"ЗАВТРА". Сергей Николаевич, вы — писатель, экономист, учёный, постоянный автор "Завтра", а ещё инициатор и составитель календаря на нашем сайте. Расскажите об истоках: давно ли вы увлеклись этим жанром и что к этому побудило?
Сергей БЕЛКИН. Как "потребитель" — читатель календарей — я увлечён этим с детства. Раньше в каждой семье был отрывной календарь. Странички маленького формата — примерно 6х9 см — сшитые в толстый кирпичик, висели на стене, и день начинался с отрывания дня прошедшего. На каждой странице с обеих сторон размещалась всякая информация, картинки, короткие тексты. Это прочитывалось — иногда с пользой, иногда без… Сейчас такие календари, кажется, окончательно вышли из употребления, но жанр не умер, многие СМИ ведут свои ежедневные рубрики. Составлением "своего" календаря я увлечён уже около 10 лет: делал такие подборки для сайта журнала "Развитие и экономика", главным редактором которого являюсь. Сперва я не ставил никаких "высоких" целей. Календарь был развлекательной рубрикой. В него включались разного рода забавные события, а среди персон, чьи дни рождения я упоминал, на первом месте были музыканты всех сортов, потому что мне нравилось иллюстрировать интернет-календарь звучащими видеоссылками. Просветительский посыл тоже имел место, я старался упоминать известных деятелей науки, культуры, политики, указывать их основные достижения. Но когда ко мне пришло понимание, осознание того, какая это мощная сила — ежедневные сведения о событиях и людях — я стал относиться к этому иначе. Я понял, что с помощью календаря могу противостоять тому мощнейшему потоку промывания мозгов, мировоззренческой дезориентации, политической пропаганды, в которую долгие годы погружены и я, и весь народ.
"ЗАВТРА". Но ведь календарь — это просто перечисление фактов, упоминание о событиях и днях рождения известных людей. Как это может быть "орудием пропаганды"?
Сергей БЕЛКИН. Во-первых, жанр "что было в этот день" — один из самых популярных. Во многих СМИ — и печатных, и электронных, и по радио, и по ТВ — подобные рубрики ведутся ежедневно. Сам факт популярности жанра несёт в себе пропагандистский потенциал. Вопрос лишь в том, чем это орудие заряжать. Все доступные подборки событий и персон сделаны кем-то, имеющим определённые интересы, пристрастия, вкусы, более того: то, что для составителей рубрик является источником, скажем, подборка в "Википедии", на самом деле уже отфильтрованный материал, отражающий субъективный взгляд собственных редакторов. Какие события упомянуть и в какой формулировке их преподнести, решают именно они. Можно, например, написать, что "советские войска освободили Киев от немецко-фашистских захватчиков 6 ноября 1943 года", а можно "советские войска заняли Киев 6 ноября 1943 года". Между "освободили" и "заняли" — различие немалое, и не только эмоционального характера. Есть и более существенное: сам состав событий, происшедших в этот день в разные годы. От того, что́ вы прочтёте или услышите от теле- и радиоведущих, зависит многое. Эта информация ненавязчиво погружает вас в определённый историко-культурный контекст, в определённую систему ценностей, систему координат. Если вам сообщают, например, что в этот день в таком-то году "Мадонна разошлась с Гаем Ричи", то вы мгновенно стали частью определённого информационно-ментального, а вслед за ним и реального мира, если скажут, что "украинский конструктор Сикорский представил русскому царю свой новый аэроплан", то — частью другого мира и т.д. Следует также отметить, что в сводку непременно попадут все авиакатастрофы и прочие несчастья, но при этом многие позитивные события останутся не упомянутыми. Таков, к несчастью, закон жанра современных новостей: говорить о катастрофах, преступлениях, трагедиях и прочем в первую очередь. Но это ещё полбеды. Куда существеннее то, что самим перечнем событий формируется мировоззренческий базис, нравственная позиция и отношение к своей стране. И это вовсе не тот базис, который способствует нашему процветанию и развитию.
"ЗАВТРА". Нет ли в ваших словах преувеличения, характерного для всякого увлечённого человека? Всё-таки проблемы мировоззренческого и нравственного характера обсуждаются на другом уровне и в другом формате. И отношение к стране — воспитание патриотизма, например, — грандиозная задача, решению которой уделено внимание куда более влиятельных сил и ресурсов, чем календарь.
Сергей БЕЛКИН. Да, это верно. Я не призываю исчерпать эту вечную и самую главную работу ума и души — воспитание чувства патриотизма — чтением календаря. Но я и не стану в позу маленького человека, который скромно признаёт, что не более чем "вносит посильный вклад". То, что мы делаем — я и редакция "Завтра" — не маленький вклад, а абсолютно новый подход к решению этих самых проблем. Вот в чём его новизна.
