Авторский блог Сергей Черняховский 16:24 30 сентября 2019

Время нового пролетариата

роль рабочего класса в постиндустриальном обществе
16

«Перед Россией выбор: либо быть источником сырья и продолжать стагнировать свое производство, либо совершить прорыв в новую технологическую эпоху».

Понятия капитализма и социализма никуда не ушли, как бы ни изменился мир со времен написания «Манифеста». С одной стороны, все, казалось бы, поменялось, с другой – суть экономических отношений остались прежней – в иных формах, при ином уровне благосостояния и при смещении центра эксплуатации с национальных низов на «низы мира» - периферийные страны.

Принцип отношений наемного работника и капиталиста не претерпел в мире изменений, его реализация приобрела существенно новые формы.

Постиндустриальное производство, выдвигая на первый план наукоемкие отрасли, качественно повысило требования к квалификации наемного рабочего. Рабочая сила стала приобретать характер все более эксклюзивного товара. Современный рабочий класс, в рядах которого все более растет доля носителей интеллекта и производителей информации, все более становится держателем интеллектуального и технологического богатства.

Как носитель знания и умения - основного богатства современного мира - он вошел в новые отношения с обладателями финансового богатства, попадающего постепенно во все большую зависимость от своих наемных работников, но еще доминирующего над ними.

Однако если знание и информация все более легко конвертируются в деньги, то последние все труднее конвертируются в знания. Соотношение нового пролетариата и нынешней буржуазии все больше напоминают отношения заката феодализма, когда новый класс – буржуазия - уже обладал финансовым могуществом, а старый класс – феодалы - еще обладали политической властью.

Так и сегодня профессиональное, интеллектуальное, информационное могущество уже в основном находится в руках пролетариата, а финансовое могущество еще находится в руках буржуазии. Осуществлять свое политическое господство она сегодня может только постоянно уступая пролетариату и деля власть с его высшими технократическими группами.

Капитал, как общественное отношение, не может существовать без частной собственности на средства производства, т.е. без частной собственности и без производства.

С одной стороны, производство не существует, поэтому не может быть частной собственности на него. С другой стороны, устанавливающаяся собственность не является частной, поскольку нет ее неприкосновенности. Предприятия передаются тем, кто близок и лоялен власти, но они отбираются при изменении власти.

По сути установилась система ранне-феодальных кормлений, когда власть передает некие экономические объекты своим сторонникам и отбирает при изменении политических отношений. В результате «обладатели» этих объектов не заинтересованы в их развитии, а стремятся к выкачиванию из них всего возможного, конвертации в денежный эквивалент и выводе его в другие страны.

Капитализм не может существовать без более-менее адекватной оплаты рабочей силы. Но такой оплаты не происходит, поскольку новый экономический класс не заинтересован в производстве прибавочной стоимости, т.к. не заинтересован в производстве как таковом.

Капиталистические отношения не складываются в стране как в связи с неэффективностью и невыгодностью вложения капитала в ее экономику и вывозе его за рубеж, так и в связи с невыгодностью продажи в стране квалифицированной рабочей силы. Поскольку новый господствующий класс не стремится, да и не имеет ресурсов оплачивать рабочую силу на уровне мировых цен на нее, ее носители неизбежно стремятся либо продавать ее иностранным покупателям, либо использовать ее в непроизводительных сферах.

Изменить это положение можно, лишь отгородившись от мировой экономики, то есть путем государственного вмешательства преградив путь вывозу капитала, утечке квалифицированной рабочей силы за границу и использованию ее в непроизводительных силах.

Однако современное российское государство не имеет сил и средств ограничить эти процессы как в силу отсутствия властного ресурса и разложения государственных структур, так и в силу отсутствия собственной легитимности, т.е. готовности масс всерьез подчиняться его решениям.

Одновременно оно и не заинтересовано в этом, поскольку является государством тех самых социально-экономических групп, которые заинтересованы в личной экономической интеграции в мировые экономические отношения. Государство групп, заинтересованных в вывозе капитала и ресурсов, не может прекратить этот вывоз, поскольку это означает конфликт с теми, кто обеспечивает его власть.

Россия не может выйти из кризиса путем запуска механизма рыночного стимулирования, поскольку рыночная логика предполагает продолжение экспорта ресурсов в обмен на продукты текущего потребления с последующим их проеданием и вывозом капиталов за границу.

