях тверского филиала ВГТРК, городские власти проведут с ней ещё одну встречу. Таким образом, обсуждение в Общественной палате РФ очень полезно с привлечением как самих жён участников СВО и волонтёров, так и организующих работу на муниципальном уровне представителей органов власти.

1.0x