Из всех событий мировой истории для календаря отбираются, в первую очередь, события русской истории. События мировой истории в нём упоминаются реже. Это первый пункт осознанной позиции, продиктованной стремлением исправить сложившуюся практику. Все СМИ без исключения изо дня в день с помощью своих подборок (календарей) внедряют в общественное сознание картину мира, в которой России отведено второстепенное место, да и то в связи с какими-то негативными эпизодами её истории. Считаю важной и общекультурной, просветительской и политической задачей формирование и распространение позитивной картины русской истории. Это второй пункт позиции. Сказанное не означает ни искажения истории, ни замалчивания драматических и трагических её страниц. Это означает, что картина созидательного процесса, движения в направлении развития русского государства, отечественной культуры и науки, промышленности, экономики, обороноспособности и т.д. должна существовать и быть доступной. Повторю: "должна существовать". Мы первые и пока единственные, кто её формирует. Именно и только такая картина придаёт нам, гражданам, чувство гордости, уверенности в нашей способности к развитию, к преодолению трудностей, к постановке высоких целей. Только такой наш настрой, такие наши чувства, эмоции и есть настоящий ресурс существования и развития. А вовсе не взращивание в себе одних лишь ежедневных "не-забудем-не-простим", не самоунижение и самоуничижение, снижающее нашу самооценку, размывающее чувство гордости за наших предков и нашу историю. И отдельный человек, и народ останавливаются в развитии, если сосредотачиваются на неудачах в прошлом и непреодолимых трудностях. А расплата за остановку в развитии неотвратима: гибель.
"ЗАВТРА". С этим, пожалуй, можно согласиться, но русская история противоречива: мы всё время сами себя отрицали, разрушали… Снова строили и снова разрушали, меняли ориентиры — и нравственные, и идеологические. Отказывались от одних целей, ставили новые, потом снова новые… Мы рождали героев, но вскоре переоценивали их дела и в лучшем случае предавали забвению, а то и поруганию. И сделать вид, что всего этого не было, нельзя. Это исказит подлинную историю, а на ложных основаниях подлинного крепкого патриотизма не вырастить.
Сергей БЕЛКИН. Вы ухватили самую суть проблемы. История, а история — это не столько то, что было в действительности, сколько то, что об этом написано и сказано, выглядит как разбитое зеркало, разлетевшееся на осколки. При этом в каждом осколке что-то отражается. Порой вполне правдиво, но всё полотно остаётся не собранным или собранным не из всех фрагментов. Целостность русской истории — основная забота и главный принцип составления календаря. И в этом состоит третий пункт нашей позиции. Подбирая события или персон, я не руководствуюсь ничьими (в том числе и своими) политическими, идеологическими, вкусовыми пристрастиями, в той мере, в какой это возможно. Во всяком случае, не ими одними: любой автор субъективен, и я — не исключение. Но я стараюсь упоминать те события и тех персон русской истории, которые оставили позитивный, созидательный след, не отфильтровывая персон по каким-то их признакам, которые мне могут и не нравиться. Я стараюсь избегать одностороннего подхода: или за "красных" — или за "белых". Я воспринимаю нашу историю как историю собственной семьи, своих предков. Весь русский народ — моя родня, независимо от своих политических взглядов, жизни "при царях", "при коммунистах" или "при либералах". История народа непрерывна и неразрывна. Собирая её в формате календаря, я стремлюсь показать или хотя бы дать фактологическую основу для очень важной мысли и оценки нашей истории: вся русская история — поиск путей к правде, справедливости, к развитию. Мы в поиске, причём не только самого пути, но и понимания: что есть правда, справедливость и развитие? Отсюда и наши "зигзаги истории". Но я вижу в тысячелетнем извилистом русском пути некую фундаментальную, духовную и, если угодно, направляющую и руководящую линию и силу. Когда А.А. Проханов говорит о пути к "Русской мечте", он говорит, мне думается, именно об этом.
"ЗАВТРА". Календарь вызвал интерес посетителей сайта. У него есть постоянные поклонники, комментаторы. Нередко читатели не соглашаются с той или иной оценкой событий, добавляют пропущенные, на их взгляд, имена и события. Какими принципами в подборе событий вы руководствуетесь?