Войти в мировое разделение труда Россия на равноправных началах может, только перейдя к участию в нем в постиндустриальной сфере, там, где у нее остаются некоторые технологические заделы и где она обладает ресурсами, с которыми могут быть сопоставимы лишь США. То есть перед ней выбор: либо быть источником сырья и рабочей силы и продолжать стагнировать свое производство, либо совершить прорыв в новую технологическую эпоху.

Единственным способом осуществления такого прорыва является мобилизационный курс, подчиняющий все внутренние ресурсы этой задаче.

Широко распространено представление, что марксизм под пролетариатом понимал класс фабрично-заводских рабочих, лиц, связанных с материальным производством.

Исторически, в ХIХ- начале ХХ века, ядро его действительно составляли фабрично-заводские рабочие. И Маркс, и Ленин придавали им особое значение, поскольку в тех условиях они не только не обладали частной собственностью, но были высоко организованы самим индустриальным производством и связаны с ним как наиболее прогрессивным тогда видом производства. Но Маркс уже тогда в один ряд с ними ставил врача и учителя как восстановителя и производителя рабочей силы.

Марксизм под пролетариатом понимал класс лично свободных работников, не обладающих частной собственностью, вынужденных продавать собственникам производства свою рабочую силу.

В постиндустриальном обществе пролетариат сохраняет основные свои характеристики – это класс лично свободных работников, не обладающих собственностью на средства производства, продающий свою рабочую силу.

Однако само производство и характер рабочей силы изменились. Для того, чтобы иметь возможность продавать рабочую силу для использования в постиндустриальном производстве, надо, чтобы она отвечала его требованиям. Обладать такой рабочей силой значит обладать высоким уровнем образования, интеллектуальным капиталом, развитыми высокопрофессиональными навыками.

Иначе говоря, современный пролетариат – это в первую очередь производитель знания, способный управлять современной техникой и участвовать в современном высокотехнологичном производстве.

Внутренняя структура пролетариата XXI века стала более сложной. Целый ряд высокопрофессиональных групп, в прошлом входящих в состав буржуазии – инженеры, ученые, адвокаты, менеджеры, – уже в первой четверти XX века начали переходить в состав пролетариата.

В нем можно выделить как низшие, люмпенизированные слои, не обладающие классовым самосознанием и представляющие уходящие сектора производства, так и высшие слои интеллектуалов и менеджеров, во многом делящие власть с финансовой буржуазией и вступающие в прямое соперничество с ней в борьбе за доминирование в обществе.

Если пролетариат в целом определяется по положению в обществе, то ядро пролетариата определяется по степени организованности и связи с современными видами производства, по способности контролировать это производство.

Следует признать, что традиционные фабрично-заводские рабочие перестают сегодня быть ядром пролетариата. Его роль все больше выполняют те, кто связаны с интеллектуальным производством, производители знания и информации, т.е. инженеры, программисты, ученые, врачи и преподаватели.

Именно они не только способны вступить в социальное соперничество с классом буржуазии, но и способны, отобрав у нее собственность в ходе новой революции организовать как функционирование современного постиндустриального производства, так и обеспечить его переход к более высокой стадии – от частично постиндустриального производства, требующего использования дешевой неквалифицированной рабочей силы других стран, к полному постиндустриальному производству, где для нее не остается места.

То есть это та часть пролетариата, которая способна провести коренную реконструкцию экономики.

Новое ядро пролетариата может и должно сыграть роль создателя не только нового общества, но и нового производства.

Опираясь на экономические, технологические и интеллектуальные достижения научно-технического прогресса, современная буржуазия многократно умножила свою мощь. Ее могущество, контроль за управлением, за манипулированием общественным сознанием, за регулированием производства и распределения, за институтами гражданского общества столь велики, что традиционный рабочий класс не может на равных противостоять ей. Ему не хватает организованности, знания, умения вести политическую борьбу.

Однако ее могущество базируется на тех рычагах, которые держат в своих руках неопролетарии – производители знания. Именно они ее сила, править сегодня она может, только постоянно уступая им, подкупая их, делясь с ними. Но именно они обладают мощью, которая в современном мире уже начинает превосходить ее мощь. Она нужна им не больше, чем феодальная аристократия была нужна поднявшейся буржуазии ХVIII-ХIХ веков.

