Авторский блог Вячеслав Кочнов 02:22 27 октября 2023

Время молодых. Пётр Федотов на сцене МЗФ

первое отделение было смысловым ядром концерта, второе – отдыхом после

Я шёл на концерт молодого скрипача-виртуоза Петра Федотова в мой любимый Малый зал Филармонии на Невском, 30, твердо зная, что я услышу прекрасную музыку в высококачественном исполнении – потому что уже слушал его игру в Большом зале с прославленным военно-морским оркестром Алексея Карабанова. Там он играл «Шахеразаду» и того же Цимбалиста, Фантазию на темы «Золотого петушка», что была заявлена на этот вечер. Я, помнится, даже написал рецензию на тот концерт.

Я понимал, что сонаты Грига и Прокофьева, фантазии Венявского и Цимбалиста и, конечно же, коронная визитка Петра Федотова – Интродукция и Рондо-каприччиозо Сен-Санса, обозначенные в программе вечера, будут сыграны и увлекательно, и совершенно. Тем более что за роялем – блистательная петербургская пианистка-ансамблистка Елена Серова. Но… я никак не ожидал, что выйду из зала фанатом Петра Федотова и буду теперь следить за афишей – когда же его следующий концерт в нашем городе? А, может быть, даже прокачусь как-нибудь послушать его и в Москву.

Я хотел бы сразу объясниться, что так привлекло, а, точнее, увлекло меня в музицировании маэстро Петра Федотова. Если коротко, первое – уникальный и, к сожалению, редкий у академических музыкантов дар рассказчика и его удивительная не по годам художническая зрелость.

«Чужую музыку мы играем своей биографией» - так однажды в одной из наших бесед сказал мне гениальный и, к сожалению, так рано ушедший от нас петербургский пианист Игорь Урьяш.

Но биография музыканта и – шире – художника очень часто не измеряется календарными годами. Моцарт и Шопен, например, совсем молодыми людьми, чуть ли не детьми, выдавали миру совершенно зрелые серьёзные сочинения, которые совсем не требуют скидок на их возраст.

Петру Федотову сегодня всего лишь 26 лет, а концерт 14 октября сего года – его первый сольник в Малом зале Филармонии, но молодой артист держится на сцене настолько уверенно, что возникает ощущение, что для него эта сцена родная. Из него просто лучится эта очень мужская уверенность в том, что все идет по плану и что все будет хорошо. А этого чувства нам порой так не хватает в наше странное и не самое доброе время!

Первое отделение было смысловым ядром концерта, второе – отдыхом после. Уже во время первого Allegro molto Грига, бурного шедевра позднего романтизма, я почувствовал, как меня затягивает какая-то удивительная музыкальная воронка, поглощая все мое внимание. Пётр Федотов рассказывал – именно рассказывал – эту музыку так, как будто ее сочинил его друг или он сам. Помните у Пастернака – «пока я с Байроном курил, пока я пил с Эдгаром По»… что-то в этом духе. В артистическом смысле Петру Максимовичу очень помогает его голливудская внешность с доброй голливудской же полуулыбкой и некоторое сходство, наверное, с Томом Крузом…

Когда Пётр Федотов играет в ансамбле с великолепной петербургской пианисткой Еленой Серовой само собой напрашивается сравнение с дуэтом Максим Федотов-Галина Петрова. И здесь, как и в манере игры на скрипке, у Петра Максимовича все по-другому, чем у его отца Максима Викторовича, что опять же не может не радовать. Если Максим и Галина звучат в дуэте как некий единый инструмент, у Петра Федотова с Еленой Серовой наоборот – каждый как бы играет свою музыку и, такое впечатления, что они как в джазе делятся друг с другом своими отдельными пониманиями звучащего произведения. И, на самом деле, получается очень здорово!

Вторая скрипичная соната Прокофьева, сочинение 94bis 1944 года, звучащая, к сожалению, не так чтобы очень часто, в исполнении Петра Федотова прозвучала исключительно свежо и очень доступно. Незамыленный глаз молодого маэстро смог увидеть и очень просто показать слушателю некоторые интонации, которые в руках других музыкантов кажутся не очень простыми и не очень понятными.

Сегодня Петр Федотов – ассистент-стажер Санкт-Петербургской государственной в классе знаменитого Михаила Гантварга. А вообще он ученик Эдуарда Грача и, конечно же, по преимуществу и прежде всего своего отца – русского Паганини, блистательного виртуоза наших дней народного артиста России Максима Викторовича Федотова. Тем удивительнее, что по темпераменту и по манере игры они настолько разные. Насколько я знаю из семейных преданий Максима Федотова и Галины Петровой, на предложение учиться на фортепиано, маленький Петя ответил: - я что, девочка, что ли? Оно и понятно: образ фортепиано с младенчества прочно связался в сознании будущего виртуоза с образом мамы – замечательной пианистки заслуженной артистки России Галины Петровой.

Мальчик сам, ориентируясь на отца, выбрал скрипку и не проиграл. Я абсолютно убежден, что Петра Федотова ждет большое блистательное будущее скрипача-виртуоза, концертирующего в лучших залах России и мира. Впрочем, почему ждет? По сути, это уже его настоящее, чему несомненное подтверждение его концерт 14 октября в Малом зале СПб Филармонии, на котором мне посчастливилось присутствовать.

Мне же радостно не только за Петра Федотова и его замечательную музыкальную семью, но и за судьбу академической музыки: наши дети понимают ее, оказывается, как минимум, не хуже, чем мы.

двойной клик - редактировать изображение

1.0x