Сергей БЕЛКИН. Из событий мировой истории стараемся в первую очередь отобрать то, что происходило в русской истории. Взять, к примеру, день 3 августа. Упомянем, конечно, такое событие как открытие Колумбом Америки 3 августа 1492 года, но легко пропустим, скажем, произошедшее в тот же день открытие Парижской консерватории (1795). Впрочем, в этот день Германия объявила войну Франции (1914). А вот, что точно мы не пропустим: спуск на воду ледокола "Святогор" ("Красин") в 1916 году и открытие в Москве первого Международного кинофестиваля в 1959-м. Повторю, что из происходившего в русской истории мы стараемся включать в календарь позитивные, созидательные события: военные победы России, открытие новых земель, основание городов, строительство заводов, создание новых самолётов, вертолётов, кораблей, новых видов вооружений, открытие институтов, театров, музеев, премьеры кинофильмов и т.п. Тем самым я придерживаюсь некогда мною метафорически высказанной доктрины: из светлых нитей ткать позитивное полотно отечественной истории, отражающее созидательный путь нашего народа, не прерывавшийся ни в какие времена. Наш путь был непростым, наполненным и трудностями, и неудачами, но для меня важно выделить его основную направленность: это всегда — путь развития. Путь не прямолинейный, развитие идёт сложными траекториями, переживая и откаты назад, и периоды упадка. Но длинный многовековой тренд показывает, что мы движемся вперёд и это движение целостное, это непрерывная жизнь одного народа, живущего на одной (даже с учётом некоторой изменчивости сопредельных границ) территории.
"ЗАВТРА". Важной частью календаря являются персоны — те, кто в этот день родился. Ясно, что ни один календарь не вместит в себя всех замечательных людей, родившихся в один день. В "Википедии", например, выборка каждого дня включает в себя 60–70 имён. А если посмотреть их же данные обо всех, кто включён в "Википедию" и родился в этот день, то в перечне окажется 1000–1500 имён. По каким критериям идёт отбор в ваш календарь?
Сергей БЕЛКИН. Да, выборку приходится делать, ибо "нельзя объять необъятное". Календарь ориентирован на отечественную историю, но есть, конечно, и персоны всемирного значения, не упомянуть которых мы просто не можем: Рафаэль, Ньютон, Моцарт… Но основной перечень формируется из деятелей русской истории. Установить очень строгие критерии отбора и стремиться к максимальной полноте охвата, как это следовало бы сделать в научном издании, можно, но наш календарь ставит иные задачи. Мы ограничиваем каждый выпуск 10–15 именами, стараясь не превращаться в справочник. Конечно, много достойных людей остаются не упомянутыми, но мы знаем, что наступит следующий годовой цикл, и мы произведём какие-то замены. Главное, однако, не в полноте охвата, а в пробуждении в читателях чувства благодарности по отношению к тем людям, которые созидали нашу страну на протяжении веков. Это и учёные, писатели, инженеры, художники, военные, и промышленники, это люди любых сословий и званий, разных политических взглядов, вероисповеданий и этнического происхождения. Объединяет их главное: созидательное служение Родине. Даже если ход истории впоследствии на смену чего-то ими построенного потребует сноса и строительства нового, в своё время они были искренними патриотами и трудились во благо России. Наш долг — хранить о них благодарную память, даже если мы отказались от созданного ими и применяем что-то новое.
Хочется подчеркнуть ещё одно важное обстоятельство. Большая часть подобных календарей, выбирая персон, ориентируется на их популярность. В результате формируется повсеместно распространившийся "крен в сторону артистов", поскольку их имена широко известны, они являются важной составляющей массовой культуры. Мы же кроме факта популярности учитываем историческую роль тех, чьи дела способствовали развитию России на протяжении всей её истории. Важным делом считаем упоминание ныне замалчиваемых деятелей советского периода, чьими трудами строились заводы, электростанции, создавались самолёты и ракеты, научные институты и учебные заведения. При всём критицизме по отношению к политическим реалиям современной России не забываем и о наших современниках, продолжающих трудиться на благо страны, о результатах и достижениях в промышленности, развитии инфраструктуры и т.п.
"ЗАВТРА". Читатели обращают внимание на эпитеты: "русский" или "советский", "великий" или "выдающийся" и т.п. — художник, писатель. Есть ли какие-то критерии и принципы в этом вопросе?