Публикация: КМ

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
30 сентября 2019 в 16:42

Капитализм не может существовать без более-менее адекватной оплаты рабочей силы. Но такой оплаты не происходит, поскольку новый экономический класс не заинтересован в производстве прибавочной стоимости, т.к. не заинтересован в производстве как таковом.
======================================================
Ну и какой же это тогда капитализм, который не заинтересован в производстве?

30 сентября 2019 в 17:42

Потому автор и говорит, что в России не капитализм, а криминализм, это когда собственность меняется со сменой власти. В этом случае вся прибыль будет уплывать в более надёжные страны и ты её ничем не остановишь. И пока будет путин-царь, это положение не изменится, ибо он сам первый вор. + не выполняет требование Волобуева направлять выпускаемые деньги в бюджет.

30 сентября 2019 в 18:36

В свое время пролетариат стал мускульной силой революции, только потому, что на его стороне была правда Божия - справедливость. Но пролетариат (а цели его были вполне корыстны) ещё не Новый Человек. Он был Предтечей Нового - Советского. Теперь справедливость не на стороне, она в самом Новом Человеке, Который не скурвился, ни в 1991 году, ни до сего дня и грешить не может... Поэтому Он и есть сила грядущих изменений. Кто не против Него, тот с Ним.

30 сентября 2019 в 19:37

Так нет, Виктор, уже пролетариата, потому что нет законного эксплуататора, нет классов. Сегодня у нас эксплуататор, это вор, фглонист, частный банкир, незаконно выпускающий себе деньги. С ним надо борться не классово, а силой закона. Не диктатурой, а законом.
Но вопрос в сохранении пролетарского духа в нас остался. Не сохраним - господами и рабами станем.

2 октября 2019 в 17:59

Пролетариат есть, но теперь он далеко не самый угнетенный класс (доцент получат вчетверо меньше). То есть, как класс он утратил свою революционность. Но теперь мы имеем дело с иным качеством человеческого материала. Теперь есть опыт сравнения добра и зла - советского и нынешнего образа жизни. Поэтому теперь движущей силой прогресса является Новый Человек, рожденный свыше Духом Коммунизма. Сейчас у него как бы скрытая стадия внутриутробного развития. Скоро начнутся родовые схватки... И никакие навальные ни чего замаскировать уже не смогут.

4 октября 2019 в 22:24

Нет, Виктор. Чтобы был пролетариат, надо, чтобы был капитализм, т. е. был нормальный классовый эксплуататор.
А фглонисты, это не класс, это ворье, с которым надо бороться законом, а не пролетарской диктатурой.
Из пушки по воробьям не стреляют.

30 сентября 2019 в 20:06

Классовая теория - не та теория, которая расставит, наконец, все по своим местам. Дело вовсе не в пролетариате и буржуазии, не в отношениях собственности - все это внешняя видимость. Вершина айсберга, обманчивая очевидность. В действительности же все общество делится сейчас на два иных «класса» - людей старого мира и людей Нового Мира. Первые - те, в ком преобладает эгоизм, вторые - в ком преобладает альтруизм, т.е. линия разделения проходит не внешне, а по сердцам человеческим. Вторые и есть «новый пролетариат». Он должен объединиться на единой духовной платформе. Только такой «пролетариат», взяв власть в свои руки, не переродится в новую буржуазию. А тот, о котором пишется в этой статье, получив власть, сам тут же станет новым эксплуататором. Но шило на мыло менять (или хрен на редьку) - нет никакого смысла.
.

30 сентября 2019 в 20:35

Власть, она, народу, как жена... Но бывает брак по взаимной Любви, а бывает по закону. По закону - это ещё несвобода, поскольку остаются обязанности сторон. Свободу дает только Любовь. Ей и закон не нужен ибо в ней исполнение закона.
Брак по закону, это когда не муж для жены но жена для мужа. По любви ни муж без жены, ни жена без мужа (одно тело).
А если, как теперь - народ источник власти, то есть отдает жинку дяде, а сам идет к "..." - это уж совсем другая нравственность и другая "свобода" - либеральная. Бардель называется...

30 сентября 2019 в 20:45

Как только услышу, что новое общество надо строить на основе какой непонятной духовности, я инстинктивно хватаюсь за карман.

30 сентября 2019 в 21:09

Д.Н.