Сергей БЕЛКИН. Существуют подходы, складывавшиеся в рамках редакций крупнейших энциклопедий: Брокгауза и Эфрона, Британника, БСЭ и др. Выбор эпитета или признака чаще всего был обусловлен господствующими идеологиями. Если такого идеологического диктата нет, то каждая редакция формирует свои принципы, с неизбежностью оказывающиеся субъективными. Эпитеты, характеризующие значимость персоны — великий, выдающийся, знаменитый, известный и т.п. — иногда сопровождают и наши справочные сведения о персонах, хотя по большей части мы стараемся сохранять нейтральную идентификацию, не по "значимости", а по сфере деятельности: учёный, писатель и т.д. Принято давать ещё и признаки гражданства, подданства, национальной принадлежности и т.д. В этом вопросе немало путаницы, связанной с неупорядоченностью многих понятий. "Русский советский", "грузинский советский" и т.п. — это стандарт советского времени. Теперь приняты уточнения типа "русский, советский и российский" — сие должно означать, что некто жил, творил и работал в Российской империи, в СССР, а после 1991 года — в современной России. Ежели некто жил и работал в СССР, а после 1991 года оказался на отчуждённых территориях, ставших независимыми государствами, то начинается вольное творчество составителей: от приписывания персоне только нового статуса пребывания — "украинский учёный", до вымученных сложносоставных конструкций типа "советский и молдавский композитор". Специфический стандарт принят в национально ориентированных изданиях типа "Еврейской энциклопедии". Здесь выделен один признак — этничность, и на этом основании "еврейскими" учёными, художниками и пр. становятся люди разных культур, подданств, судеб, идентифицируемые по признаку "крови". Иногда эти эпитеты перекочёвывают и в издания, не ориентированные на выделение именно этнического признака, и на свет появляются "еврейские физики" и т.п. Более сдержанным вариантом является эвфемизм "еврейского происхождения". Например, в "Википедии" пишут: "Марк Захарович (Моисей Хацкелевич) Шагал — русский и французский художник еврейского происхождения". Можно и так, коль уж издание "заточено" именно на этот аспект. Для полноты, однако, не хватает эпитета "советский", что будет верно, поскольку с 1917 по 1922 год Шагал был гражданином РСФСР. Мы в календаре не ориентируемся на "состав крови", считая русскими тех, кто вовлечён в русскую культуру, является её субъектом и т.п. Это не слишком точный подход, но вполне "рабочий".
"ЗАВТРА". Каким вам видится продолжение проекта? Не опасаетесь того, что события, включаемые в календарь, из года в год одни и те же. Календарь "зациклится", интерес к нему пропадёт. Какими вы видите продолжение и развитие проекта?
Сергей БЕЛКИН. Опасение "наскучить читателям" должно быть всегда. Надо заботиться о том, чтобы оставаться интересными. Уверен, что возможности для этого есть. Во-первых, старый для одних, для других календарь окажется новым: подрастают молодые читатели, вовлекаются и не молодые, впервые увидевшие нашу работу. Во-вторых, опыт показывает, что наша история настолько богата событиями, особенно позитивными, которые замалчивались и замалчиваются в наибольшей степени, что процесс пополнения выглядит практически бесконечным. В-третьих, у созданного нами большого массива сведений могут быть и новые формы интерпретации. Мы, например, размышляем о возможности создания регулярных аудиовизуальных выпусков календаря. Здесь открываются замечательные возможности иллюстрирования событий музыкой и видео. В календаре регулярно сообщается о премьерах великих сочинений прошлого — опер, балетов, инструментальной музыки, о выходе в свет кинофильмов, о днях рождения музыкантов, артистов, художников… Всё это — благодатный материал для увлекательнейшей ежедневной программы на радио или по ТВ. Есть и ещё одна идея, которую нам часто подсказывают — просят воплотить! — читатели: издание книги. Книга видится нам в формате "Календаря — хрестоматии" по русской истории. Такого (по содержанию) издания нет и никогда не было, хотя традиция издания годовых календарей существует давно. С XVIII века в России издавались календари и месяцесловы. Одни носили религиозный характер, другие — справочный, содержали сведения и советы сельскохозяйственного характера, включая народные приметы. Существовали "придворные календари" — роскошно изданные книги с портретами членов императорской семьи. Наличие такого календаря в доме свидетельствовало о принадлежности к высшим слоям общества. Издавались адрес-календари, в которые включались сведения о "знатных людях". Издательство Сытина выпускало народные книги-календари на каждый год, в которых были разного рода полезные сведения справочного характера и пр. Сытин справедливо считал, что календарь может служить "первоначальным проводником культуры". Его фирма выпускала 25 наименований календарей общим тиражом более 12 миллионов экземпляров. Издание книг-календарей продолжалось и в советское время — в формате календарей для детей с приложением описаний самоделок, книжек-малюток и т.п. Утратило ли значение издание бумажных книг-календарей в наше время, когда любые сведения доступны с помощью вездесущего интернета? Думаю, что не утратило. У такой книги-календаря есть своя ниша, своя функция и роль, которая остаётся у некоторых печатных изданий. Электронный, доступный в интернете, календарь должен существовать, но и хорошо изданная, богато проиллюстрированная книга-календарь, которую захотят почитать и дети, и учащиеся, и взрослые, которую с гордостью положит на свой стол и политик, и банкир, тоже займёт своё место и вновь станет для кого-то пусть не "первоначальным", но "проводником культуры". Подготовка такого издания — непростой и затратный проект. Уверен, однако, что иметь такую книгу в семейной библиотеке хотела бы каждая семья, а каждый руководитель, заботящийся о собственном имидже — образованного, патриотичного гражданина — с гордостью держал бы такое красочное издание на самом видном месте в своём рабочем кабинете. Выражу надежду, что такая книга найдёт своего издателя.