По Эфроимсону альтруистов 5%. и они настолько
распылены в популяции, что организация их кажется невозможной.
Какие соображения по этому поводу??

30 сентября 2019 в 21:14

У Сергея Ч. ценные мысли, показавшиеся мне новыми.
Но ведь о когнитариате толкуют уже несколько лет.

А вообще крайне хочется дожить до времени,
когда частная собственность превратится в пшик.
Уже сейчас можно инфицировать богачей этой идеей.

Придётся ещё раз прочитать СЧ.

1 октября 2019 в 00:05

Иван. У меня отношение к термину "духовность" немного иное. Как услышу - рука кобуру искать начинает... Но в Писании действительно есть понятие - "дух". Если речь о Духе Коммунизма - Любви к ближнему. Тогда это Дух Святой. Все остальные (религиозные, националистические, монархические, эгалитаристические, нацистские и т. п.) суть бесовские. Вот они-то чаще всего и являются начинкой термина - "духовность". Поэтому нужно различать духовность Нового Человека и духовность ветхого.

"Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога (Бог есть Дух \Ев.Ио.4.24\ Коммунизма); ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова (Советского Человека) не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности" ... \Рим.8.5...\

1 октября 2019 в 17:28

Ивану Федорову:
А Вы зря боитесь за свой карман.
Духовность не состоит в том чтобы последний свой грош отдать на строительство роскошного дворца (т.н.храма), то бишь «пышного сходбища», а самому потом «сосать лапу» - зато бить поклоны «Богу», ставит свечки да петь аллилуйки Подлинная духовность состоит в постоянном совершенствовании качеств своего Духа, которые надо проявлять, прежде всего, не на церковных «службах», а в жизни - в делах каждого дня.
«Теперь …. я укажу главную причину почти двух третей бедствий, которые преследуют человечество с тех пор, как эта причина сделалась мощью. Это религия, в какой бы то ни было форме и в какой бы ни было национальности. Это жреческая каста, священнослужители и церкви. Именно в этих иллюзиях, на которые человечество взирает как на священные, должен он отыскать источник бесчисленных бедствий, которые являются великим проклятием человечества и которые почти подавили человека. Невежество создало Богов, и хитрость извлекла выгоды из представившегося благоприятного случая. Посмотрите на Индию и на Христианство, на Ислам, Иудаизм и фетишизм. Это священнослужительский обман, который представил этих Богов такими устрашающими человеку; это религия, которая создает из него себялюбивого ханжу, фанатика, ненавидящего все человечество вне своей секты, не делая его лучше или более моральным; это вера в Бога и Богов, которая делает две трети человечества рабами горсти тех, которые обманывают их под лживым предлогом спасения их. Разве не готов человек совершить всякого рода зло, если ему скажут, что его Бог или Боги требуют это преступление? – Добровольная жертва воображаемого Бога, презренный раб своих искусных священнослужителей, ирландский, итальянский и славянский крестьянин уморит с голоду себя и будет смиренно смотреть на голод и нищету своей семьи, чтобы накормить и одеть своего священника и Папу. Две тысячи лет Индия стонет под тяжестью каст – одни Брамины откормлены на жиру страны. А ныне последователи Христа и Магомета перерезают друг другу горло во Имя и для большей славы своих верований. Запомните, сумма человеческого бедствия не уменьшится до тех пор, пока лучшая часть человечества не разрушит во имя Истины, нравственности и всеобщего милосердия алтари этих лживых Богов».
Как Вам это?
Это строки из Новой Библии. И что особенно важно - написали их именно Те, Кто и есть настоящие (а не церковные) Боги - Христос, Будда, Лао Цзы, Кришна, Рама, Заротуштра. «Истинно, Мы, Братья человечества, не узнаем себя в представлениях человеческих» - сказано Ими об этом в книге «Иерархия».

1 октября 2019 в 09:48

Ставлю сто плюсов!

1 октября 2019 в 15:45

Статья бьёт мимо цели (вторая статья подряд, заметим).

Создатели и обработчики информации пролетариатом не являются. У них нет чувства солидарности, пока их не прихватит конфликтом с работодателем.

А тогда становится уже поздно, и бывшие коллеги спешно разбегаются от прокажённого.

А кое-кто ещё и пинает напоследок хладный труп.

1.0x